Животные обычно попадали к ним с травмами -- кто с перебитым крылом, кто со сломанной лапкой
В нынешнем учебном году семиклассников ожидает сюрприз -- экспериментальный учебник по биологии, который отличается от прежних нетрадиционной подачей материала. К примеру, знакомясь с анатомическим строением лягушки, ученики узнают и несколько забавных историй из жизни холоднокровных. А в конце каждого раздела под рубрикой «Живой уголок» даны рекомендации по содержанию животных в домашних условиях. Авторы учебника -- супруги-биологи Сергей и Ярослава Межжерины -- уверены, что «Живой уголок» вызовет у школьников интерес к предмету, а и во многом поможет несчастным зверюшкам, попавшим в руки человеческие.
Особенности характеров животных, о которых пишут Межжерины, супруги изучили, наблюдая их в собственной двухкомнатной квартире. Здесь перебывали все герои «Биологии» для 7-го класса -- от амебы, червей и тритонов до летучих мышей, совы и волка! А в камине на их даче поселилось семейство горихвосток. После того, как пятеро птенцов вылупились из яиц, малышей вместе с мамой переселили в капусту -- идеальное для горихвостки убежище от хищников.
-- Для меня очень важно, чтобы рядом была какая-то живность, -- говорит Ярослава. -- Если из нашего дома выбывает очередной подопечный, моя биологическая душа впадает в депрессию.
-- Неужто и с волком прощались со слезами?
-- С чувством огромного облегчения! -- заверяет Ярослава. -- Шуточное ли дело -- держать хищника на балконе пятого этажа современного панельного дома? А начиналось все так невинно В ту пору я была еще школьницей. В один прекрасный день знакомый охотник позвонил моим родителям и рассказал душещипательную историю об осиротевших волчатах, найденных в логове убитой волчицы: «Руки лижут сиротки » И я уговорила родителей взять волчонка домой. Зверя привели, когда нас не было дома. Вернувшись вечером, мы решили его покормить. Вооружились кастрюлей гречневого супчика и банкой витаминов, купленных для поддержания сил чахнущей сиротки, отправились на балкон. Привязанная к перилам балкона цепью, перед нами сидела хорошо откормленная и уверенная в себе волчица. Гречневого супчика Джулька, как окрестили мы зверя, есть не желала -- она хотела исключительно сырого мяса, причем в больших количествах.
-- За те несколько месяцев, пока волчица у нас «гостила», она успела уничтожить папин костюм, который проветривался на балконе -- она решила, что он вполне подходит ей в качестве туалета. Из пылившейся на балконе раскладушки волчица соорудила себе логово, утеплив его распотрошенным ватным одеялом.
По ночам Джульке не хватало общества, и она заглядывала в окно спальни, наводя ужас на моих родителей сверкающими янтарными глазами и щелканьем зубов. А в лунные ночи заводила такие тоскливые песни, что «смотреть волком» на нас уже стали соседи! Наконец, мама не выдержала: «Или я, или волк!» Нам с папой не оставалось ничего другого, как позвонить тому самому сентиментальному охотнику, и с его помощью Джульку перевезли в лес.
-- Кого из своих питомцев вы любили больше всех?
-- Не поверите -- сову! Вот уже полтора года, как мы отпустили повзрослевшего Кузю на волю, но я до сих пор тоскую по нему. Одна только его внешность, когда он был птенцом (невесть почему сову считают приспешницей дьявола!), заставляла меня сюсюкать и умиляться -- маленький легонький комочек сероватого пуха с крупными ярко-оранжевыми глазами в черных пуховых «очках» и двумя ушками на круглой, напоминающей кошачью, голове. Попав в дом, Кузя решил сразу дать нам понять, кто отныне в семье хозяин. Два дня он неустанно устрашал нас: наклонившись вперед, расправлял над головой крылья, старательно распушивал куцый хвостик, шипел и щелкал клювом. Накормить совенка было просто невозможно -- при одном моем приближении его тошнило. Но Кузя нашел выход: видимо, с его точки зрения я выглядела привлекательнее, если смотреть на меня снизу вверх, и он стал разглядывать меня, развернув голову на 180 градусов. Находясь в этом положении, Кузя даже позволял почесать себя между ушками. Ел же, только когда я отходила.
-- Кузя свободно передвигался по квартире?
-- Приобщившись к цивилизации, Кузя заинтересовался танцевальной музыкой, льющейся из динамиков телевизора, -- качал головой из стороны в сторону и вверх-вниз в такт мелодии, а войдя в раж, описывал головой круги до потери равновесия. Оказавшись распростертым на полу, отлеживался минут десять, а затем взлетал на стул, и «танцы до упада» продолжались. Считается, что сова видит только ночью, но мы убедились в том, что Кузя прекрасно ориентируется и днем, хорошо запоминает и различает членов семьи. Ко мне Кузя относился снисходительно, как к официантке, муж смущал его крупными размерами, с детьми же он соперничал за главенствующее положение в семье. А вот с собакой отношения не сложились. Дело в том, что Кузю кормили сырым мясом, а собака расценивала это как личное оскорбление и стала за Кузей охотиться. Поэтому его пришлось переселить в сервант.
-- Не жестоко ли было лишать птицу свободы?
-- Мы Кузю взяли в дом не ради собственного удовольствия, а ради его спасения. Птенцы совы проклевываются по очереди, с промежутком в несколько дней. Таким образом выходит, что выводок состоит из братьев и сестер, отличающихся возрастом, а следовательно, и размерами, поэтому последний птенец, как правило, не выживает: ему не хватает корма, захваченного старшими. Так что выкармливая Кузю, которого мой муж отобрал у соседских мальчишек, готовивших расправу над «чертовой птицей», мы его спасали.
Обитатели лесов, побывавшие в семействе Межжериных, обычно попадали к ним с травмами: кто с перебитым крылом, кто со сломанной лапкой. Подлечив, Ярослава и Сергей всегда отпускали их на волю. А вот горихвостки не хотят улетать -- им нравится жить в капусте.