А двое мужчин не стали его жертвами лишь по счастливой случайности
Семь лет назад, в сентябре 1995 года, в Украине был введен мораторий на смертную казнь (через год ее отменили вообще). И Николай Розенштейн стал одним из последних, смертный приговор которому привели в исполнение. Таков был финал жизни душегуба, на чьих руках кровь девяти человек.
Светлана Лисицкая с мужем в тот день немного выпили. Но, вместо того чтобы расслабиться и отдыхать, благоверного потянуло на разборки. Дабы успокоиться, женщина вышла на дорогу (дом стоял возле трассы) и пошла Даже на несколько черепичин, брошенных вдогонку мужем, не оглянулась. Не обратила она особого внимания и на притормозивший «жигуленок», водитель которого предложил «подбросить». Почему бы и нет, решила Светлана, -- все дальше от «этого урода». Вероятно, последним, что зафиксировал мозг женщины, была улыбка повернувшегося к ней водителя, внезапно начавшего ее душить
22 сентября 1994 года мать 23-летнего Анатолия обратилась в Криворожский отдел СБУ, правда, не официально, а к родственнику, работавшему в спецслужбе. Женщина сообщила о странном поведении своего сына -- он не только впервые не ночевал дома, но вернувшись, что-то явно скрывал и рассказал лишь, что со своим другом-одногодкой Игорем помогал своему знакомому Николаю Розенштейну. Вот только, в чем именно, толком рассказать не мог. Но очень нервничал при этом. Офицер интуитивно почувствовал неладное и поделился этой информацией с коллегами из местного ОБОП. А те как раз «стояли на ушах», раскрывая убийство местного «авторитета». И потому решили допросить парней -- сработало оперативное чутье. Толю и Игоря сразу «взяли в оборот».
Поначалу, рассказал «ФАКТАМ» заместитель начальника Криворожского ОБОП Василий Колисниченко, возглавлявший тогда группу розыска убийцы, парни путались в своих рассказах, явно пытаясь что-то скрыть. Но потом «раскололись».
Оказалось, что Николай Розенштейн попросил Анатолия привезти к нему на дачу женщину, которой он якобы собирался отдать долг. А Толя сагитировал «прокатиться на природу» Игоря. Привезя пассажирку, он развернулся и уехал, а Игорь пошел прогуляться. Ближе к вечеру парень вернулся, и Розенштейн попросил его помочь вывезти мусор. Погрузив мешок в микроавтобус, они вывезли его в лесопосадку. И тут Игорь услышал, как мусор вздохнул. Ему стало страшно, и когда Николай пошел закапывать «мусор», он подумал даже, не сбежать ли, но решил не подавать виду, что что-то заметил. А вернувшись домой, рассказал все другу.
Обычно милиция начинает розыскные мероприятия после обнаружения тела. Здесь же тело, если таковое было, предстояло еще найти. Одни оперативники выехали с Игорем в лесопосадку, пытаясь определить место, где был закопан мешок, другие выясняли, кто в последнее время пропал На третий день личность жертвы была установлена.
21 сентября майор Горин вернулся со службы в летной части, дислоцированной в Кривом Роге. Жены Лиды дома не было, не вернулась она и к утру. Григорий Петрович обзвонил все больницы, милицию, морги А утром дети вспомнили, что мама вроде бы собиралась поехать к дяде Коле. Вместе со своим кумом Виктором Горин поехал к Розенштейну, которому, как он знал, жена одалживала когда-то 700 долларов.
Николай был у себя на даче, пьяный, о Лидии Ивановне сказал лишь: «Да, была у меня. Друзья привезли ее на машине, мы поговорили, я отдал деньги. У нее еще сердце прихватило, я дал таблетку и провел на дорогу к остановке. И сам бы отвез, но выпивши был. А ребята к тому времени уже уехали. Давайте я вам помогу -- поедем по больницам, проверим. В милицию заедем »
Захватив с собой «дипломат», Розенштейн сел на заднее сиденье старенького горинского «Мерседеса». Периодически подсказывал: «Направо поверни, здесь дорога лучше. Здесь налево » Вскоре они подъехали к лесопосадке, в которую он вместе с Игорем вывез «мусор». Тогда еще Григорий Петрович не знал, насколько близко он оказался к жене
Внезапно Николай достал револьвер и, угрожая им сидящим впереди мужчинам, приказал заехать в посадку. Те подчинились, но у майора под рукой оказался баллончик с дезодорантом. Направив струю в глаза Розенштейну, они с кумом выскочили из машины и бросились прочь. К счастью, раздавшиеся вслед выстрелы были неточными.
-- Естественно, Горин обратился в милицию, -- рассказал «ФАКТАМ» Василий Колисниченко. -- Но заявление о пропаже жены он подал по месту жительства -- в Жовтневом районе, а машину у него отобрали в Саксаганском. И уже в этот райотдел его направили писать заявление на Розенштейна. Пока мы узнали обо всем, сопоставили К этому времени и Игорь с Толей вспомнили, от какого дома они забирали женщину. Тогда-то мы вышли на Горина. Он все еще надеялся, что жена жива, но нам уже было ясно: ее убили, просто труп еще не нашли.
В воскресенье солдаты, помогавшие убоповцам, начали тщательно прочесывать лесопосадку. Труп женщины искали долго, но когда нашли, оказалось, что это не Горина. Через два метра опять останки -- завернутые в полиэтиленовые пакеты части тела и трупик пуделька.
Другая группа в это время искала Розенштейна. Ни дома, ни на даче его не было. Игорь рассказал, что отвез Николая в Кировоград. И даже показал место, где Розенштейн бросил «мерс».
Николай Розенштейн родился в 1959 году в небольшом городке Тавда Свердловской области. Закончил высшее военно-политическое училище, в советской армии дослужился до капитана. Женился, обосновался в городе Гяндж в Азербайджане. Но когда начался азербайджано-армянский конфликт и его, кадрового офицера, вот-вот должны были призвать, а воевать не хотелось, он вместе с семьей переехал в Кривой Рог (отсюда родом была его жена Руслана).
Здесь Николай попытался заняться бизнесом, но что-то у него не заладилось. То сделка сорвется, то на «обмывание» удачной операции вся выручка уйдет Вскоре ему пришлось одалживать пять тысяч долларов у своего знакомого Сергея Фельдмана. Подходил срок отдавать долг, а денег не было.
И тогда 4 июня 1994 года Розенштейн пригласил Сергея к себе на квартиру на улице Космонавтов. Оттуда Фельдман уже не вышел. После этого Николай подумал о дочери и жене убитого, ведь они могли знать, куда отправился глава семьи. Убийца отправился к ним и сказал, что, мол, Сергей скрывается у него от бандитов и просит приехать к нему. Жена взяла 13-летнюю дочь и собачку, и все поехали к Розенштейну. «Похоронил» он их в той же лесопосадке.
В квартире, где он убивал людей, Розенштейну жить не хотелось. Да и жена, забрав детей, уехала работать в Москву (потом она рассказывала правоохранителям, что что-то чувствовала -- какой-то гнет, угрозу, из-за чего и уехала). А потому решил отправиться в Кировоград, где завел связи в криминальных кругах, приобрел наган 1903 года выпуска и занялся рэкетом. Там же попал в ДТП, и тестев «жигуль» поставили на штрафплощадку. Но к этому времени у Николая появились микроавтобус и пять тысяч долларов, и он, вернувшись в Кривой Рог, снова попытался заняться бизнесом. Увы, ему опять не повезло, деньги закончились, а 700 долларов, которые он должен был Лидии Гориной, возвращать не хотелось. Поэтому 21 сентября Розенштейн и пригласил ее к себе на дачу. Вздох, почудившийся Игорю из мешка, таки был -- это выходил воздух из уже мертвых легких женщины. После неудачного покушения на ее мужа Николаю вновь пришлось бежать в Кировоград.
В понедельник 26 сентября Василий Колисниченко, сотрудник СБУ, боец «Сокола», милиционер-водитель и знакомый Розенштейна Игорь приехали в Кировоград. Усложняло задачу то, что Игорь не знал города, поэтому не мог вспомнить, куда завез Николая. Но в Кировоградском УВД заместитель начальника управления уголовного розыска Сергей Крипак, побеседовав с ним, смог определить, где должен быть Розенштейн.
-- Пришли туда, поговорили с людьми, -- вспоминает Василий Колисниченко. -- Действительно, говорят, есть такой, только что с каким-то товарищем видеокассеты из проката к себе понес. Мы подмогу вызвали, для страховки, -- все-таки вооруженного преступника брать, место людное Подхожу, звоню. Открывается дверь -- на пороге практически голый Розенштейн. Он-то не ожидал, что мы его так быстро найдем. Я его ударил, пока он в себя не пришел, А он здоровый мужик, даже не покачнулся. Но все же мы с ним справились. Сергей Иванович начал с ним разбираться, а я -- в другую комнату. А там на диване еще один мужик, метра под два ростом, тоже голый лежит и смотрит на меня удивленно: мол, ты чего мельтешишь, пистолетом машешь Мы связали и его, поскольку он мог иметь отношение к преступлениям. Пригласили понятых, обыскали все и нашли «дипломат». А в нем -- револьвер, серьги, снятые с Гориной, и документы на «Мерседес» ее мужа. Николай сразу и сознался в убийстве Лидии. Второй задержанный лишь помогал ему иногда продавать золото, но каким путем это золото добыто, не знал. Поэтому его отпустили.
Задержанного мы повезли в Кривой Рог. А я все думал о расчлененных останках, которые мы нашли на свалках. Вспомнил, что недавно пропала семья Фельдманов -- сначала муж, через пару дней жена и дочь. И я решил «прощупать» его. Завел разговор, «подвел» к ним Он и сказал, что знает эту семью. Дальше я его не тревожил уже, чтобы не спугнуть. А в Кривом Роге с ним уже работали наши сотрудники.
«Раскрутить» Розенштейна было делом техники. Через несколько часов он начал рассказывать о том, как решал свои денежные проблемы. На следующий день показал, где зарыл тело Гориной. Оказалось, что неподалеку от останков членов семьи Фельдман. А тело девушки, найденное первым, было ему якобы неизвестно. Вроде можно было сворачивать работу и передавать дело следователям, но что-то удерживало оперативников.
-- Это был уникальный случай, -- рассказал «ФАКТАМ» заместитель начальника ГУБОП МВД Украины Николай Хащевой (на момент задержания убийцы он был начальником ОБОП Кривого Рога). -- Я поговорил с одним экстрасенсом и астрологом, показал ему фото Розенштейна. «Сколько за ним трупов?» -- спрашиваю. Отвечает: «Около десяти. И один из них -- студентки». Вот при очередной беседе с Николаем я ему и говорю: «Расскажи лучше о студентке». Тут он и поплыл. И рассказал еще про пять трупов. Правда, студентки в полном смысле этого слова там не было -- девочка из Новой Каховки приехала поступать, но не поступила. Возвращалась домой, а он ее на трассе встретил
Все пять девушек были убиты в течение одной недели -- с 12 по 19 июля 1994 года. Это происходило как раз в то время, когда Розенштейн, пытаясь отвлечься от убийства Фельдманов, катался по дорогам вокруг Кривого Рога.
После того как Николая задержали, был проведен обыск «жигуленка», отправленного на штрафплощадку ГАИ еще до убийства Гориной. В нем обнаружили паспорт Светланы Лисицкой. На следующий день убийца показал все пять мест захоронения -- вокруг Кривого Рога. С точностью до нескольких сантиметров.
Николаю Розенштейну вынесли смертный приговор. Его успели привести в исполнение до введения моратория на смертную казнь -- вскоре расстрелы были приостановлены, а затем и вообще заменены пожизненным заключением
(Имена свидетелей и потерпевших изменены. -- Авт. ).