О пользе вечных автомобильных двигателей или, например, насосов, в которых металлические детали заменены керамикой, ученые всего мира говорят уже не первое десятилетие. Такие агрегаты куда прочнее стальных, не ржавеют, не боятся пыли, прекрасно выдерживают сверхвысокие температуры и трение, способны работать с небывалой скоростью Однако осуществить эти мечты мешала непреодолимая, казалась бы, проблема: производить детали из керамики намного сложнее, чем из металла. Так, металлические шарики для подшипников «штампуются» почти молниеносно, а на производство керамической партии требовалось примерно сто часов! Теперь же, усилиями киевского ученого Олега Пасечного, проблема будет решена. И по праву его работа выдвинута Институтом сверхтвердых материалов НАН Украины на соискание Премии Президента Украины для молодых ученых в сфере науки и техники.
-- Особая технология алмазной обработки позволит создавать вечные, по сути, керамические детали для приборов, в которых металлические части быстро выходят из строя или не справляются с задачей, -- говорит сотрудник института Олег Пасечный. -- Например, в шахтах многие механические узлы «летят» из-за попадания в них пыли. Глубинные насосы на нефтяных и газовых скважинах засоряются и перегреваются, а доставать их с километровой глубины для замены слишком проблематично. Стальные подшипники не могут работать со скоростью свыше 10 тысяч оборотов в минуту, поэтому, к примеру, на центрифугах в медицинских лабораториях не проведешь некоторые сверхтонкие исследования. А керамические детали, которые зачастую прочнее алмаза, не только значительно выносливее (скажем, керамический нефтяной насос будет служить, пока не иссякнет месторождение), но и изготавливаются намного точнее. Еще в 1970-х годах японцы попытались создать керамический двигатель, однако тогда ученые не сумели изготовить все детали из керамики. А теперь такой двигатель становится вполне реальным, как и производство турбин, которые не перегреваются, а значит, способны развивать огромную мощность.