Происшествия

«мой димуля так долго не приходит в себя, наверное, еще и потому, что его не пускают души близких, погибших в автокатастрофе»

0:00 — 12 сентября 2002 eye 478

Каждый день отец читает сыну его любимые книжки, надеясь вывести мальчика из комы

Возвращаясь 6 мая, на Пасху, на стареньком «Жигуленке» с дачи домой, в Винницу, Димины мама, бабушка и дедушка и представить не могли, что случится с ними в дороге. Уже подъезжая к областному центру, легковушка столкнулась на трассе с прицепом, неожиданно оторвавшимся от ехавшего навстречу микроавтобуса. В результате сильного удара 52-летний Василий Сильвестрович, который был за рулем, и его дочь Светлана погибли на месте происшествия, а жена Нина Павловна -- умерла в больнице. Одиннадцатилетний Дима -- единственный, кто остался в живых в этой ужасной автокатастрофе благодаря усилиям врачей Винницкой областной детской клинической больницы. Но вот уже пятый месяц мальчик находится в коме…

«Три года назад, чудом оставшись в живых после аварии, я сразу же пошел в церковь покреститься. Вместе с сыном»

-- Такая нелепая трагическая случайность! -- рассказывает Димин отец Александр Кузнецов. -- Ведь тесть всегда так осторожно водил машину, никогда не лихачил. Не окажись его автомобиль в то роковое мгновение рядом с «Мерседесом», оторвавшийся прицеп просто пересек бы встречную полосу и съехал в кювет. Именно так говорили выезжавшие на место происшествия правоохранители. А тут сразу три гроба… В это трудно было поверить.

Похоронами занимался сын погибших Саша, очень помогли ему родственники его жены. У меня же такой возможности не было, потому что я постоянно дежурил возле реанимации, где врачи боролись за жизнь сына. А когда однажды мельком увидел там Диму под аппаратом искусственного дыхания, всего забинтованного, в зеленке, в каких-то трубочках, мне стало плохо. Я понял, почему медики не пускают родственников в реанимацию. Спасибо врачам: после сложнейших операций им удалось вернуть сына к жизни. По словам медиков, его выздоровление -- дело времени. В глубине души я все время надеялся, что сын «проснется» к 1 сентября. Ведь он всегда с каким-то особым трепетом собирался в школу накануне нового учебного года. Увы, чудо не произошло, но я искренне уповаю на Божью милость.

-- После дорожно-транспортного происшествия ребенок на протяжении десяти суток находился, как говорят медики, в запредельном состоянии, то есть между жизнью и смертью, -- говорит заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии Винницкой областной детской клинической больницы Людмила Шевелева. -- При оперативном обследовании у мальчика была выявлена черепно-мозговая травма с ушибом мозга тяжелой степени и кровоизлиянием в мозг, а также перелом костей правого предплечья и левой ключицы. Буквально с каждой минутой нарастала симптоматика нарушения сознания до степени комы. Ребенок не мог самостоятельно дышать, поэтому был подключен к аппарату искусственного дыхания.

-- Состояние мальчика несколько стабилизировалось после произведения двусторонней трепанации черепа и мощного курса интенсивной терапии, -- констатирует оперировавший Диму Кузнецова нейрохирург Винницкой областной детской клинической больницы Сергей Волощук. -- Уже на четвертые сутки была произведена магнитно-резонансная томография головного мозга и обнаружены массивные очаги ушибов. Мальчику еще предстоит длительное восстановительное лечение. Поскольку у него произошли грубые нарушения центральных отделов головного мозга, утеряны функции памяти, речи, активности движений.

Сегодня Дима нуждается в индивидуальном уходе, с чем успешно справляется его отец. Из тяжелейшего состояния наш маленький пациент вышел без пневмонии, без гнойных и трофических осложнений.

Медики говорят, что Диминому отцу уже можно работать фельдшером в лечебном учреждении. Ведь, ухаживая за сыном, он научился делать уколы, готовить протертые супы и кормить «спящего» мальчика с ложечки и через зонд через каждые четыре часа, переворачивать и укладывать его удобнее, чтобы не было пролежней.

Александр считает, что Господь миловал его самого, когда еще три года назад он попал в ДТП. Его машина несколько раз перевернулась, но он отделался лишь незначительными ушибами. Понимая, что чудом выжил, пошел в церковь покреститься. Вместе с сыном…

«Увидев мальчика в таком состоянии, мы поняли, что бросить его не сможем»

-- Знаете, на дачу мы с женой Светой часто ездили вместе с ее родителями, ведь почти десять лет прожили с ними под одной крышей, -- продолжает Александр. -- Вот только так получилось, что незадолго до трагедии мы с женой расстались. Но с сыном я виделся постоянно. Частенько ходили с ним в пиццерию, пицца -- любимое Димкино блюдо. Он рос веселым, жизнерадостным и в то же время спокойным и рассудительным мальчиком. Моя мама всегда удивлялась: такой послушный ребенок, и никаких неприятностей от него никогда не дождешься! А погибшие дедушка и бабушка души во внуке не чаяли. Бывало, вместе с ним уроки готовили, разделяли его увлечения астрономией и палеонтологией, покупая уж чересчур, как мне казалось, любознательному мальчику интересные книги, организовали изучение английского языка на дому. Даже дачу в Степановке приобрели, чтобы сын имел возможность хотя бы на какое-то время сменить тесную городскую квартиру на просторный сельский двор. Вот и пришло мне в голову: может, из-за того, что так сильно любили нашего Димулю его трагически погибшие мама, бабушка и дедушка, их души так долго не отпускают его…

Александру помогают ухаживать за сыном его мама Любовь Ивановна и подруга Людмила со своей мамой Натальей Семеновной. Женщины бегают по аптекам, помогают готовить еду для Димы, стирают постельное белье. А еще часто подменяют Александра ночью у постели больного мальчика, чтобы Саша смог хоть немножко отдохнуть. Ведь, бывало, поначалу этот крепкий мужчина просто валился с ног от нервного перенапряжения. Кстати, как замечает Людмила, многие из ее знакомых поддерживают ее в благородном порыве помочь Саше выхаживать сына, хотя, есть и такие, которые считают, что она, красивая молодая женщина, совершенно напрасно взвалила на себя заботы о чужом тяжелобольном ребенке.

-- Ни я, ни Люда никогда раньше не были знакомы с этим мальчиком, -- с грустью рассказывает Наталья Семеновна. -- Но увидев Диму в таком состоянии, поняли, что оставить его не сможем. Я ведь хорошо знаю, что такое дети: сорок лет учительницей в школе проработала! Уже два года на пенсии, к тому же недавно мужа похоронила. А тут вдруг Димочка… Когда я беру его ослабевшие ладошки в свои, мне кажется, он становится более спокойным, а может быть, в него вливается моя сила? Мы молимся за здоровье мальчика и искренне верим, что он поднимется. На днях даже ездили в Почаевскую лавру, чтобы помолиться и приложить Димину шапочку к святым образам.

Многие из неравнодушных к чужой беде виннитчан, узнав об этой трагедии, стараются помочь попавшему в беду мальчику. Приносят фрукты, соки, лекарства. А на днях одна женщина принесла адресованное Диме письмо от своего сына-десятиклассника, сказав, что он учится в одной школе с пострадавшим мальчиком. В письме с пожеланиями скорейшего выздоровления была вложена тысяча гривен. Эти деньги в тот же день были потрачены на приобретение необходимых медикаментов.

«Не волнуйся, Димка, мы поможем тебе в учебе!»

О судьбе Димы Кузнецова очень переживают и его одноклассники из винницкой общеобразовательной школы N32. Пожелания скорейшего выздоровления они выразили в письмах и рисунках, которые вместе с собранными на лекарства деньгами передала Диминому отцу классный руководитель шестиклассников Людмила Сергеевна. Дети написали, что с грустью смотрят на его пустующую парту и с нетерпением ждут, когда он снова вернется в школу. А о том, что Димка немного отстал в учебе, просят его не волноваться, ведь они обязательно все вместе помогут ему! Также в дружеских посланиях ребят -- все школьные новости, а одна девочка подробно написала Диме о своей домашней любимице кошке и ее повадках. И даже нарисовала огромную пушистую кошку -- когда-то Дима подарил ее девочке еще котенком.

По вечерам отец часто читает Димочке трогательные ребячьи послания, рассказывает интересные истории о его любимых динозаврах, несмотря на то, что мальчик не слышит. Однажды Саше показалось, что сын слегка улыбнулся и даже начал водить зрачком уцелевшего правого глаза, как бы ища кого-то в комнате. Заметив это, Александр побежал за медсестрами, которые подтвердили: Дима действительно реагирует на свет. Еще больше обрадовался Саша, поняв, что, по мере того как у сына восстанавливаются глотательные движения, он активнее сопротивляется, когда ему засовывают в рот зонд. Теперь Диму можно кормить с ложечки. «Наверное, я буду самым счастливым отцом в мире, когда он откроет глазки и просто посмотрит на меня, когда хотя бы жестами сможет подать знак или сказать, чего хочет!» -- восклицает Александр.

«Пациента, столь длительное время пребывающего в коме, в больнице еще не было»

Как оказалось, оторвавшийся от грузового микроавтобуса прицеп, принесший так много горя, принадлежал одному из украинско-немецких частных предприятий города Калуша Ивано-Франковской области. В той роковой поездке водитель, 38-летний Андрей С. , возвращался домой из Германии с партией кондиционеров. Во время аварии сорвало приваренную к прицепу металлическую штангу, которой он крепится к автомобилю, само же сцепное устройство осталось невредимым. Во время отрыва прицепа не сработал и его страховочный трос.

Следователь, проводящий расследование по этому уголовному делу, возбужденному по ст. 286 ч. 3 УК Украины (ДТП, приведшее в тяжким последствиям), сообщил «ФАКТАМ», что утверждать, будто дефект крепления -- это заводской брак, нельзя, поскольку сроки гарантии на прицеп уже истекли. Он был произведен в 1998 году в Польше. Поэтому согласно законодательству ответственность за происшедшее должен нести владелец транспортного средства. По уголовному делу назначено несколько технических экспертиз, и окончательные выводы следствия пока еще не сделаны.

-- Пациента, столь долго пребывающего в коме, в нашем лечебном учреждении еще не было, -- утверждает главный врач Винницкой областной детской больницы Татьяна Антонец. -- Спасали Димочку мы, медики, как говорится, всем миром, и продолжаем спасать, хоть и нарушаем все действующие инструкции относительно его пребывания в нейрохирургическом стационаре. Ведь это отделение острой патологии, средний срок лечения в нем -- всего 12 суток. В нейрохирургической помощи мальчик уже не нуждается. Но по-человечески можно понять отца, настаивающего на лечении Димы именно в нашей больнице, ведь наши врачи знают особенности его травмы, знают, как он реагирует на поддерживающие его жизнедеятельность медицинские препараты. Тем не менее сейчас решается вопрос о переводе Димы для дальнейшего лечения в неврологическое отделение областной психиатрической больницы. Вообще-то это проблема государственного масштаба: из-за отсутствия специальных медицинских учреждений тяжелобольные дети -- не только после ДТП, но и с врожденными патологиями, с онкологическими заболеваниями -- вынуждены пребывать в больницах.

Одному из родственников Александра недавно приснился сон, будто Дима прикрывает дверь комнаты, но, услышав, что его зовут, не закрывает ее совсем, оставив маленькую светящуюся щелочку. Отец мальчика и все помогающие ему добрые люди не теряют надежды на выздоровление Димы и готовы посвятить этому всю свою жизнь. Недавно они услышали, что мэр английского города Питерборо, побратима Винницы, пообещал взять на лечение тяжелобольных детей. «Может, стоить попытать счастья за рубежом?» -- мечтают опекающие мальчика взрослые. Тем более что, по словам винницких врачей, их возможности уже исчерпаны?