Происшествия

Эксперимент по бесплатной перевозке в маршрутных такси 30 процентов льготников решено продлить в киеве до конца года

0:00 — 19 сентября 2002 eye 309

Вопреки опасениям столичных владельцев микроавтобусов, бесплатные пассажиры не доставляли им особых хлопот

Попытка столичных властей упорядочить работу маршрутных таксомоторов вызвала волну недовольства со стороны частных перевозчиков (»ФАКТЫ» несколько раз анализировали сложившуюся ситуацию). Некоторые новшества, предложенные Главным управлением транспорта Киева, владельцы маршруток восприняли без особого энтузиазма.

«Количество «льготников» сразу же уменьшалось, как только водители маршруток просили предъявить удостоверение»

Больше всего частных перевозчиков возмутило предписание возить в микроавтобусах всех без исключения льготников. Такое требование, среди прочего, появилось в новых правилах организации и проведения тендеров на маршруты -- только при условии его соблюдения можно получить разрешение перевозить пассажиров. Вскоре почти на всех маршрутах начали вспыхивать конфликты: льготники хотели ездить бесплатно, водители им в этом отказывали.

После бурных дискуссий власти и перевозчики пришли к компромиссу: в каждом микроавтобусе льготникам отводится не менее 30 процентов мест. Но владельцы маршрутов опасались, что к маршруткам выстроятся очереди «бесплатников», что негативно скажется на обслуживании всех пассажиров.

Чтобы всесторонне изучить ситуацию, решили сначала провести эксперимент: выделить льготникам в маршрутках 30 процентов мест и возить их бесплатно, но только не в часы пик. На это условие согласились практически все перевозчики. Эксперимент длился месяц, и недавно чиновники объявили о предварительных результатах.

-- Прежде всего отмечу, что вопреки опасениям перевозчиков льготники не оккупировали микроавтобусы, -- сообщил заместитель главы столичной госадминистрации Иван Салий. -- Не было и огромных очередей на остановках маршрутных такси. Одним словом, бесплатные пассажиры не доставили особых хлопот остальным. Правда, в первые дни появилось немало желающих ехать даром, но как только водители просили предъявить удостоверение, количество «льготников» уменьшалось. Но особого ажиотажа во время проведения эксперимента не наблюдалось.

По истечении месяца перевозчики и представители столичных властей встретились вновь, чтобы решить, как быть дальше. К моменту окончания эксперимента подоспел протест столичной прокуратуры, которая приостановила действие приказа Главного управления транспорта Киева об организации автобусных перевозок в городе и потребовала его отменить. Правда, Иван Салий сразу же отметил, что городские власти учли часть замечаний прокуратуры и даже внесли изменения в июньский приказ.

К примеру, теперь тендерные конкурсы для желающих работать на маршруте будут исключительно открытыми. Значит, победить смогут наиболее достойные претенденты, способные вывести на линию новые, технически исправные и комфортабельные машины, где за рулем будет сидеть вежливый водитель, а в салоне работать доброжелательный кондуктор. И каждый раз во время открытой и честной борьбы конкурентам придется доказывать, что они лучше своих соперников.

Владельцам микроавтобусов пообещали решить «вопрос о компенсации»

Новые правила предусматривали, что на маршруте станет работать только один перевозчик. Однако с этим решили пока повременить -- сначала тщательно изучат каждый маршрут, а затем уже будут определять, сколько машин здесь нужно выпускать на линию.

С некоторыми претензиями прокуратуры чиновники не согласились и направили блюстителям закона свои пояснения. Иван Салий даже заявил, что власти «готовы отстаивать свою правоту в суде, если прокуратура и далее будет требовать отменить приказ».

А вот судьба вышеупомянутого эксперимента по перевозке льготников уже прояснилась: его решено продлить до конца года. Значит, и дальше в каждой маршрутке станут отводить 30 процентов мест для бесплатного проезда льготников. Как и раньше, таким правом они смогут воспользоваться только между часами «пик», решили на заседании руководителей предприятий-перевозчиков и управления транспорта.

Представители частников, правда, критиковали эксперимент, но против его продления не проголосовал никто. Власти же пообещали перевозчикам «решить вопрос о компенсации». Однако прежде владельцы микроавтобусов должны предоставить расчеты: во сколько обходится поездка одного «бесплатного» пассажира на каждом конкретном маршруте. Правда, столичные власти считают, что затраты на перевозку льготников должны компенсироваться как из местного, так и из государственного бюджета.

Во время недавнего совещания в столичной госадминистрации после рабочей поездки по столице премьер-министр Украины Анатолий Кинах затронул вопрос о компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, заявив о необходимости заменить существующую систему льгот (а правом бесплатного проезда пользуются почти 40 процентов пассажиров) адресной помощью. Тогда бы, скажем, пенсионер или любой другой льготник получал из бюджета определенную сумму в виде прибавки к пенсии или зарплате на какое-то число поездок и распоряжался этими деньгами по собственному усмотрению: тратить их на проезд или другие насущные нужды.

Подобная система была бы наиболее справедливой, ведь некоторые льготники годами не выходят из своих квартир и своим правом бесплатного проезда не пользуются.