Сегодня юная канадка ожидает возвращения домой
Канадская девочка Саша отчасти русская -- она родилась в Кишиневе. Когда ребенку исполнилось три года, папа с мамой эмигрировали, поселившись вместе с дочкой в Торонто. По словам Александры, устроились на новом месте на зависть многим: у родителей своя автозаправка, постоянный доход, богато обставленный дом. Да и у девочки было все или почти все, о чем можно мечтать в ее возрасте.
-- Единственное, что маму не устраивало в Канаде,-- уверяет Саша, -- качество канадского образования. Ведь там школьники, к примеру, геометрию начинают изучать только в десятом классе, физику -- в одиннадцатом. Мама все время вспоминала, какое прекрасное обучение было в бывшем СССР и какие отличные знания получили они с отцом. Одним словом, это была идея фикс -- хорошее образование. Вот на семейном совете и решили отправить меня на учебу хотя бы на год к бабушке в Кишинев.
Девчушка прилетела в Кишинев летом прошлого года. Привыкшая жить так, как ей хотелось, очень общительная и раскованная, Саша быстро нашла на новом месте друзей себе под стать -- в бабушкином доме толпами стали появляться длинноволосые хиппи, смысл жизни которых ограничивался поисками нескончаемого праздника. Бабушка пришла в ужас:»Вокруг столько опасных соблазнов!». Но внучка все ее протесты игнорировала, находя сотни способов улизнуть из дому. «Я с ней не справляюсь! Здесь нужна крепкая мужская рука!» -- позвонила бабушка своему сыну в Херсон. И вскоре Сашиным воспитанием занялась семья ее родного дяди.
-- Об истинных причинах отправки племянницы из Канады в Кишинев мы тогда не догадывались, -- утверждает Татьяна, супруга дяди. -- Да и свекровь нас особо не спрашивала, согласны ли мы возиться с чужим ребенком. Все произошло чуть ли не в приказном порядке: бабушка посадила Сашу в автобус и отбила телеграмму: «Встречайте». Девочка нам понравилась: симпатичная, воспитанная, приветливая. Но проблемы начались с первого же дня -- ни в одну херсонскую школу, куда мы обращались, Александру не приняли по причине очень низкого уровня знаний -- в свои тринадцать лет она не знала даже таблицы умножения! Помню, заканчивался сентябрь, а мы все еще метались по школам. Наконец, нашлась частная гимназия, куда ее взяли на платной основе, но возникла очередная сложность -- Саша не знала украинского языка, на котором велось преподавание. Начались занятия с репетитором.
-- В первые недели я совсем не понимала, о чем говорят на уроках, -- вспоминает Саша. -- Мой учитель украинского старался исправить положение, но я оказалась туповатой ученицей.
Директор упомянутой гимназии согласился на встречу с корреспондентом «ФАКТОВ» только на условиях анонимности.
-- Все дело в том, что Саша не собиралась мучить себя падежными окончаниями и десятичными дробями, -- объяснил он. -- В ее школьных канадских документах проставлены совсем посредственные оценки и огромное количество пропущенных занятий. Мы пробовали заниматься с девочкой индивидуально, но через пять-десять минут ее внимание рассеивалось, и она уже не слышала. что ей пытаются объяснить. Александра ждала одного -- когда раздастся звонок. Настоящая жизнь начиналась для нее у выхода со школьного двора. Вот так, с горем пополам прозанимавшись целый учебный год, и она и мы вздохнули с облегчением, когда начались каникулы.
-- Пока мы угождали племяннице и потакали всем ее причудам, наши отношения складывались чудесно, -- продолжает Татьяна. -- Но стоило ей что-то запретить, и начиналось Однажды Саша потребовала: «Позвоните в школу и скажите, что я заболела. Папа, кстати, иногда так делал». Отказ привел ее в бешенство. Она ушла из дома и несколько дней не появлялась. Мы очень переживали. Потом, правда, к Сашиным отлучкам привыкли. В нашем доме стали появляться случайные люди. Кстати, Сашина мама звонила из Канады часто -- так часто, как не звонили даже ее новые подружки. Но мой муж не рассказывал обо всех проблемах -- не хотел огорчать сестру.
В Херсоне живет и крестная мама Александры, которая тоже пыталась принять участие в воспитании девочки.
-- Я педагог, учитель математики, -- рассказывает Наталья Костерная. -- Саша частенько бывала у меня, но задачки интересовали ее меньше всего. Девочка приходила пожаловаться на своих родственников: заставляют учиться, помогать им по дому, хотят сделать из нее Золушку. В Канаде, кстати, законы запрещают принуждать ребенка трудиться без его согласия, там нельзя даже голос повысить на свое чадо.
Что-что, а детские права Саша знала. Как только папа еще там, в Канаде, пытался взять ее в ежовые рукавицы, дочка сигнализировала куда следует, и в доме появлялся полицейский. Последний такой инцидент обернулся для отца Александры судом -- от тюрьмы его спас инсульт. Понимая, что управы на дочку не найти, и пытаясь хоть как-то разрядить ситуацию, девочку решено было отправить к бабушке в Молдавию. По сути, от нее избавились, избавились от лишних хлопот, но я никого не осуждаю -- возможно, другого выхода не было.
Учиться здесь Саша тоже не собиралась, объясняя свою позицию так: Бог мне дал красоту и талант (девочка замечательно поет), я вырасту и стану популярнее Бритни Спирс, вы все еще будете мною гордиться У крестницы был свой взгляд на жизнь -- мол, на Западе непрестижно много работать, это удел бедняков, людей второго сорта. Канадцы работают мало, зарабатывают много. А в остальном она очень добрый и общительный ребенок -- раздаривала друзьям свои наряды, сорила деньгами -- благо, мама каждый месяц высылала приличную сумму, угощала всех дорогими сигаретами, поэтому возле нее постоянно крутились толпы подростков. По-моему, многие из ребят Сашиной щедростью злоупотребляли. Она этого не замечала. Натура своеобразная, витает в облаках. Этим девочка в свою маму. Та, режиссер по образованию, тоже жила мечтой о карьере голливудской актрисы, а в Канаду отправилась, чтобы быть поближе к фабрике грез.
К весне Сашины отношения с родней, и без того не очень теплые, совсем осложнились: девочку стали дома запирать на ключ. И Саша взбунтовалась: когда дядя с тетей ушли на работу, она обчистила их квартиру. Вынесла золото, драгоценности, деньги -- раздавала украденное направо и налево, покупала всем подарки, кутила. Такие шалости уличные подростки уважали.
-- Рассвирепевшие Татьяна с мужем, -- рассказывает их соседка, -- выбросили все Сашины вещи во двор. Но она не стала их подбирать. Помню, собаки долго волочили по асфальту фирменные джинсы и курточки
После этого неприятного семейного происшествия маленькая иностранка получила то, чего ей не хватало -- полную свободу.
-- Я ушла жить к подружке, -- улыбается Александра. -- Ее мама пила, поэтому ей было все равно, кого привели в дом.
Но вскоре откровенная нищета заставила Сашу написать маме гневное письмо: «Почему вы отправили меня в Украину? Почему не в Израиль к папиной маме? Почему не к дяде в Штаты? Вы и представить себе не можете здешнюю дикость: тут варят чай в кастрюле! Немедленно заберите меня домой». Мама согласилась, но при этом поставила все то же обязательное условие: чуть-чуть подтянуть учебу. Принять его юная канадка не смогла. И плюнув на все, она отправилась бродяжничать.
Судьба предоставила тринадцатилетней девочке шанс опуститься на самое дно. Вместе с другими бродяжками Саша нищенствовала и попрошайничала, подворовывала, все лето ночевала в лодках на берегу Днепра. Игра на пляже в преферанс с незнакомыми взрослыми парнями, купание среди кувшинок -- обо всем этом девчушка рассказывала мне весело, словно об увлекательных приключениях.
-- Однажды Саша привела ко мне свою сомнительную компанию, -- вспоминает Наталья Костерная. -- Девочка была очень грязная, в синяках, голодная. Я накормила, предложила ей вымыть голову. Потом поставила блудную крестницу перед иконой (Александра -- очень набожный ребенок) и попросила:»Рассказывай». Обычно она врала напропалую, и только у иконы она могла говорить правду. Меня, конечно, в первую очередь интересовало, не беременна ли она. Но Саша поклялась, что нет. Чуть не расплакалась: хочу к маме! Рассказала, что потеряла паспорт и теперь не представляет, как уедет отсюда.
Потом девочка призналась своим друзьям, что прошедшее лето -- самое трудное в ее жизни: она впервые заподозрила, что никому не нужна.
Сашины похождения закончились так же внезапно, как и начались, -- она попала в приют для бродяжек.
-- К нам пришли из детской криминальной милиции и с порога давай упрекать: как вы могли выбросить ребенка на улицу?! -- едва сдерживает волнение Татьяна. -- Разве объяснишь людям, что из-за этого ребенка я вынуждена была лечиться у психиатра? Предложили взять на себя расходы по Сашиному пребыванию в приюте, но мы уже давно из Канады денег не получаем. Впрочем, дело не в этом. Главное сейчас -- это возвращение Александры в Торонто. Рассматривался такой вариант: муж заявляет в милицию об ограблении нашей квартиры, после чего Сашу задерживают и помещают в приемник-распределитель для несовершеннолетних, а оттуда уже депортируют в Канаду --- в таком случае можно обойтись без восстановления утерянного паспорта. Но когда в милиции услышали, что нашу квартиру обчистила малолетняя родственница, пребывающая в Украине нелегально, то даже зарегистрировать кражу отказались. Тогда нам предложили отвезти племянницу в Кишинев -- в конце концов, она ведь туда приехала. Муж так и сделал.
Но не успел дядя вернуться в Херсон, как Саша вновь сбежала от бабушки -- с автовокзала девочка отправилась не куда-нибудь, а в тот же приют. Видно, после нелегких поисков хлеба насущного, грязных подворотен, неуюта проходных дворов приют показался Саше лучшим местом на земле. К тому же здесь, говорит девочка, она нашла настоящих друзей, а особенно подружилась с двумя братьями-близнецами, своими ровесниками.
-- Один из них даже обещал жениться на мне, когда вырасту, -- улыбается Александра. -- Наверное, все дело в том, что я из Канады. Но он уверяет, что ему все равно, откуда я. Не знаю, может, когда-нибудь и вернусь в Украину, чтобы здесь жить
-- Кстати, в приюте ко Дню независимости Украины беспризорные дети подготовили праздничный концерт -- на первых ролях там блистала Саша, -- рассказывает начальник Херсонской областной службы по делам несовершеннолетних Наталья Плевако. -- Она на бис пела «Червону руту», доказав всем, что ее мечты о карьере Бритни Спирс вполне могут осуществиться. Так что есть в этом капризе судьбы и положительный момент: Саша выучила украинский язык. На празднике она поставила малышам несколько танцев, в общем была на высоте. Но дело ведь в другом -- уже сентябрь, ей нужно учиться, поэтому мы хотим побыстрее отправить девочку домой. Нам в этом сейчас очень помогает областное управление внутренних дел -- милиция взяла на себя переговоры с канадским посольством, восстановление утерянных документов. У нас это первый случай, когда нужно подданную другой страны отправлять за океан. Совсем особенная история. Девочка непростая, к тому же возраст переходный. Хочется надеяться, что все эти похождения в Украине Сашу чему-то научат. Ведь как любишь, понимаешь только в разлуке