Олечка пришла в этот мир всего три недели назад. Валентине Витальевне удалось убедить сотрудников столичной клиники «ИСИДА IVF», специализирующейся на лечении бесплодия, в том, что только беременность вернет ей желание жить. Врачи согласились помочь, и впервые в Украине у женщины пенсионного возраста появился малыш
-- Посмотрите, какая у нас девочка! -- говорит Валентина Витальевна. -- Ей уже две недели, а мы до сих пор не можем поверить в это счастье!
Олечка спит в коляске. Хорошенькая, смугленькая Родилась доношенной, вес 3 килограмма 350 граммов. Правда, маме сделали кесарево сечение. Так безопаснее для ребенка, считают врачи. С нескольких фотографий, стоящих в серванте, на малышку смотрит ее старший брат Игорь, морской офицер. Он погиб четыре года назад: его, возвращавшегося с товарищами со службы, в сумерках сбил автомобиль. На этой неделе, 22 сентября, Игорю исполнилось бы 30 лет.
-- После гибели сына я плакала днем и ночью, не хотела больше жить, -- вспоминает Валентина Витальевна, которая и сейчас не может сдержать слезы. -- Затем мы с мужем решили, что должны взять на воспитание ребенка, оставшегося сиротой -- у которого родители, например, погибли в аварии. Найти такого не удалось. И вот знакомая дала мне буквально обрывок газеты «ФАКТЫ» со статьей о клинике «ИСИДА», врачи которой помогли семье, столь же несчастной, как наша. Речь шла о том, что 18-летняя девушка погибла под колесами автомобиля. И ее родители, со временем решившиеся обзавестись детьми, после лечения в клинике стали многодетными, у них родились двойняшки. Конечно, боль утраты ребенка не унять. Но вернуть смысл жизни можно только так. В клинике «ИСИДА», куда обратились и мы с мужем, ко мне отнеслись с пониманием. Хотя и уговаривали отказаться от мысли иметь ребенка. Я убедила врачей. Два года продолжалось лечение. Наконец, на свет появилась дочка. Пусть поймут мои чувства те, кто осуждает меня. Я ведь не выжившая из ума старуха. Наша дочка будет расти в любви и радости. Надеемся, у нас хватит сил сделать ее счастливой.
Первые три года после гибели Игорь часто являлся маме в снах. И вот что удивительно: с 24 декабря прошлого года, с того дня, как у Валентины Витальевны наступила беременность, да и после родов не приснился ни разу.
-- Я никогда не верила ни в сны, ни в чудесные совпадения, но сама убедилась, что в жизни есть много таинственного и необъяснимого, -- признается Валентина Витальевна. -- Может быть, в нашей малышке частичка души сына? Во всяком случае было бы замечательно, если ей генетически передался его характер.
В гости к Валентине Витальевне и Олегу Ивановичу мы приехали вместе с директором клиники «ИСИДА IVF» Валерием Зукиным. Его здесь принимают как родного.
-- Еще бы! Мы ведь больше двух лет постоянно общались с врачами клиники, -- говорит Валентина Витальевна. -- Ни на минуту не забываю о том внимании, которым окружили меня сотрудники «ИСИДЫ». И дочке обязательно когда-нибудь расскажу, кто подарил ей жизнь. Кстати, мы пробовали обращаться и в другие клиники, но везде мне давали понять, что я опоздала Наверное, и выглядела я тогда старухой: столько слез выплакала, не ухаживала за собой совершенно. Затем поняла: сын не хотел бы, чтобы я так вела себя. Во сне он говорил мне: «Мама, ну что же ты делаешь?» И я решила бороться за жизнь, за продолжение нашего рода. Посмотрела вокруг: сколько молодежи пьет, колет наркотики и «размножается», оставляя детей на попечение государства. А какие гены у этих детей? Мы с мужем прожили душа в душу 31 год. Такого сына воспитали хорошего! Жили ради него, и он нам отвечал тем же. А вот трагическая случайность все перечеркнула. Значит, мы уйдем, не оставив в жизни следа? Это было страшно сознавать. Подумали так: и у мужа в роду, и у меня все имели крепкое здоровье, жили почти до 90 лет. Мы тоже пока на здоровье не жалуемся. Так что должны успеть вынянчить ребенка.
Валентина Витальевна выглядит сейчас замечательно, лет на восемь-десять моложе своего возраста, хотя и пришлось ей уйти на пенсию. Но энергии у нее -- море. Олегу Ивановичу 58 лет, однако и он настроен оптимистически. Работает технологом на производстве, да еще готов нянчить Оленьку.
-- Дочку мы назвали Ольгой в честь моей мамы, -- говорит Олег Иванович. -- Она и похожа на наш род. А личико так напоминает Игорька, когда тот был маленьким! О том, что у нас будет дочка, жена узнала на седьмом месяце беременности. Для нее это было потрясением, так как она была уверена, что ждет сына. Но судьба распорядилась иначе. Да это, наверное, и хорошо.
Судьба Кто бы мог подумать, что она сложится у этой семьи именно так?
-- Сын радовал нас каждую минуту, -- говорит Валентина Витальевна. -- Начитанный, целеустремленный. Мечтал поступить в Нахимовское училище -- и добился своего. Мы были рады: уехал в Ленинград, подальше от нашей Чернобыльской зоны. После окончания училища сказал, что хочет быть подводником. Я -- в слезы: незадолго до того затонула подводная лодка «Комсомолец». Сын поддался на мои уговоры. И все равно от судьбы не ушел. Погиб. Когда затонул «Курск», уже после смерти Игоря, мне казалось, что наш сын там, под водой, с этими мальчиками. Сердце разрывалось. Я знаю: стал бы подводником -- действительно был бы с ними.
-- Вы, как и жена, тоже были уверены, что надо сделать все возможное, чтобы в семье появился малыш? -- спрашиваю Олега Ивановича.
-- Нет. Сначала отговаривал Валентину, убеждал, что возраст у нас уже немалый. Вижу -- не помогает. И пожалел ее. Но шли месяцы, лечение не давало результата. «Все, -- говорю. -- Надо смириться». А она мне про сон рассказывает, который ей приснился.
-- Сон был -- ну просто как наяву, -- продолжает Валентина Витальевна. -- Меня окружает толпа женщин, а в центре -- человек, который пристально посмотрел мне в глаза и сказал: «У тебя будут роды». И повторил это еще раз. Мне показалось, что он похож на Бога. А затем и второй сон увидела: доктор Ильин, работающий в «ИСИДЕ», показывает мне ребенка. И у меня возникает уверенность, что малыш мой. Если бы несколько лет назад кто-то сказал мне, что я буду верить в сны и в мистические совпадения, удивилась бы.
-- Но сон ведь сбылся?
-- Да. Я упросила врачей и мужа разрешить мне продолжить лечение. О том, что беременна, узнала в день рождения мужа, 24 декабря. Я физически почувствовала, что во мне есть новая жизнь. Дальше все шло как по маслу: за все время я ни разу не лежала в больнице, давление было стабильным: 150 на 70. Ни токсикоза, ни физической слабости не испытывала, трудилась и дома, и на даче. А на Пречистую, 28 августа мне сделали кесарево сечение. Оперировал меня замечательный доктор Роман Остапович Кит. Он сказал: «Женщина имеет право рожать тогда, когда хочет. Ее организм от этого молодеет. Молоко у вас появится обязательно, и все будет хорошо». Действительно, несмотря на мою возрастную гормональную перестройку, малышка родилась здоровенькой. И кормить ее могу сама. Из бутылочки докармливаю лишь иногда. Теперь все мои заботы связаны только с Оленькой. А сын постоянно в наших мыслях. Он и при жизни был ангелом, и теперь останется им для нас. Подрастет сестричка, узнает о нем, полюбит его. Я уверена.
-- Я все время прошу родителей не забывать, что у малышки будет своя жизнь и своя судьба, а значит, не надо искать в ней продолжение той, жестоко разорванной ниточки, -- говорит Валерий Зукин. -- Этой девочке суждено было родиться. В то время как некоторые наши пациентки -- молодые, с куда меньшими проблемами -- не могли сохранить беременность, у Валентины Витальевны все прошло благополучно. И это еще одно подтверждение не только профессионализма наших врачей, но и того, что женский организм имеет огромный запас прочности. Какой именно, пока никто не знает.
Роман Кит, принимавший роды у Валентины Витальевны -- прирожденный акушер-гинеколог, как считают все женщины, прибегнувшие к его помощи. А кроме того, он философ. В этом мы убедились, побывав в участковой больнице станции «Коростень» Юго-Западной железной дороги, где Роман Остапович заведует родильным отделением.
-- Я работаю здесь уже 22 года, но с пациенткой, надумавшей рожать в возрасте 55 лет, встретился впервые, -- говорит Роман Остапович. -- Поэтому мы уделили ей особое внимание. А как же иначе? Ситуация уникальная для всей Украины. Я просто поражен тем, что удалось сделать специалистам клиники «ИСИДА». Кстати, Валентина Витальевна наотрез отказалась отправиться рожать в Киев. Чтобы подстраховать меня во время операции, приехали мои коллеги из Житомирской городской больницы N1 -- заведующий родильным блоком Иван Корбутяк и заведующий отделением анестезиологии и реанимации Иван Тымцив. Кесарево сечение прошло без осложнений, и мы поздравили маму с рождением дочки. В тот же день папа увидел свою малютку. Многие спрашивали меня, как я отношусь к таким поздним родам. Отвечал так: если женщина сознательно решила в этом возрасте завести ребенка, наша задача -- сохранить здоровье и ему, и ей. Быть счастливой -- ее право.
-- Вы волновались перед операцией?
-- Не больше, чем обычно. Есть одно мудрое изречение, которое, говорят, принадлежит Сократу: «Голос свыше никогда не подсказывает, что делать, а всегда говорит, чего не делать». В самых сложных ситуациях я стараюсь услышать этот голос. Он мне очень помогает. Я давно уже не боюсь ни трудных операций, ни строгих комиссий. А самое тяжелое для меня наказание в жизни одно: если приходится говорить матери, что ее ребенок умер. Врагу не пожелаю пройти через такое испытание. Вот мы и стараемся работать как можно лучше. Зная об этом, к нам идут женщины, у которых высокий риск осложнений. Такой замкнутый круг
-- Для нас тоже было важно, кто будет принимать роды у Валентины Витальевны, -- вступает в разговор Валерий Зукин. -- Ведь, согласно приказу Минздрава Украины, такие клиники, как наша, не имеют права лечить бесплодие у женщин старше 40 лет. И если во время родов с женщиной что-то произошло, отвечать нам. Парадокс? К счастью, история Валентины Витальевны закончилась благополучно.
На днях клиника «ИСИДА» отметила свое 10-летие и устроила праздник для «своих» детей и родителей. Уже более 650 малышей родились благодаря тому, что специалисты клиники применяют новейшие технологии лечения бесплодия. На праздник приехало много семей с очаровательными малышами и не менее очаровательными школьниками. Старшим «исидовцам» уже исполнилось девять лет. И они старались показать на празднике то, чему научились: рассказывали стихотворения, пели, делали гимнастические упражнения и даже предъявляли грамоты за отличную учебу, чему сотрудники «ИСИДЫ» были несказанно рады.
-- У каждой семьи, которая приходит к нам, обычно своя горестная история и страстное желание иметь ребенка, -- говорит Валерий Зукин. -- А для нас самое большое счастье -- делать людей счастливыми. Осваивать технологии оплодотворения вне организма, или «in vitro», мы начали десять лет назад, а в мире они успешно применяются уже 25 лет. Однако этические проблемы, связанные с тем, делать ли тайну из такого метода лечения бесплодия, не решены до сих пор. С легкой руки журналистов во всем мире заговорили о «детях из пробирки». Это образное выражение, как мне кажется, принесло много вреда и не отражает смысл того, что происходит. Мы действительно помогаем встретиться двум клеткам, мужской и женской, вне организма. Но после того, как эмбрион попадает в лоно матери, ничего искусственного в технологии уже нет.
»Моя Катюшечка!» -- приговаривает Сережа и обнимает сестричку. Этим деткам два года и семь месяцев. Вместе с мамой и папой они приехали на праздник детей «ИСИДЫ». Для них это просто развлечение. Можно попрыгать в огромном надувном «домике», посмотреть развлекательное представление с клоуном и фокусником, с цирковым зверинцем. А еще получить в подарок яркие красивые игрушки. Но главное -- задуть свечи на многоэтажном именинном торте.
-- Мы могли бы не приезжать и не акцентировать внимание окружающих на том, что наши дети появились на свет благодаря лечению у специалистов клиники «ИСИДА», -- говорит Юрий, отец семейства. -- Но мы семь лет безуспешно обращались за помощью к разным врачам, и только из статьи в газете узнали о технологии оплодотворения «in vitro» и о том, кто применяет эти технологии. Это была счастливая случайность. Наши двойняшки тому подтверждение. Теперь я считаю, что несправедливо скрывать от других людей удивительные возможности медицины, которыми могут пользоваться люди, мечтающие иметь детей. И рассказываю об этом друзья и знакомым. Мы будем рады, если наш пример тоже кому-то поможет.