Украинские ученые впервые прооперировали лабораторных животных в состоянии «зимней спячки», не прибегая к наркозу

0:00 — 10 апреля 2002 eye 394

Такая методика призвана спасать жизни пациентов, которым противопоказаны традиционные обезболивающие препараты

Во время подготовки этого материала нам рассказали о роковой врачебной ошибке: годовалый ребенок умер на хирургическом столе из-за того, что у него была аллергия на наркоз. Врачи все чаще сталкиваются с пациентами, организм которых тяжело реагирует на обезболивающие препараты: аллергия становится весьма распространенной. Один из способов решения проблемы, вероятно, смогут предложить ученые Национального аграрного университета Украины, научившиеся делать операции без наркоза: они вводили лабораторных животных в состояние гипобиоза, подобное зимней спячке. «Пациенты»-крысы не только не чувствовали боли, но и почти не теряли кровь, даже когда им удаляли печень и легкие.

Млекопитающим, находящимся в состоянии «спячки», не страшна боль

Если результатами многообещающих экспериментов по гипобиозу -- замедлению процессов жизнедеятельности -- воспользуются медики, то в будущем к сложным хирургическим операциям станут готовиться примерно так: в специальной камере организм пациента «охладят» градусов до пятнадцати тепла, а сердце заставят биться с частотой 5--7 ударов в минуту. Сейчас о подобном можно прочесть лишь в фантастических романах да в книгах о мастерах йоги. Однако ученые под руководством кандидата биологических наук Сергея Мельничука, заведующего лабораторией биохимии гипобиоза животных, на практике доказали, что столь невероятные вещи им под силу.

-- «Тормозить» работу организма -- обычное дело для медведей, сусликов, пресмыкающихся, рыб, впадающих в зимнюю спячку. Мы научились вводить животных в это состояние, причем даже тех млекопитающих, которые зимой не спят. Значит, вполне возможно, что в гипобиоз удастся вводить и человека, -- говорит Сергей Мельничук. -- Это очень важно для хирургии, особенно в случаях, когда у пациентов аллергия на обезболивающие препараты: состояние гипобиоза позволяет обойтись без них.

Важно и то, что хирургические операции на наших подопытных не приводили к большим потерям крови. Ведь в хирургии кровотечение -- огромная проблема. Наркоз лишь обезболивает, а системы организма продолжают работать в обычном режиме, скажем, сердце сокращается 60--70 раз в минуту. Поэтому при проведении сложных операций врачам приходится задействовать хитроумные системы охлаждения крови. Оперируя лабораторных крыс, введенных в гипобиоз, мы обходились без этого. Температура тела у животных понижалась с 37 до 16-17 градусов тепла, пульс замедлился в десять раз. Складывалось впечатление, что крыса умерла: малоподвижная, холодная, почти бездыханная тушка. Кровь в сосудах текла очень и очень медленно. Поэтому при удалении печени, легкого, операции на желудке потери крови оказались очень малыми, а при ампутации конечностей вообще отсутствовали. Никаких дополнительных мер для предотвращения кровотечений и поддержания работы легких нам не понадобилось. Это особенно впечатляет в случае с операциями на печени, где кровеносных сосудов очень много.

Подавляющее большинство прооперированных крыс выжило. К тому же, ученым не пришлось сталкиваться с побочными эффектами, которые нередки после применения наркоза, наносящего серьезный удар по организму.

Человек способен понизить свой пульс до 5--7 ударов в минуту

-- Теперь мы готовимся применить гипобиоз при операциях, которые проводят ветеринары: на кроликах, собаках и кошках, -- продолжает Сергей Мельничук. -- До использования методики для оказания медицинской помощи людям еще, пожалуй, далеко, но работа в этом направлении ведется совместно с Институтом хирургии и трансплантологии АМН Украины.

-- В вашей группе есть добровольцы, желающие впасть в «зимнюю спячку»?

-- Вероятно, первый такой эксперимент мы, действительно, проведем на ком-нибудь из нас. По расчетам, пульс у человека в гипобиозе снизится до 5--7 ударов в минуту. Этого достаточно, чтобы при операции, скажем, на сердце не «выключать» его из системы общего кровообращения. Такой результат станет воистину революционным. А то, что человек может находиться в гипобиозе, сомнений не вызывает. Например, йоги умеют усилием воли замедлять обменные процессы в организме. Аналогичное явление -- летаргический сон. Кстати, есть мнение, что Николай Васильевич Гоголь был погребен заживо в таком состоянии -- это тот же гипобиоз, правда, аномальный.

-- Получается, что могут стать явью «бродячие» сюжеты художественных фильмов и книг о людях, введенных в состояние «зимней спячки» на десятки и сотни лет?

-- Мы пока на такое не претендуем -- в гипобиоз умеем вводить лишь на несколько часов. Ведь многие тайны этого состояния продолжают оставаться нераскрытыми. Например, суслик, прежде чем впасть в «зимнюю спячку», закупоривает выходы из своей норы. Вскоре содержание углекислого газа в норе возрастает, и это в сочетании с пониженной температурой позволяет животному «уснуть» на целых шесть месяцев. (Именно углекислый газ и холод являются основными элементами нашей методики искусственного введения в гипобиоз. ) Все это время животное ничего не ест, желудок «отключен», температура тела составляет всего лишь 2--3 градуса тепла, а сердце бьется несколько раз в минуту. Но раз в неделю происходит удивительная метаморфоза: за несколько часов суслик «разгоняет» температуру тела до 37 градусов, животное, по сути, просыпается. А через короткое время вновь остывает до трех градусов. Зачем нужны такие скачки и как суслику это удается -- загадка, в которой еще предстоит разобраться.