А пока для финансирования льгот в бюджете не хватает 12--13 миллиардов гривен
На днях Конституционный суд страны принял решение о незаконности приостановки действия некоторых льгот, гарантий и компенсаций, предпринятой в 2001 году. Решение данного судебного органа является окончательным и обжалованию не подлежит. А это значит, что и без того болезненная проблема льгот опять зависла в воздухе
После окончания судебного слушания судья-ответчик по данному процессу Михаил Костицкий, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что данное решение направлено в первую очередь «на перспективу». И если кто-то из наших сограждан решит обратиться в суд по вопросу компенсации утраченных льгот, он обязательно должен будет доказать, что без такой компенсации нарушается его конституционное право на обеспечение жизненного уровня (который, в соответствии с Конституцией Украины, не должен быть ниже установленного законодательно прожиточного минимума).
Таким образом, высшим судебным органом страны был поставлен крест на любых дальнейших попытках привести количество льготников в соответствие с финансовыми возможностями государства, ничего при этом кардинально не меняя.
Сегодня право на льготы по социальному статусу (которые предоставляются социально незащищенным категориям: инвалидам, ветеранам войны, пенсионерам, «чернобыльцам» и так далее) имеют 31% жителей Украины. А право на льготы по профессиональному признаку -- 14% трудоспособного населения. Общая «стоимость» льгот составляет ориентировочно 22--23 млрд. грн. Для их финансирования государственному бюджету не хватает 12--13 млрд. грн.
В сложившейся ситуации остается только одно -- усовершенствовать механизмы предоставления льгот. О том, какую политику государство намерено проводить в этом отношении, корреспондент «ФАКТОВ» беседует с министром труда и социальной политики Украины Иваном Саханем.
-- Иван Яковлевич, сейчас весьма бурно обсуждается решение Конституционного суда о льготах. Как будет дальше развиваться ситуация вокруг этого, достаточно болезненного, вопроса?
-- Сейчас мы вместе с Министерством финансов изучаем решение суда: необходимо комплексно рассмотреть этот документ и выработать стратегию его выполнения. Что же касается сути самого решения, то суд в данном случае расценил закрепленные законодательно льготы и компенсации как дополнительный источник дохода человека, который позволяет поднять его жизненный уровень. И решил, что приостановление действия этих льгот может нарушить право граждан Украины на обеспечение жизни на уровне не ниже прожиточного минимума, гарантированного Конституцией. Таким образом, это решение суда в первую очередь касается малообеспеченных жителей нашей страны.
Впрочем, если вы помните, то льготы в законах о бюджете на 2000-й и 2001 годы для наиболее незащищенных слоев населения -- пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны, «чернобыльцев» -- были сохранены. Действие данных положений законов коснулось лишь членов семей льготников, а также тех, кто пользуется льготами по профессиональному признаку. И, как выяснилось, далеко не все они на самом деле нуждались в финансовой поддержке государства. Свидетельством этого стал тот факт, что после приостановления для некоторых категорий льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг количество обращений за субсидиями в целом по стране не возросло: большинство льготников смогли самостоятельно оплатить полную стоимость услуг.
-- И тем не менее государство не может полноценно профинансировать даже те немногие социальные льготы, которые были сохранены?
-- Существует еще несколько причин, по которым люди не могут полностью реализовать свои права на ту или иную льготу. В первую очередь это, конечно же, ограниченные возможности бюджета. Но не только К примеру, «транспортной» льготой (бесплатный или льготный проезд, т. е. частичная оплата поездки. -- Авт. ) могут в полной мере воспользоваться далеко не все. В частности, она малодоступна жителям многих сел: из-за отсутствия транспорта в той местности, где они проживают, а также инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Поэтому для того, чтобы начать реформирование системы льгот, в первую очередь необходимо провести своего рода «инвентаризацию» всех существующих ныне гарантий. Кстати, это предусмотрено утвержденной недавно Стратегией замены действующих льгот адресной денежной социальной помощью.
-- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стратегии
-- В настоящее время в Украине почти 30 законодательных актов предусматривают предоставление льгот разным категориям населения. Общее количество льготников в стране превышает 14 миллионов человек. В целом разными видами льгот пользуются около 39% украинских семей. Причем к бедным слоям населения относится только треть всех семей льготников
Кроме того, как известно, бесплатных льгот не бывает. К примеру, стоимость одной поездки в автобусе рассчитывается путем суммирования затрат автопарка на перевозку. И если эти затраты не возмещаются, у автопарка не будет денег на зарплату работникам, на покупку бензина, ремонт машин. Все это приведет к тому, что данный автобусный маршрут закроют
Поэтому все пассажиры должны оплачивать проезд. Но часть пассажиров пользуется льготой, и в таком случае их проезд должно оплатить государство. А если нет денег в бюджете? Автопарк либо становится банкротом, либо вынужденно (чтобы окупить свои затраты) поднимает стоимость проезда для остальных пассажиров. Как видите, каждую льготу обязательно кто-то оплачивает.
-- Насколько я понимаю, этот «кто-то» -- люди, которые не пользуются льготами
-- Более того, я хочу напомнить, что государственная казна наполняется и за счет тех налогов, которые платит каждый из нас. Таким образом, 22 миллиона трудоспособных граждан страны содержат более 14 миллионов льготников
Приведу простой пример: глава семьи является участником боевых действий и по Закону «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» имеет право на определенные льготы, в том числе по оплате коммунальных услуг. А вместе с ним живет его сын, частный предприниматель, занимающийся прибыльным бизнесом. Эта семья не бедствует и, тем не менее, пользуется всеми льготами, предоставленными законом главе семьи. А по соседству с ними живет менее обеспеченная семья, в которой нет льготника и которая оплачивает сполна все коммунальные услуги: квартплату, телефонные переговоры и так далее, да еще и отдает часть своей зарплаты (в виде налогов) на содержание семьи льготника. Справедливо ли это? Вопрос риторический Совершенно очевидно, что происходит неравномерное перераспределение социальных богатств в пользу иногда не самых бедных слоев населения.
Именно поэтому в нашей стране необходимо усовершенствовать механизм предоставления льгот. И оптимальным выходом из данной ситуации может стать их замена денежной помощью.
-- Как это будет происходить?
-- Стратегия предусматривает три этапа внедрения новой системы. Предполагается, что первый (подготовительный) этап продлится до 2004 года. За этот период нужно будет разработать законодательную и нормативно-правовую базу для того, чтобы обеспечить персонификацию льгот: выяснить, кто из льготников какими льготами реально пользуется. Сколько человек бесплатно ездят в транспорте, сколько электроэнергии потребляют льготники, какими коммунальными услугами и в каких объемах они пользуются
В настоящий момент разрабатываются механизмы проведения такой «персонификации». Эта система должна четко учитывать и фиксировать объемы предоставленных льготникам услуг.
Кроме того, на первом этапе необходимо усовершенствовать нормативы жилищно-коммунальных услуг, разработать и утвердить нормы потребления льготниками транспортных услуг, услуг связи и так далее.
-- Зачем утверждать такие нормы?
-- Чтобы определить размеры адресной денежной помощи. Ведь в настоящее время в некоторых законах не прописаны нормы потребления, на которые распространяется льгота. И получается, что некоторые льготники бесплатно используют телефон несколько минут в день, а другие -- разговаривают часами, при этом пользуются услугами Интернета, звонят за границу. Получается, что одинаковая льгота имеет для этих двух людей разное финансовое содержание. Поэтому должны быть установлены разумные, оптимальные и обоснованные нормы льготного потребления услуг.
Ну и последнее -- на первом этапе предполагается внедрить персонифицированный учет самих льготников, без которого невозможно рассчитать расходы на финансовое обеспечение льгот.
Второй этап внедрения новой системы льгот (предположительно, 2004-- 2005 годы) -- это частичная замена льгот адресной денежной выплатой в сфере жилищно-коммунальных услуг и транспорта
-- Как именно будет производиться эта замена?
-- Общий принцип предоставления адресной денежной помощи таков: человек, имеющий право на льготу, будет получать ее «стоимость» в денежном эквиваленте. Это восстановит справедливость в предоставлении льгот и станет самым лучшим контролером целевого использования выделенных на эти цели средств.
Все льготники наконец-то будут равноценно пользоваться льготой. Ее «стоимость» будет рассчитываться исходя из утвержденных ранее норм, и люди станут получать на руки одинаковые суммы. А как они используют деньги -- это их дело. Например, получив компенсацию «транспортной» льготы, человек сможет расходовать ее на оплату своего проезда в любом, даже коммерческом, транспорте (в тех же «маршрутках»). А может вообще не пользоваться транспортом и потратить полученные деньги на свои личные нужды.
Этот механизм также планируется применять и в жилищно-коммунальной сфере Допустим, норма бесплатного потребления электроэнергии для льготников будет утверждена на уровне 100 кВт в месяц. Каждый из них получит на руки денежную компенсацию «стоимости» 100 кВт. И как он в дальнейшем будет пользоваться электроэнергией -- это уже его забота. Он может расходовать только 30 кВт. Тогда из полученной суммы оплатит фактический расход электроэнергии, а остальные деньги потратит по своему усмотрению.
Кстати, у нас уже есть пример успешного внедрения выплаты денежной компенсации вместо безадресного предоставления государственной дотации -- в сфере субсидии на приобретение топлива и сжиженного газа. Дело в том, что раньше человеку выдавали на руки талончик, который позволял ему бесплатно получить определенный объем угля или жидкого топлива, сжиженного газа. И тут начинались проблемы. Человек приезжал на склад, и оказывалось, что там нет того вида топлива, который ему подходит, или его вообще нет А отсутствует топливо по простой причине: из бюджета не поступили средства на его закупку. К сожалению, известны районы, где люди на протяжении нескольких лет не могли реализовать свое право на этот вид государственной помощи
Поэтому в нынешнем году было решено выплачивать данный вид субсидий деньгами. На эти средства человек может купить топливо где угодно, какое угодно и по оптимальной для него цене
-- А кто может гарантировать, что льготник, получив на руки деньги, отправится оплачивать коммунальные услуги? Он ведь может этого и не сделать
-- Это очень важный момент. Поэтому обязательно будет разработан и внедрен механизм ответственности граждан за неоплату полученных услуг. Будут существовать законодательные нормы, регулирующие данный вопрос
На третьем этапе (предположительно, в 2006 году) планируется завершить переход на денежную адресную помощь по всем остальным видам льгот.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что новая система предоставления льгот ни в коем случае не ущемит законных прав малообеспеченных категорий. Льготы будут систематизированы, уточнены, станут более обоснованными. И главное -- будет усовершенствован порядок их предоставления.
Кроме того, обязательно будут прилагаться усилия к тому, чтобы повысить общий уровень жизни граждан Украины -- путем трудоустройства трудоспособного населения, а также повышения зарплат и пенсий. Наша политика такова: если человек может самостоятельно себя обеспечить, нужно создать ему оптимальные условия для того, чтобы он имел возможность это сделать. А если не может -- государство должно поддержать его. Морально и материально