Происшествия

Бывший офицер-»афганец», ограбив в сумах обменный пункт валют и застрелив милиционера-охранника, пытался скрыться в словакии

0:00 — 11 апреля 2002 eye 408

Попав в руки тамошних правоохранителей, злоумышленник убил двоих пограничников и погиб в перестрелке с полицейскими

В конце марта «ФАКТЫ» коротко сообщали о кровавом инциденте возле словацкого села Петровцы, расположенного неподалеку от украинской границы. Неизвестный мужчина, которого задержали словацкие пограничники, набросился с пистолетом на своих конвоиров, убил начальника заставы, его подчиненного и тяжело ранил еще одного солдата. После чего в перестрелке с полицейскими погиб сам. Сразу после этого словацкие средства массовой информации заявили, что убитый -- гражданин Украины, и вскоре эта информация получила подтверждение. Преступником оказался бывший офицер-»афганец» из Сум. В Украине его уже полгода разыскивала милиция за разбойное нападение на обменный пункт валют и убийство охранника.

Подозрение у словацкого водителя вызвал не украинский язык пассажира, а то, что он попытался заплатить за проезд евро

Около 12 часов дня к автобусной остановке в селе Петровцы, расположенном в трех километрах от украинской границы, подошел худощавый мужчина лет сорока, одетый в коричневую демисезонную куртку, темные брюки и черную кожаную кепку-бейсболку. В руке у него была небольшая матерчатая дорожная сумка. Через несколько минут к остановке подъехал рейсовый автобус «Петровцы--Собранцы», дверь открылась, и незнакомец, на ходу доставая деньги, шагнул в салон. «Мне до Собранцов», -- сказал он на украинском языке (в приграничной зоне компактно проживают украинцы, поэтому язык здесь прекрасно понимают) и протянул водителю банкноту в 10 евро. «Если у вас нет словацких крон, пожалуйста, выйдите из салона», -- потребовал водитель. Автобус тронулся, а мужчина остался на обочине. Еще через минуту в пограничной комендатуре села Петровцы прозвучал телефонный звонок. Местный житель (очевидно, один из пассажиров автобуса, имеющий мобильный телефон) сообщил, что на остановке автобуса остался подозрительный иностранец, пытавшийся добраться в Собранцы и не имеющий словацких денег.

К остановке на служебной «Ниве» немедленно выехал пограничный наряд. За рулем был вооруженный пистолетом начальник комендатуры 47-летний подполковник Ян Пальо, а в салоне -- его подчиненные, вооруженные автоматами Калашникова солдаты срочной службы 21-летний Ян Мандичак и 20-летний Ян Неупауэр. Пальо и Мандичаку не суждено было вернуться в комендатуру, а Ян Неупауэр остался в живых лишь благодаря невероятному везению. Он позже и рассказал о том, что произошло.

Когда «Нива» подъехала к остановке, мужчина сидел, дожидаясь следующего автобуса. Вел себя очень спокойно. На вопрос, кто он и откуда, ответил, что в Словакию попал из Украины через контрольно-пропускной пункт «Ужгород--Вышне Немецке» и ищет здесь работу. Пограничники поверхностно осмотрели незнакомца, но ничего подозрительного не нашли. В его карманах были записная книжка, ручка, расческа. несколько банкнот евро и гривен, а в сумке -- продукты и предметы личной гигиены (станок для бритья, зубные паста и щетка, полотенце). Среди прочей мелочи в сумке был также военный пятнистый маскхалат и атлас автомобильных дорог Западной Европы, изданный в России. Ни паспорта, ни каких-либо других документов мужчина не имел, поэтому пограничники предложили ему сесть в машину и проехать в комендатуру города Собранцы для выяснения личности.

Увидев, что раненый пограничник все еще жив, преступник хладнокровно еще раз выстрелил ему в шею

-- Задержанного посадили на заднее сиденье «Нивы», -- рассказывает начальник отдела Управления по борьбе с организованной преступностью в Закарпатской области подполковник Александр Фенцик. -- И пока машина ехала селом, он не проронил ни слова. Понимал, что в комендатуру ему попадать нельзя и, очевидно, обдумывал дальнейший план действий. Как только «Нива» выехала за Петровцы и дорога пролегла через лесопосадку, задержанный вдруг «вспомнил»: «Со мной была женщина, которая должна ждать меня здесь», -- и показал пальцем на опушку леса. «Нива» остановилась, и пограничники повернули головы в указанную сторону, отыскивая глазами женщину. В этот момент задержанный наклонился, молниеносно вытащил из прикрепленной к щиколотке кобуры пистолет и открыл огонь. Первая пуля попала в шею его соседу, рядовому Яну Мандичаку. На звук выстрела повернул голову сидящий за рулем подполковник Ян Пальо -- и получил сразу две пули, в лоб и в глаз. Он умер мгновенно. Четвертый выстрел настиг Яна Неупауэра, который только и успел за эти две-три секунды, что схватиться за свой автомат. Пуля попала ему в шею.

Прекратив стрельбу, задержанный толкнул сидящего впереди пограничника на приборную доску, выскочил из машины и открыл левую дверцу. Он приподнял подполковника и оттолкнул его на пассажирское сиденье. Раненый, но все еще живой Неупауэр захрипел, и преступник хладнокровно еще раз выстрелил ему в шею. А затем сел за руль и двинулся вперед. «Нива» проехала всего несколько сотен метров до густых зарослей. Злоумышленник остановился и принялся затаскивать в кусты тела пограничников. Первым был Ян Неупауэр. Несмотря на два тяжелых ранения в шею, он все еще дышал, и прежде чем положить его на землю, преступник поднял солдата за ноги вверх (наверное, хотел, чтобы интенсивнее пошла кровь). Затем накрыл его телами Пальо и Мандичака. Забрав у пограничников пистолет и автоматы, он вытащил у них из карманов словацкие кроны, аккуратно собрал в салоне «Нивы» стреляные гильзы и завел двигатель. Но через секунду выключил его и опять вернулся к телам пограничников. Наверное, убийцу беспокоил тот факт, что Ян Неупауэр все еще подавал признаки жизни. Он несколько раз пнул ногой пограничника, следя за его реакцией, и решил, что жить Неупауэру осталось считанные минуты. Добивать солдата из оружия преступник не решился -- наверное, побоялся, что на открытом пространстве звук выстрела могут услышать нежелательные свидетели.

Через минуту «Нива» двинулась с места. В салоне было полно крови, но внешне машина выглядела неповрежденной, поэтому на ней запросто можно было пробраться вглубь Словакии. Однако, не зная маршрута, водитель сбился с пути, сделал большой крюк и снова выехал на дорогу, ведущую в Петровцы. В этот момент тяжело раненый Ян Неупауэр достал мобильный телефон и набрал номер комендатуры. «На наряд совершено вооруженное нападение, -- прохрипел он в трубку. -- Подполковник Пальо и рядовой Мандичак убиты, я ранен». На место срочно направили скорую помощь, а весь район блокировала полиция.

Село, возле которого было совершено преступление, находится в гористой местности, поэтому с небольшого пригорка местность просматривалась как на ладони. Белая «Нива» двигалась по небольшому подъему, ведущему в село Коромля, а навстречу ей ехал «Фольксваген-Гольф» с двумя полицейскими. Расстояние между двумя машинами постепенно, но неуклонно сокращалось. Увидев легковушку с мигалками, злоумышленник понял, что ищут именно его. Когда до «Фольксвагена» оставалось несколько десятков метров, он притормозил, не останавливая машину, выскочил наружу и открыл огонь из пистолета и автомата. Полицейские стали отстреливаться. «Нива», достигнув наивысшей точки подъема, покатилась вниз, и беглец, прячась за ней то с одной, то с другой стороны, продолжал вести огонь. Одна из пуль ранила в руку полицейского. Стрельба продолжалась всего около минуты. «Нива», попав в изгиб дороги, съехала в кювет и остановилась. В этот момент у злоумышленника закончились патроны, и пока он пытался перезарядить автомат его ранили -- в предплечье и левую руку. А через секунду -- в голову. Последняя пуля попала в правый висок, что позже дало основания для версии о самоубийстве. На момент, когда готовился материал, окончательного заключения экспертизы еще не было, тем не менее правоохранители считают эту версию маловероятной. Правая рука преступника, в которой находился пистолет, после падения осталась за спиной, а значит, в себя выстрелить он не мог.

Через несколько минут на место перестрелки приехали несколько полицейских машин. Преступник был мертв.

В блокноте убитого украинца оказалась краткая тактико-техническая характеристика ракеты «Земля--воздух»

Первое, что сделали словацкие полицейские после осмотра места происшествия, -- тщательно проверили вещи убитого. Кроме предметов, обнаруженных пограничниками, они нашли три фотографии (на одной из них он был с женщиной, на других -- двое мальчиков лет семи и четырнадцати). В его сумке лежали 65 евро, 25 гривен и 470 словацких крон, отобранных у пограничников, а также две обоймы от пистолета Макарова и коробка с патронами. Кобура, пристегнутая к ноге, была изготовлена на заводе в Ижевске.

Наибольший интерес у правоохранителей вызвал блокнот убитого, в котором были записи на русском языке и телефоны с кодами областных центров Украины. Все указывало на то, что он -- гражданин Украины, поэтому словацкие полицейские связались со своими коллегами из Закарпатья. Начальник областного УМВД Станислав Крижановский поручил сотрудникам Управления по борьбе с оргпреступностью провести работу по установлению личности неизвестного. -- Сначала мы попытались выяснить, не исчез ли в последние дни кто-то из жителей Закарпатья, похожий на убитого в Словакии, -- говорит Александр Фенцик. -- Но ничего не нашли. Опросили таможенников (это же сделали и словацкие полицейские) -- тоже безрезультатно. Значит, официально границу преступник не пересекал. Между тем, в его блокноте нашли несколько интересных записей -- краткую тактико-техническую характеристику ракеты «Земля--воздух», а также список немецких воздушных ассов и количество сбитых ими самолетов. Похоже, раньше убитый имел какое-то отношение к летным войскам. Но никаких других подтверждений этому мы не имели -- на запросы, отправленные во все УМВД Украины, позитивных ответов не пришло. Наконец, спустя несколько дней, долгожданный ответ пришел из Сумского УБОП: «Неизвестный мужчина, вероятнее всего, является 38-летним Андреем Карташенко, который с октября прошлого года объявлен в розыск за разбойное нападение на обменный пункт, в результате которого был убит милиционер». В Словакию срочно выехала группа сотрудников Закарпатского и Сумского УБОП.

-- Андрей Карташенко -- бывший офицер-ракетчик, -- рассказывает начальник Закарпатского УБОП подполковник Антон Зелинский. -- В 1998--99 годах он служил в Афганистане -- командовал зенитной ракетно-артиллерийской батареей в Кабуле и Термезе. И, как говорят его знакомые, очень увлекался стрелковым оружием. Мог отремонтировать или изготовить любую деталь к автомату или пистолету. Десять лет назад должность Андрея сократили, и с того времени у него, как говорят, жизнь пошла на перекос. Постоянной работы бывший «афганец» найти так и не сумел. У Карташенко была семья -- жена и два сына восьми и четырнадцати лет (именно они изображены на фотографиях). Родные характеризуют его только положительно -- не пил, никогда не буянил, очень любил жену и детей. Но знакомые утверждают, что Андрей был слишком вспыльчивым и временами напоминал снятый с предохранителя пистолет. Наверное, сказалось участие в боевых действиях. На первый взгляд может показаться, что на разбойное нападение и убийство милиционера его подтолкнула именно вспыльчивость и минутная потеря самообладания. Но обстоятельства указывают, что это не так. К преступлению Карташенко готовился несколько месяцев: время от времени заходил в обменный пункт менять доллары, познакомился с охранником и вошел к нему в доверие. В октябрьский день 2001 года, он зашел в обменный пункт. Было воскресенье, и там не было клиентов. Андрей хладнокровно расстрелял из обреза старшего сержанта милиции, завладел его оружием и взял из кассы все деньги -- 2110 долларов, 2100 немецких марок, 27 тысяч российских рублей и 5571 гривен. Свидетелем преступления стала 30-летняя кассирша, которую Андрей ранил из обреза. Она потом и узнала его по фотографии.

Кадры, заснятые на похоронах застреленных пограничников транслировали и публиковали все центральные СМИ Словакии

-- Для поисков Андрея Карташенко были предприняты все возможные меры: возле его квартиры регулярно устраивались засады, на корреспонденцию родных наложили арест, -- продолжает Антон Зелинский. -- Оперативная группа выезжала даже в Санкт-Петербург, где живет родственница разыскиваемого. Но все это было безрезультатно. Андрей прекрасно понимал, что ни в Сумах, ни в Украине ему житья не будет, поэтому бросил жену, детей и подался на Запад. В его блокноте мы нашли краткую запись маршрута: Стрый--Сколе--Свалява. А среди его вещей -- карты Братиславы, Праги, Будапешта и Варшавы. Именно в один из этих городов и пытался, вероятнее всего, попасть Андрей. Украинско-словацкую границу он пересек нелегально в ночь на 19 марта в районе села Гута Ужгородского района. На это указывает номер пограничного столба, который он записал в своем блокноте. Не исключено, что добраться в Словакию Андрею помогал кто-то из закарпатцев, однако доказательств этому у нас пока нет. С какой целью Карташенко пробирался на Запад, нам сейчас вряд ли удастся узнать. Не исключено, что в одной из столиц центрально-европейских стран он хотел войти в контакт с какой-то преступной группировкой из СНГ. Боевой опыт и умение обращаться с оружием там ценятся высоко.

Инцидент возле границы вызвал огромный резонанс в Словакии -- подобного здесь не случалось на протяжении нескольких десятков лет. Кадры, заснятые на похоронах убитых пограничников, интервью с их родными транслировали и публиковали все центральные средства массовой информации. Некоторые из них не удержались и от антиукраинских лозунгов. Однако это никак не повлияло на взаимоотношения между украинскими и словацкими правоохранителями. По словам Антона Зелинского, именно благодаря их тесному сотрудничеству и пониманию того, что преступность не имеет национальности, удалось быстро расставить точки над «i» в этом резонансном преступлении.

P. S. Поскольку официального опознания тела застреленного в Словакии мужчины еще не было и во всех документах он значится как неустановленная личность, его фамилия в материале изменена.