Политика

Постоянный представитель президента в парламенте александр задорожний: «мечтаю о маленькой карманной собачке -- порода называется чихуахуа. Она мне даже снилась однажды… »

0:00 — 26 апреля 2002 eye 269

В парламенте предыдущего созыва Александр Задорожний возглавлял один из самых «горячих» комитетов Верховной Рады -- по вопросам правовой политики. А в числе «додепутатских» достижений высококлассного юриста Задорожнего -- успешное открытие первой в Украине частной юридической фирмы «Проксен». Но в данном случае не стоит заблуждаться насчет «хлебного и заманчивого» слова «фирма»: чтобы основать юридическую контору, особых капиталовложений не нужно -- здесь потребуется, грубо говоря, стол и стул. А еще недюжинные ум и трудоспособность. Ну и, при всей своей занятости, депутат Задорожний продолжает преподавать на кафедре международного права Института международных отношений Киевского университета.

Ослепительно белая рубашка (других под деловой костюм наш сегодняшний собеседник не признает) и истинно мужская сдержанность, даже в буквально кипящих эмоциями политических ситуациях, -- к такому образу привыкли те, кто сталкивается с Задорожним в бесконечных буднях. Все правильно. Но самое удивительное, наверное, что за всем этим живет детское ощущение подсолнухов, страшно и весело хлещущих по лицу на бегу, и восторг от возможности… закричать в полный голос на опушке леса или берегу озера. Только, само собой, главное при этом -- не распугать рыбу.

«Все блесны и воблеры мой отец-профессор делает сам»

-- Ваше увлечение рыбалкой вполне вписывается в разряд «классических мужских». Но, согласитесь, о нем нередко говорят как бы с подмигиванием -- понятно, мол, зачем мужикам рыбалка.

-- Ну да, давайте начнем еще повторять расхожие анекдоты, герои которых не берут удочки, чтобы не потерять их, так сказать, после пикника, а рыбу для отмазки перед женами «ловят» в магазине. У меня все по-другому. И, раз уж к слову пришлось, спиртных напитков я вообще не употребляю с 1 декабря 1995 года. Нет-нет, ничего особенного тогда не случилось, да и проблем с алкоголем, как принято выражаться у американцев, у меня не было. О спиртном забыл без всяких кодирований. Просто наступил момент, когда понял, что это не мой способ расслабления. Курю вот пока, грешен. Возможно, когда-нибудь приму такое же решение и в отношении сигарет. Впрочем, много курю как раз не в редкие, драгоценные часы рыбалки, рассветов на опушке леса, у озера, когда хочется просто закричать во весь голос от восторга и свободы, а во время всевозможных рабочих напрягов. И на рыбалку хожу, в основном, с самыми близкими, родными людьми.

Воспоминание о подсолнухах, бьющих по лицу, -- из раннего детства, и связано оно как раз с отцом и рыбалкой. Мы ловим рыбу на «карповом» пруду. Сложность в том, что ловить можно лишь тогда, когда «колхозный бригадир разрешит». Наверное, тогда он как раз не разрешил. И вот кто-то появляется, отец хватает меня на руки, и мы спасаемся бегством через поле подсолнухов. Мой отец -- художник, профессор (но профессор как-то по-хорошему неамбициозный) -- все блесны и воблеры делает, кстати, своими руками.

-- Блесну я кое-как себе представляю, а вот воблер -- он «кто такой»?

-- Наверное, ваше филологическое мышление предполагает, что «он» -- супруг воблы? На самом деле, это такая штучка, представляющая из себя как бы искусственную рыбешку, которую рыбы-хищники принимают за настоящую, и тут мы их…

-- Каков же, если не секрет, рекордный результат этого «мы их»?

-- Папин рекорд -- 18-килограммовый сом. Правда, поймал он его на Айдаре, в Донецкой области, на блесну-вертушку «трофимовка». А моя самая большая рыба -- от 1 сентября 2000-го года. Мы с женой рыбачили в Киеве на Осокорках, на 3-м шлюзе -- место довольно людное. Сом попался на удочку Галины. Как сейчас помню: в 19. 20 клюнул, а в 20. 05 был вытащен. Его вес -- 13 килограммов.

-- Когда рыбак, даже честнейший человек, начинает показывать размеры своей добычи, уж извините, на ум приходят все (согласна, плоские) шутки по этому поводу. А чтобы в голову не лезли «бородатые» анекдоты, может быть, вы, Александр Викторович, сами расскажете рыбацкий анекдот?

-- Извольте. Маленький червячок просыпается и спрашивает у мамы: «А где папа?» -- «Спи, спи, папа с мужиками на рыбалку пошел… »

-- М-да… Несколько живодерская история.

-- Да нет, на «живодера» я по характеру, кажется, не тяну.

«Ненавижу браконьеров. И если бы не стал юристом, то мог бы стать егерем»

-- Рыбалка и охота -- забавы, как бы лежащие рядом. Вы не охотник, случайно?

-- Никогда не занимался охотой, потому что (да простят меня люди, которые видят в ней что-то другое) считаю охоту убийством. А еще -- ненавижу браконьеров! И вообще, если бы не стал юристом, не исключено, что стал бы егерем. Да и рыбу ловить сетями не могу. Хотя с горечью признаю, что в Киеве и области для многих людей ловля рыбы -- не развлечение, а способ выживания. И все же отказываюсь понимать, почему запрещенные к применению орудия лова попадаются в свободной продаже. Ведь и без того хватает факторов, которые (не дай, Бог!) могут привести к тому, что рыбы в окрестностях Киева не останется. Нарушен гидрологический режим в реках -- скажем, количество леща в Каневском водохранилище сокращается просто катастрофически. Промысел возможен только с адекватным возобновлением живности.

Вообще, от людей, так или иначе увлекающихся природой во многих ее проявлениях, от их инициативы зависит немало. Взять хотя бы так называемую природу в городе. Здесь, в «каменных джунглях», человеку очень нужен четвероногий друг. Но это не значит, что все детские площадки должны быть, извините, загажены домашними любимцами (я живу на Левом берегу, и когда прогуливаюсь с младшим сыном, вижу это).

А проблема агрессивных собак? Хотелось бы примирить желания обеих сторон в подходе к животным в городе. Например, запустить программу «Собака, которая не кусает». Скажем, организовать бесплатные кинологические площадки, на которых опытные инструкторы обучили бы буквально всех владельцев собак азам «управления» животным. Толчок к решению этой проблемы могли бы дать государство и муниципальные власти, но воплощаться в жизнь оно должно самими любителями живой природы.

-- Кстати, а у вас в доме «звери» водятся?

-- Дети, конечно, не прочь попросить то попугайчика, то хомячка, то морскую свинку. Да и от кота или собаки явно не отказались бы. Но у нас вопрос стоит жестко: сможешь сам ухаживать, найдешь время, не надоест? Тогда -- вперед! Книга «Белый Бим Черное ухо» произвела на нашу семью неизгладимое впечатление. Домашнее животное -- это как еще один ребенок, и либо изволь принять полную ответственность, либо не балуйся. Хотя, по секрету, я и сам хочу маленькую карманную собачку -- порода называется чихуахуа. Но прекрасно понимаю, что при моем жизненном графике обрек бы животное на страдания. И все-таки… Честно говоря, она мне даже снилась однажды, и снилось, что она -- моя.

Уха из… полена -- это вам не «суп из топора»

-- Заядлый рыбак, конечно, не отказывается от рыбного стола?

-- Да уж. У нас дома из «добычи» разве что компот и кисель не варятся. Когда-то сын пришел из детского сада и сказал: «Мама, мы сегодня ели котлеты, но настоящие, из мяса… »

-- А рецептом «от Задорожнего» не побалуете?

-- Могу рассказать про уху. Только если это действительно интересно, прошу, обращайте внимание на детали -- в них вся суть и смак. Итак, варим бульон из рыбной мелочи и «отходов» -- плавников, костей, чешуи. На медленном огне (деталь первая) минут 30. В походных условиях все это лучше завязать в марлю, чтобы потом не процеживать. Потом, вынув марлю, варим в бульоне мелкий очищенный картофель, морковь кружочками, луковицу, корень петрушки (деталь вторая -- корень, а не зелень!). И, наконец, по количеству порций закладываем куски солидной рыбы -- с кожей, но без чешуи и костей. Тут -- как в анекдоте про секрет вкусного чая (»господа, не жалейте заварки!») -- чем больше рыбы и меньше воды, тем уха вкуснее. Если есть, вместе с рыбой положите кусок старого сала. Потом, когда все готово, вынут лук, добавлены соль, перец и зелень, если ваша ушица варится на костре, окуните в котел… тлеющее полено (только из дерева несмоляной породы), и тогда…

-- Ничего себе! Уха из полена… Дешево и сердито, как суп из топора?

-- Я предупреждал -- не упускайте деталей! На медленном огне -- чтобы бульон не мутнел. Варить с корнем, а не зеленью петрушки, потому что зелень при варке придаст горечь. А полено -- третья деталь, чтобы уха по-доброму пахла дымком. Из мелочей и внимания к ним все, по сути, складывается. В работе -- уровень качества, ответственности. А в маленьких радостях -- их незабываемый вкус и аромат. Как в прямом, так и в переносном смыслах.