Во время операции на головном мозге, которую киевские нейрохирурги проводили без наркоза, 57-летний мужчина слышал разговоры врачей и даже мог им отвечать

0:00 — 26 апреля 2002 eye 854

При вымораживании пораженных клеток жидким азотом страдающие болезнью Паркинсона не чувствуют боли

Степан Степанович принес две бутылки с узким горлышком -- пустую и наполненную водой -- и на весу перелил жидкость из одной емкости в другую, не пролив ни капли.

-- Вот видите, руки не дрожат. Это результат операции, -- радуется мужчина.

-- Муж шесть лет страдал болезнью Паркинсона, -- говорит Любовь Петровна. -- В последнее время выглядел совершенно разбитым. Его буквально скручивало. На улице прохожие искоса поглядывали на дрожащую руку, в транспорте мужу уступали место. Однако никакие мои уговоры сделать операцию не действовали.

-- Мне страшно было представить, что кто-то заберется в мой мозг, -- говорит Степан Степанович. -- Но болезнь усугублялась. Я остался без работы. И решился лечь на операционный стол. Операцию делали без наркоза. Я слышал разговоры врачей, но боли не чувствовал. Помню, как в какой-то момент меня попросили разжать кисть, и я сделал это без труда. Затем сжал пальцы в кулак, раскрыл ладонь, выпрямил руку -- она не дрожала!

-- Болезнь Паркинсона развивается, если в головном мозге погибают определенные клетки. При этом растормаживаются системы, которые отвечают за сокращение мышц. И тогда появляются дрожание, скованность, -- говорит руководитель отдела функциональной нейрохирургии НИИ нейрохирургии АМН Украины профессор Олег Лапоногов. -- У Степана Степановича причиной заболевания стало нарушение мозгового кровообращения. Спровоцировать недуг могут также инфекционные заболевания, чаще всего энцефалит, а также черепно-мозговые травмы. Суть операции -- «отключить» структуры мозга, через которые идут патологические импульсы в мышцы. Пациент во время манипуляции должен быть в сознании, чтобы врач мог увидеть, когда дрожь и скованность исчезнут. Поэтому операция проходит без наркоза. Мозг нечувствителен к боли. В место, где делается разрез и высверливается отверстие в кости, вводится обезболивающее. Затем с помощью специального устройства к больным клеткам подается жидкий азот (температура -130 С), который их разрушает.

-- Степан после операции выпрямился, -- рассказывает Любовь Петровна. -- Он с удовольствием хлопочет по дому, вернулся на работу.

«Чтобы разогнуть «подпрыгнувшую» к груди руку, мне приходилось прилагать усилия»

-- Как-то весной на даче я пилил ветки. Присел отдохнуть и заметил, что рука, в которой держал пилу, продолжала дрожать, -- вспоминает Степан Степанович. -- Решил, что это из-за перенапряжения. Потом стал замечать: стоит перенервничать, как в правой руке появлялась дрожь. Думал, это реакция на переутомление, стресс. На работе не платили зарплату, а искать новое место в моем возрасте было страшновато. Обратился к неврологу в поликлинике. Врач успокоил, сказав, что это неврит, и назначил физиопроцедуры. Но они не помогли. В то время умер мой отец, и после похорон правая рука «подпрыгнула» к груди. Чтобы разогнуть ее, нужно было прилагать усилия. Пришлось приноровиться чистить зубы и бриться левой рукой.

-- Однажды я смотрела, с каким трудом муж удерживает в руке ложку, стараясь не пролить еду, и неожиданно вспомнила, что его тетя страдала болезнью Паркинсона и была 20 лет прикована к постели, -- говорит Любовь Петровна. -- Мужа обследовали в городском диагностическом центре. Мои подозрения подтвердились. Супруга направили на лечение в институт геронтологии, где ему назначили препараты, расслабляющие мышцы, витамины.

-- Ожидая своей очереди на прием к врачу, я сидел на больной руке, чтобы она не тряслась, -- вспоминает Степан Степанович. -- Пока лежал в больнице, то чувствовал себя отлично. Принимал таблетки, усиленно питался, читал хорошую литературу, в общем, отдыхал от проблем. Рука почти перестала дрожать, меня выписали. Но стоило выйти на работу, как болезнь тут же вернулась.

Степану Степановичу дали вторую группу инвалидности, работу пришлось оставить.

-- Я стал изучать литературу о паркинсонизме, -- говорит Степан Степанович. -- В медицинском справочнике вычитал, что в институте нейрохирургии недуг лечат с помощью операции. Поехал разведать, что это за методика. Но узнав, что операцию проводят на головном мозге, испугался. Дома сказал жене: «Я ни за что не соглашусь, чтобы мой мозг кромсали!» Мне было лишь 55, а я день ото дня становился все беспомощнее: пуговицу больной рукой не мог застегнуть, ложку удержать…

-- Через год молодой парень, лечившийся в институте нейрохирургии от эпилепсии, рассказал, что здесь избавился от паркинсонизма один оперный певец, -- рассказывает Любовь Петровна. -- Из-за болезни ему пришлось уйти со сцены. Но после операции он полностью восстановился, сейчас исполняет сольные партии. Муж воспрянул духом…

-- Когда Степан Степанович обратился к нам, у него болезнь была средней тяжести, но быстро прогрессировала, -- говорит Олег Лапоногов. -- Ведь медикаментозная терапия в его случае оказалась неэффективной, хотя на начальной стадии 60% больных удается снять или уменьшить симптомы только с помощью лекарств. Остальным показана операция.

Игла не разрушает здоровые клетки, поскольку «одета» в специальный футляр

В 1947 году американский нейрохирург, удаляя опухоль в головном мозге у больного паркинсонизмом, перекрыл один сосуд. Впоследствии у пациента исчезли симптомы болезни Паркинсона. Оказалось, этот сосуд снабжал кровью область мозга, через которую к мышцам проходят импульсы, вызывающие дрожание и скованность. Сначала специалисты пытались воздействовать на больные клетки спиртом, но поскольку он распространялся на большие участки мозга, то повреждались центры, ответственные за жизненно важные функции организма. Попробовали применить холод -- успешно.

В Украине таким лечением занялись в конце 50-х годов сотрудники Киевского института нейрохирургии. Подключили Институт физики. Так появился криотом -- устройство, которое позволяет разрушать холодом поврежденные клетки мозга. Игла, через которую подается жидкий азот, находится внутри футляра. Он не охлаждается, благодаря чему здоровые клетки не страдают. Чтобы пробраться к больному участку мозга, иглу вводят на глубину 13--15 сантиметров.

-- Мы провели свыше двух тысяч операций криотомом больным паркинсонизмом, -- говорит Олег Лапоногов. -- За сорок лет процент послеоперационных осложнений снизился с 18 до 5. Исчезают дрожание и скованность, человек может обслуживать себя сам. Есть пациенты, которых мы прооперировали в 80-е годы, и симптомы болезни у них не вернулись до сих пор. Однако у некоторых после операции становится тихой речь, движения так и остаются замедленными. Эти недостатки корректируются препаратами. К сожалению, после восстановления болезнь может поразить другую часть тела, которая была здорова. Тогда понадобится вторая операция. Как и у нас, криодеструкцию применяют в США, а в Европе популярен метод высокочастотной коагуляции (больные клетки разрушают током).

-- В Украине паркинсонизмом страдают около 75 тысяч человек, -- продолжает старший научный сотрудник института кандидат медицинских наук Константин Костюк. -- Обычно недуг развивается после 50 лет. Мужчины болеют чаще, чем женщины.

-- Болезнь Паркинсона передается по наследству?

-- Правильнее сказать, что родители передают детям предрасположенность клеток мозга проводить патологическую импульсацию. Это означает, что при неблагоприятных факторах у таких людей выше риск развития недуга.

Первые симптомы болезни -- замедленность движений, едва заметное дрожание в кончиках пальцев. Вскоре у человека может измениться почерк, ему трудно продеть нитку в ушко иглы. Постепенно симптомы нарастают: могут дрожать нижняя челюсть, язык, нарушается речь. Замедляется процесс осмысливания информации, поэтому многие больные говорят монотонно. Одно из проявлений болезни Паркинсона -- пропульсия. Человек не может двинуться с места, топчется, а затем неожиданно начинает бежать. Из-за того, что ноги не слушают, а руки скованы, больной бежит, пока не наткнется на что-то. Такие пробежки редко обходятся без травм. Если не лечиться, состояние больного ухудшается настолько, что он не в состоянии подняться с постели. Поэтому не стоит откладывать операцию, тем более что ее редко назначают пациентам старше 65 лет. Ведь у метода есть противопоказания: заболевания сосудов, гипертония.

… После операции Степан Степанович снова вышел на работу. Сейчас он помогает дочери присматривать за четырехлетним внуком.

-- За малышом нужен глаз да глаз, -- говорит супруга. -- Он то на дерево заберется, и приходится его снимать, то побежит к дороге, и нужно успеть перехватить его, пока он не оказался на проезжей части. Муж с внуком без труда управляется.