Пасхальные обычаи и обряды весьма разнообразны. Многие из них происходят из дохристианских времен, когда Великдень был одним из главных праздников календаря наших предков. Позднее они весьма органично вплелись в христианский праздник и сохранились до сих пор. Хотя еще в 318 году Вселенский собор постановил на Пасху «языческих обычаев не исполнять, а именно: на досках не скакать, на качелях не качаться, яйцами не биться и хохотания не чинить».
Подготовка к Пасхе начинается за неделю -- в Вербное воскресенье. В этот день в церковь приносят святить ветки вербы, а после освящения хлещут ими друг друга, приговаривая: «Не я б'ю, лоза б'є. За тиждень Векликдень, вже недалечко червоне яєчко».
С понедельника начинается Страстная неделя, когда разрешается есть только хлеб, соль и пить воду. В это время нельзя ни петь, ни танцевать. Все дни Страстной недели называются Великими, и с каждым из них связаны народные традиции и приметы.
* В понедельник обычно приводят в порядок свое жилище -- красят, моют, чистят.
* Во вторник готовят к празднику одежду, стирают белье.
* В среду убирают в доме. Недаром следующий день называется Чистым четвергом.
* В четверг происходит духовное очищение человека. Существует поверье, что в Чистый четверг до восхода солнца ворон носит из гнезда своих детей купаться в реке. Кто выкупается раньше вороньих детей -- будет здоров целый год. Старые бабушки рассказывают, что в этот день нужно стричь детей, чтобы волосы не выпадали и голова не болела.
Также в Чистый четверг украшают дом: развешивают рушники, расставляют пасхальные символы. Это могут быть и забавные игрушечные цыплята, и декоративные гнездышки с красочно раскрашенными яйцами, и салфетками с пасхальной символикой.
Вечером хозяйки стараются принести из церкви зажженные «страстные» свечи. Ею выжигают крест над входной дверью. Раньше при помощи этих свечей люди пытались лечить лихорадку, давали их в руки умирающим, что облегчало предсмертную агонию. По народным поверьям, свеча могла избавить от пожара, возникшего от молнии.
С четверга прекращали звонить церковные колокола. Били только дубинами по сухой доске, разнося похоронную скорбь.
В этот же день готовят творожные пасхи, писанки и крашенки. С дохристианских времен крашеные яйца олицетворяют солнце.
Яйца красят луковой шелухой -- это традиционный способ, в результате которого получается то самое «червоне яєчко» -- главный символ Пасхи. Можно воспользоваться и специальными красителями яркими разноцветными линяющими ниточками, пасхальными переводными картинками. Но самым интересным и любимым детьми способом остается раскрашивание яиц вручную. Остужать яйца не нужно -- на горячих быстрее высохнет краска.
Еще одной традицией было приготовление «четверговой соли» -- обычную крупную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, а потом святили в церкви. Считалось, что она в течение года не теряла целебных свойств.
* Пятница -- день самого строгого поста, когда верующие вообще не принимают пищу. В пятницу Иисус был распят на Голгофе и умирал на кресте шесть долгих часов. Во второй половине дня в православных храмах совершается вынос из алтаря плащаницы -- изображения на ткани Иисуса, снятого с креста.
В этот же день пекут куличи. Чтобы кулич получился на славу, нужно чисто-начисто убрать в кухне, емкость для теста ошпарить кипятком, тщательно по локоть вымыть руки, повязать голову чистым платком и прочитать молитву «Отче наш». После этого со словами «Господи, благослови» можно приниматься за работу. Тесто чужим людям показывать нельзя. Когда кулич печется, нужно вести себя тихо -- не разговаривать, не хлопать дверями. Считалось, что от громких звуков в куличе могут образоваться трещины или дырки, а это плохая примета. В общем, если не грешить в Страстную пятницу ни словом, ни делом, кулич получится на загляденье.
* Суббота -- день печали и ожидания Воскресения Христова, а в ночь с субботы на воскресенье во всех христианских храмах проходят Всенощные.
На рассвете Воскресения Христова освящают принесенные в корзине традиционные пасхальные кушанья: куличи, крашенки, колбасы, пироги. Не грех окропить и бутылку водки или красного вина, которое будет употреблено за пасхальной трапезой. Освященные в церкви пасхальные блюда считаются лечебными.
После службы все должны поспешить домой. Ведь по народным поверьям, чем скорее семья возвратится из церкви домой, тем богаче будет ее хозяйство. Праздничная трапеза начинается с разрезания освященной крашенки, чтобы каждому члену семьи достался кусочек. Его нужно съесть молча, и только потом приступить к другим блюдам.
До сей поры у нас очень распространена игра «на вбитики» -- у кого крашенка крепче. По мнению некоторых ученых, этой игре уже не одна тысяча лет.
* Следующая за Пасхой неделя называется Светлой. Всю неделю продолжается празднование. В старину в это время девушки пели «гаєвки» или «гаєлки».
Светлый понедельник именовался еще «волочильным» или «обливальным». «Волочильным» -- поскольку в этот день люди «волочились» от хаты к хате, поздравляя соседей с праздником и обмениваясь «дорой» (освященной пасхой) и крашенками. «Обливальным» понедельник называли потому, что в этот день парубки обливали девушек водой. Окатывать полагалось голову и одежду, а девушка после этого дарила парню крашенку. Тем, кто желает восстановить этот старинный красивый обычай, обязательно нужно помнить, что обливать можно только «свою» девушку. Чужую -- грех, тут и до драки недалеко.
В древности существовала также традиция в этот день бросать людей в воду как жертву за добрый урожай. Однако этот обычай был запрещен Петром I, так как «этим неразумным купанием на глубоком подчас топят и убивают людей, а сонных и пьяных внезапным обливанием и ума лишают». Поэтому сегодня на Пасху никого уже не макают.