Однако нагрейся они лишь до 450 градусов -- и бесценные сведения об аварии оказались бы стертыми
Одна из наиболее важных работ в расследовании причин катастрофы Су-27УБ на аэродроме под Львовом -- расшифровка и обработка записей «черного ящика» -- была поручена спецлаборатории Национального авиационного университета Украины, сотрудники которой участвовали в установлении причин десятков аварий самолетов.
Напомним, что «черный ящик» злополучного Су-27УБ (кстати, на самом деле он оранжевого цвета, а официальное его название -- бортовой регистратор) удалось найти вечером 27 июля, через несколько часов после трагедии. Председатель Государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы, председатель Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук сообщил на брифингах во Львове, что записи бортового регистратора хорошо сохранились. Они зафиксировали: истребитель был управляем и его системы работали нормально вплоть до столкновения с землей.
Какие задачи приходится решать, чтобы восстановить все обстоятельства катастрофы, рассказывают проректор по научной работе Национального авиационного университета Украины Владимир Харченко (его пригласили поучаствовать в работе Госкомиссии по расследованию катастрофы) и руководитель лаборатории этого университета, который просил не называть его фамилию в газете.
-- Достаточно ли у вас исходной информации для восстановления произошедшего с Су-27УБ?
-- На разбившемся истребителе стоял бортовой регистратор одной из новейших моделей, -- отвечает Владимир Харченко. -- В отличие от старых, фиксировавших лишь 12 параметров работы техники и 24 разовые команды, современный регистратор записывает практически любые отказы, срабатывания «критических» датчиков, которые предупреждают об опасности. Ну и, конечно же, фиксируются переговоры и параметры самолета в каждый момент полета -- высота, курс, скорость, крен, обороты двигателя
Впрочем, как бы много сведений ни записывал регистратор, всего, что может понадобиться при расследовании, он не зафиксирует. Например, ни один «черный ящик» пока не отслеживает психологическое состояние членов экипажа, а также среду вокруг воздушного судна. Вот и получается, что в случае отказа двигателя можно восстановить малейшие нюансы ЧП. (У нас даже программа есть: предлагаешь компьютеру записи «черного ящика», и он на экране воспроизводит полет -- мы воочию видим, что происходило с самолетом. ) А вот если экипажу привиделось за бортом нечто необычное, вроде НЛО, и летчики не смогли адекватно отреагировать, то определить причину аварии крайне сложно. Поэтому, кстати, были бы очень полезны видеорегистраторы, позволяющие фиксировать «картинку» приборной доски и всего, что попадает в поле зрения членов экипажа за бортом.
-- Председатель госкомиссии Евгений Марчук заявил, что записи «черного ящика» хорошо сохранились. Как удается сберечь информацию?
-- В современных регистраторах запись ведется на металлических носителях, -- отвечает заведующий лабораторией. -- В «черном ящике» Су-27УБ переговоры фиксируются на тончайшую проволоку толщиной с человеческий волос, а технические параметры -- на стальную ленту шириной один дюйм (25,4 мм). Однако какой бы тугоплавкий металл ни использовался, уже при 450 градусах магнитная запись безвозвратно исчезает. Поэтому корпус «черного ящика» делают теплозащитным. При испытаниях он должен выдерживать температуру 1100 градусов в течение получаса. А прочность его бронированной обшивки проверяется с помощью шестимиллиметрового металлического штыря с грузом в 200 кг, который бросают с высоты три метра. Получается точечный удар огромной силы.
Впрочем, даже столь надежные «черные ящики» выдерживают не всякую аварию. Примерно в 5% авиапроисшествий они повреждаются. В моей практике, например, был случай, когда бронеобшивку пробила деталь самолета. Причем регистратор упал в море, и запись подверглась воздействию соленой воды. Тогда мы использовали «противоядие» -- компьютерную программу, позволившую восстановить запись. А при другой катастрофе воздушное судно горело около восьми часов, и регистратор не выдержал столь длительного пребывания в огне.
А не так давно во время аварии канадского пассажирского лайнера «черный ящик» не записал информацию -- автоматика отключила его от электропитания. Началось с того, что в салоне самолета решили установить несколько дополнительных телевизоров, но проводку проложили неудачно. Произошло короткое замыкание. Автоматика отреагировала немедленно, отключив на борту электропитание. Но это не помогло -- начался пожар, кабина пилотов заполнилась дымом. Летчики не смогли справиться с ситуацией, и самолет разбился. С момента срабатывания аварийной защиты «черный ящик» ничего не записал, поскольку он не был оснащен автономной системой электропитания.
Замечу, что, какими бы ни были обстоятельства аварии, как правило, у них нет какой-либо одной причины: самолеты падают из-за рокового наложения нескольких ошибок людей и сбоев техники. Все начинается с, казалось бы, безобидных вещей, с которыми экипаж всегда запросто справляется. Но если сложится так, что пилот допустил сразу несколько ошибок, то ситуация грозит стать непоправимой. Авария нарастает, как снежный ком.
-- Что представляет собой техника, с помощью которой решаются поставленные перед вами задачи?
-- Компьютеры, -- говорит Владимир Харченко. -- Но они лишь инструмент, поскольку главное в нашем деле -- умение правильно поставить задачу и разработать математические модели, алгоритмы, программы.
Замечу, что по решению Международного авиационного комитета (ICAO) с 2005 года во всех авиакомпаниях должна быть введена особая программа предотвращения летных происшествий. Речь идет о компьютерной обработке записей о каждом полете. Это позволит выявить потенциально опасные моменты в работе летчиков, экипажей, самолетов и тем самым предотвратить многие катастрофы. Необходимые для этой системы компьютерные программы разрабатываются ныне во всех ведущих научных центрах, работающих в области авиации, в том числе и в нашем университете.