Но на днях парня приговорили к четырем годам лишения свободы за ограбление жительницы Львова
Эта трагическая и нелепая история произошла в Шостке Сумской области. Но нечто подобное могло случиться в любом другом регионе Украины, потому что многие наши сограждане в подобных ситуациях до сих пор больше надеются на собственные силы, чем на милицию.
Горе пришло внезапно: в автокатастрофе погибли самые родные люди Андрея Максимова (все фамилии в публикации изменены. -- Авт. ) -- отец и мать. 18-летний парень учился на факультете физвоспитания в Сумском педагогическом институте, мечтал стать тренером и активно занимался спортом. Но все его планы на будущее рухнули в одночасье. Долгое время Андрей не мог прийти в себя, а вскоре ему объяснили, что надо вступать в права наследования.
Осиротевший студент стал хозяином квартиры, автомобиля ВАЗ-2108 и двух гаражей. Мало того, знакомые его покойных родителей, узнав об их гибели, вернули ему долг -- девять тысяч долларов. Шостка -- город небольшой, и очень скоро о наследстве узнали лидеры местной преступной группировки под названием «депутатские», -- 25-летний Алексей Жуков и 23-летний Антон Есин. Оба ранее уже пребывали в местах не столь отдаленных: первый -- за групповое хулиганство, сопряженное с убийством, второй -- за изнасилование и вымогательство. «Депутатские» были известны не только в Шостке, а и далеко за пределами Сумской области. Занимались они в основном рэкетом, однако не брезговали и грабежами.
Андрей ехал по Шостке на своей «восьмерке», когда его остановили Жуков и Есин и заявили, что «желторотик» должен им три тысячи долларов. Отобрав техпаспорт и ключи, они выбросили парня из машины и посоветовали поскорее вернуть «долг», мол, в противном случае не видать Андрею машины. «Заявишь в милицию -- пеняй на себя», -- пригрозил один из вымогателей.
Андрей едва не расплакался, не зная, что ему предпринять. «Авторитеты» слов на ветер не бросали, а защитить его было некому -- из родных у парня осталась только старенькая бабушка, проживающая в селе недалеко от Шостки. Вступать в единоборство с вымогателями было боязно, тем более, что один из них, по слухам, отбывал наказание за убийство, но и отдавать машину тоже не хотелось. Воспользовавшись запасными ключами, Андрей выяснил, где злоумышленники оставили «восьмерку», угнал ее и поставил во второй гараж, о котором вымогатели не знали, а сам уехал на несколько дней к бабушке. Вернувшись домой, обнаружил, что из квартиры исчезли телевизор, видеомагнитофон, параболическая антенна и золотые кольца.
Он сразу понял, чьих это рук дело. А через пару дней его навестили старые «знакомые» и сказали, что «вещички» у них, а «обнаглевший буржуй» должен не только возвратить три тысячи долларов, но и переписать на них машину и квартиру.
Андрей долго размышлял, как ему выпутаться из незавидного положения, и собрался удариться в бега. Решил, что все равно учиться в институте ему не дадут, а если не выполнит требования вымогателей, они запросто могут и на тот свет отправить. Парень поехал к бабушке, чтобы попрощаться, а вернувшись в город, в подъезде своего дома нос к носу столкнулся с Жуковым и Есиным. Вымогатели силой усадили его в «Жигули» и повезли на речку -- подальше от посторонних глаз. Били со знанием дела, а потом подвесили за ноги на дерево и стали допытываться, где находится «восьмерка». Не выдержав истязаний, Андрей признался, что у него есть второй гараж.
Дело было зимой, и когда злоумышленники попытались открыть дверь, выяснилось, что это сделать невозможно, -- мешают лед и снег. Есин остался в «девятке», а Жуков нашел в гараже молоток и вручил Андрею, чтобы тот отбил лед. «Не буду», -- неожиданно огрызнулся Андрей. Жуков обозлился, бросился к «девятке» и вернулся с обрезом в руках: «Застрелю, как собаку! Открывай ворота!» Андрей бросился на вымогателя и стал вырывать у него оружие. Оба повалились в снег.
«Держи его!» -- диким голосом закричал Жуков своему напарнику. Есин бросился ему на помощь. Андрей вырвал обрез из рук Жукова, вскочил на ноги, выстрелил в приближающегося противника и, не раздумывая ни секунды, побежал прочь от гаража. Но Жуков догнал его и повалил на землю. Во время борьбы у вымогателя из кармана вывалились патроны. Андрей оттолкнул его от себя, схватил несколько патронов и бросился наутек. По пути перезарядил обрез.
Пробежав несколько десятков метров, Андрей поскользнулся и упал. Обернувшись, увидел приближающегося с перекошенным от ярости лицом Жукова. Андрей направил на него обрез и закричал: «Не подходи!». Однако преследователь не испугался, и Андрей судорожно нажал на спусковой крючок. Когда Жуков приблизился вплотную, Андрей выстрелил вторично. Противник захрипел и обмяк, но был еще жив. Андрей схватил его за ноги и поволок в «девятку», чтобы отвезти в больницу, но когда уложил на заднее сиденье машины, понял, что поздно
Немного успокоившись и здраво оценив ситуацию, Андрей пришел к выводу, что у него теперь только один выход -- исчезнуть из города. «Даже если бы я пошел в милицию, то до суда бы не дожил -- у «депутатских» руки длинные, они бы меня и в СИЗО достали», -- говорил он потом следователю.
Андрей быстро собрал вещи и уехал в Москву. Гильзы и обрез выбросил из окна вагона. Не будучи посвященным в тонкости работы милиции, он, тем не менее, понимал, что очень скоро будет объявлен в розыск и устраиваться на работу под собственным именем нельзя. Более двух лет парень скитался по свету, как перекати-поле, перебиваясь случайными заработками и вздрагивая при виде человека в милицейской форме. В конце концов созвонился с живущим во Львове давним приятелем и вернулся в Украину. Друг был женат, его молодая супруга родила первенца и находилась в декретном отпуске. Лишнему рту она не обрадовалась, поскольку постоянной работы у мужа не было и денег катастрофически не хватало.
Трудно сказать, кто первым -- Андрей или его приятель Саша -- пришел к мысли, что одним из верных способов улучшения финансового состояния является элементарный грабеж. Во всяком случае, на «охоту» они вышли вместе, и «дичь» не заставила себя долго ждать. Хрупкую девушку с дорогим мобильником в руках они заметили издалека. Она гуляла по городу в полном одиночестве и, судя по одежде, далеко не бедствовала. Злоумышленники дождались, когда девушка свернула на неосвещенную улицу, и напали на нее. Отобрав мобильный телефон и сумочку, Андрей и Саша устремились домой. Вытряхнув сумочку, обнаружили сто гривен, калькулятор, паспорт и свидетельство о расторжении брака. «Улов», конечно, был не ахти какой, зато мобильный телефон «Моторолла» стоил не меньше восьмисот гривен.
На следующий день на мобильный телефон неожиданно поступило сообщение, несказанно обрадовавшее приятелей. Родной брат ограбленной девушки, ныне проживающий в Португалии, прислал ей во львовское отделение банка «Вестерн Юнион» 680 долларов и указал номер счета. Прихватив с собой паспорт девушки, приятели помчались в банк. Андрей предъявил в кассе заполненный бланк и сказал, что жена больна и не может получить деньги. Но кассир вернула документ, заметив, что выдаст валюту только непосредственному получателю. Приятели не растерялись, и, полчаса побродив по улицам, заметили девушку, очень похожую на ограбленную ими особу. Андрей рассказал ей о тяжело больной жене, и сердобольная девица согласилась помочь. Через пять минут вожделенные доллары лежали в кармане у Андрея.
Пока парочка раздумывала, каким образом распорядиться «зеленью», телефон «выдал на гора» еще одну приятную весть. Неугомонный брат ограбленной девицы выслал ей на тот же счет 350 долларов. Приятели даже позавидовали ей -- далеко не каждой украинке так фантастически везет на сострадательных родственников. Им и в голову не пришло, что их жертва не смирилась с потерей своего добра и написала заявление в милицию. Львовские стражи правопорядка сработали оперативно, и сообщение о новом переводе было делом их рук. Когда грабители привели в банк очередную девушку, чтобы получить доллары, их арестовали.
Андрея доставили в Сумы и после необходимых оперативно-следственных действий и тщательной проверки показаний ему сообщили новость, которая на долгое время лишила задержанного сна и покоя. Оказалось, что зря он почти три года скрывался от милиции.
-- Дело об убийстве Жукова и Есина было возбуждено по статье 93 п. «г» старого УК Украины (умышленное убийство двух или более лиц), -- сообщил «ФАКТАМ» следователь по особо важным делам прокуратуры Сумской области Виталий Матвийчук. -- В процессе расследования мы пришли к выводу, что Максимов не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как его действия не содержат состава преступления, а являются необходимой обороной.
А вот за ограбление жительницы Львова Максимову и его приятелю пришлось отвечать по всей строгости закона. Обоим злоумышленникам было предъявлено обвинение сразу по двум статьям УК Украины: грабеж и мошенничество. На днях суд Зализнычного района Львова приговорил Максимова и его приятеля к четырем годам лишения свободы. Осужденные имеют право обжаловать приговор в апелляционном суде.
P. S. »ФАКТЫ» благодарят пресс-центр прокуратуры Сумской области за помощь, оказанную при подготовке материала.