Происшествия

«да если бы все в украине не нарушали законы, мы уже давно жили бы в раю», -- сказал в свое оправдание контролер-парковщик, положив в карман «левые» пятьдесят копеек

0:00 — 16 августа 2002 eye 300

Во время полевых исследований киевских автостоянок корреспонденты «ФАКТОВ» и сотрудники налоговой инспекции убедились в том, что на парковках их еще как нарушают

Во время горячей телефонной линии, проводимой одним из столичных телеканалов, заместитель главы киевской горадминистрации по транспорту Иван Салий перепугал столичных автолюбителей своим намерением повысить цены на парковку машин на улицах Киева. Мол, «Киевпарксервис», ведающий всеми парковками города, является убыточной организацией, и другого выхода, кроме повышения цен, у руководства города нет. На следующий день после этой телепередачи редакцию «бомбили» звонками водители-частники и профессионалы. Автомобилисты возмущались: «Я целый день езжу по городу и оставляю машину на платных автостоянках по пять-шесть раз. В итоге за сутки у меня вылетает по 20-25 гривен». Некоторые сообщали, что иногда вынуждены тратить и по 30-40 гривен в день. Выходит, ежедневно киевляне и гости города платят городской коммунальной организации «Киевпарксервис» совсем немалые деньги. Насколько бизнес «Киевпарксервис» «неприбыльный» и почему, «ФАКТЫ» попытались выяснить вместе с Виталием Животкевичем, главным налоговым инспектором Главного управления общественных связей и массово-разъяснительной работы Государственной налоговой администрации Украины.

В руках киевского парковщика кассовый аппарат становится машиной времени

Справка «ФАКТОВ»

По постановлению городских органов власти в столице брать сбор за парковочные услуги имеет право только организация «Киевпарксервис». В Киеве определены такие тарифы: за полчаса стоянки на платном паркинге -- 50 копеек, за один час -- 1 гривня. За простой не более пяти минут не должны брать ничего. Квартальный абонемент на парковку в Киеве стоит 360 гривен.

Если вашу машину, стоящую на парковке, угонят или повредят, контролер-парковщик никакой ответственности за это не понесет. При этом, как ни странно, на сленге автомобилистов парковщиков называют «пастухами».

Полевое исследование киевских паркинговых автостоянок мы начали со Львовской площади, недалеко от которой находится офис городского управления «Киевпастранс» -- организации, в структуру которой и входит «Киевпарксервис». Первую остановку сделали возле Дома художника, прямо на проезжей части узенькой улицы, где парковочные места не были обозначены белыми линиями. Спустя пару минут к нам подошел паренек с маленьким кассовым аппаратом наперевес и поинтересовался, сколько мы будем стоять. Прикрепив под дворниками на лобовом стекле редакционных «Жигулей» отрывок бумажки с зафиксированным временем нашего прибытия, он побрел в скверик напротив и со скучающим видом опустился на лавку.

Полчаса мы с налоговым инспектором прогуливались в районе Львовской площади. На примыкающих к ней улицах из-за обилия машин на паркингах пешеходу порой пробраться непросто. У Дома торговли парковщики «выстраивают» автомобили так, что они практически полностью перекрывают тротуар, оставляя лишь узкий проход «на одного» человека. На этой стоянке все парковочные места были помечены краской, что порадовало инспектора. Но почему-то ни одна машина не была установлена в отведенных ей пределах. Крайняя линия парковки была нарушена на пол, а то и на полтора метра. Впрочем, такая картина типична для всей столицы.

Возвратившись к нашей машине, водитель подозвал «контролера», и тот попросил нас заплатить две гривни… вместо положенных 50 копеек. И это за тридцать восемь минут на паркинге. Парень любезно выбил нам на эту двушку чек, на котором было проставлено время нашего отбытия. Но, похоже, в руках киевского парковщика кассовый аппарат становится машиной времени… По крайней мере, на чеке значилось некое абстрактное время, а не то, в какое мы отъехали.

Кассовые чеки контролеры киевских парковок достают из карманов

«Принципиально» потеряв на первом паркинге полторы гривни, мы отправились дальше -- к стоянке на улице Шота Руставели, напротив синагоги.

Справка «ФАКТОВ»

Киевские контролеры-парковщики -- немногочисленное и преимущественно молодое столичное «племя». В основном, это мужчины от 18 до 35 лет. Точное их количество не назвали даже в «Киевпастрансе», приблизительное -- от 400 до 480 человек. Средняя месячная зарплата -- 180 гривен. Особо отличившихся поощряют премией. По культуре общения, цвету лица и даже запаху они мало чем отличаются от обыкновенного транспортного контролера. Главным отличительным признаком парковщика является синяя жилетка с желтой надписью «Киевпарксервис» и ламинированная карточка с фотографией и голографической защитой. Правда, почему-то большинство из них свою карточку стыдливо прячут от водительских глаз. В то время как и ее, и тарифы на парковку должны показать клиенту по первому же требованию. В обязанности парковщика входит правильная, не нарушающая правила парковки установка автомобиля на определенном горадминистрацией месте, сбор денег и выдача чеков на оплаченную сумму.

Паркинг на Шота Руставели в последнее время разросся. Сейчас эта улица частично перекрыта из-за очередного помпезного строительства, и количество парковочных мест здесь возросло. Проезжая часть улицы запружена припаркованными автомобилями с двух сторон. Размахивая руками, снуют между прибывающими и убывающими машинами контролеры.

В этот раз мы решили не просить у парковщика чек за стоянку. Попили кофе в кошерном баре у синагоги, просмотрели афиши в «Кинопанораме» и через полчаса вернулись на парковку.

-- С вас гривня, чек не нужен? -- то ли утверждал, то ли спрашивал парковщик.

-- Как хотите, хотите -- выбивайте…

-- Ну, если так, то… это необязательно, -- обрадовался парень.

Итак, еще пятьдесят копеек -- «на жвачку» (так определил, куда нам тратить деньги, которые ему очень хотелось, но не положено было получить, один из контролеров).

Очередная парковка, куда мы отправились, -- по улице Терещенковской. Здесь, за желтым корпусом университета, в интеллектуальном эпицентре столицы, между институтами математики и физиологии растений парковщики отличаются хорошей спортивной подготовкой. Чтобы не скучать в перерывах между работой, ребята на глазах у прохожих эффектно разминались, нанося друг другу условные удары ногами в голову… Парковщик, подошедший к нам, оказался на удивление культурным молодым человеком. Он вежливо, с доброжелательной улыбкой на устах поздоровался и аккуратно маркировал нашу машину. Здесь мы решили постоять целый час и потому отправились под кроны каштанов в парк Шевченко. На этой парковке с нас взяли ровно гривню, правда, чек «каратист» не выбивал, а просто достал из кармана. Сумма на нем значилась правильная, но со временем опять-таки получалась нестыковка. Если верить нашим чекам, здесь, на Терещенковской, и на парковке на Львовской площади мы были одновременно. Удивительные физические возможности подарили нам сотрудники «Киевпарксервиса»!

Заплатив вместо 50 копеек гривню, мы получили чек на пять гривен

Следующей нашей остановкой был паркинг у Лукьяновского рынка, возле трамвайного депо. Нам очень хотелось узнать, сколько «на практике» стоят пять минут простоя. И за эти пять минут с нас не взяли ничего. Внимание парковщика, стоявшего рядом, было приковано к пивному ларьку, и он всем своим видом показывал, что ему не до нас. В общем, на Лукьяновке с нами обошлись по-доброму.

Самым же интересным стал паркинг на улице Владимирской, у начала Андреевского спуска. Это, как поговаривают сами парковщики, одно из самых «жирных» мест в городе (имеются в виду перспективы и возможности заработка). Остановившись в сторонке, мы подсчитали количество машин на стоянке -- их было около шестидесяти. При этом все время прибывали новые. Если в среднем с каждой из них парковщик получает по гривне, то сколько же он может заработать за сутки? Здесь хотя бы есть за что права качать и удостоверение налоговика показывать. Да и посмотреть захотелось на РЕАЛЬНЫЕ, а не надуманные тарифы.

Стояли мы ровно полчаса. Водитель только начал выжимать газ, как в боковом окне образовалось маленькое круглое лицо парковщика. Он сверлил нас крошечными глазками -- и попросил гривню. Получив купюру, вручил нам чек на пять гривен за 16 июня 2002 года, время отъезда -- 18. 00. Я не выдержал:

-- А вам не кажется, что уже давно август, да и вместо пяти гривен должно быть выбито 50 копеек?

На лице парковщика отразилась мучительная внутренняя борьба, по всему было видно, что ему не хотелось верить то ли моим словам, то ли своим ушам. Выдержав пятисекундную паузу, он нашел выход из положения:

-- Давно пора знать: по новым тарифам в Киеве час стоит две гривни.

Нам пришлось выйти из машины, налоговый инспектор открыл свое удостоверение, потребовав показать тарифы и карточку. На удивление, парковщик совершенно не испугался представителя власти. Он помахал перед нами карточкой, сказал, что тарифы у него где-то там, указав рукой в сторону Софии Киевской, что у него «нет времени всем их тут показывать», и побежал к подъезжающему «Мерседесу». Поставив автомобиль на место, он неожиданно вернулся к нам и продолжил беседу:

-- Что, вам жалко? Хотите я верну пятьдесят копеек?.. Ну не обижайтесь, я ж вам не грубил…

-- Еще чего не хватало! Вы лучше скажите, почему законы нарушаете?

--… и в-о-още-е я очень культурно воспитанный! Ну, не грубил же? Да поймите же, если бы мы все в Украине не нарушали законы, то уже давно жили бы в раю… А семью-то надо кормить!

-- Наверное, она у вас очень большая.

-- Очень, -- согласился он и снова убежал, так и не показав нам официальные тарифы.

Итак, оставалось лишь подвести итоги нашего совместного с представителем налоговой администрации путешествия по столице. Из пяти паркингов нас не надурили лишь на одном, да и то, видимо, потому, что парковщика с утра мучила жажда. На всех остальных нарушения были однотипны. Первое -- регулярное завышение тарифов. Второе -- неправильно выставленные таймеры на кассовых аппаратах. И, наконец, нарушение правил безопасности при парковке и создание опасных и аварийных ситуаций на тротуаре (на моих глазах «Джип», съезжая с парковки, прижал к грязной стене пышную даму), так и на проезжей части улиц.

При расчете ни один парковщик не предложил нам взять чек. В лучшем случае интересовались, нужен ли он, и, лишь получив утвердительный ответ, чаще всего нам вручали выбитый ранее чек с суммой, не соответствующей реально уплаченной. И последнее -- это агрессивно-хамское отношение к клиентам, прибывшим на стоянку и начавшим отстаивать свои законные права.

При более глубоком изучении паркингового бизнеса Киева, несомненно, могут вскрыться и другие факты правонарушений. Однако надеемся, что после нашего с налоговиками рейда руководители «Киевпарксервиса» задумаются, все ли ими сделано для того, чтобы их организация не оказывалась «в минусе».

Одна гривня, уплаченная за час стоянки на киевской парковке, облагается налогом в одну гривню 35 копеек

Заместитель генерального директора по вопросам транспортной инфраструктуры коммунального предприятия «Киевпастранс» Василий Хвостык, комментируя мой вопрос о нарушениях в работе парковщиков «Киевпарксервиса», заметил:

-- Для каждой парковочной стоянки у нас есть план паркингового сбора, основанный на результатах изучения приблизительного количества автомобилей, останавливающихся в определенном месте за сутки. И каждый контролер знает свой план. Но нужно учитывать, что когда через руки обыкновенного работника парковочных стоянок ежедневно проходят большие суммы денег, ему очень сложно удержаться от соблазна. Отсюда и самые разнообразные виды нарушений, в том числе и незаконное завышение цен на стоянку. О них мы знаем и постоянно проверяем подобные случаи, каждый год направляя в районные прокуратуры материалы об этом. С другой стороны, мы можем разориться, если над каждым парковщиком поставим проверяющего. Между прочим, за год у нас и так полностью меняется состав работников парковок.

Частично разрешить подобную ситуацию может автоматизация парковки в городе. Автомат не обманет, а расчеты при появлении паркоматов на стоянках могут производиться даже через смарт-карту. В данный момент «Киевпастранс», Институт социально-экономических проблем Киева и управление внешне-экономических отношений подготовили концепцию организации паркования и новую редакцию Правил парковки транспортных средств. Осенью они будут рассмотрены в горсовете. Для нас очень важно мнение и водителей, и пешеходов относительно задуманных нами изменений. Через масс-медиа мы собираемся распространять анкеты, и каждый желающий сможет изложить свои пожелания.

Относительно цен на парковку пока сложно сказать что-то конкретное. Работа на специально оборудованных местах и в ночное время убыточна, так как тариф на парковку не изменился с 1997 года (распоряжение КМДА), а налог увеличился. Таким образом, при существующем тарифе за парковку -- одна гривня в час -- парковочный сбор в вышеупомянутых случаях составляет 51 копейку, и остаток суммы затраты службы на ту же охрану, поддержание в форме шлагбаумов, естественно, не компенсирует. При введении автоматизации парковочных мест в городе, возможно, тарифы будут пересмотрены.