Спустя одиннадцать лет после распада СССР, в странах, которые образовались на постсоветском пространстве, все еще отмечается ностальгия о «едином и нерушимом». В одних она не выходит за рамки воспоминаний людей пожилого возраста, в других -- является предметом рассмотрения на государственном уровне. Как уже сообщали «ФАКТЫ», в Москве состоялись переговоры между президентами Белоруссии -- Александром Лукашенко и России -- Владимиром Путиным о создании единого союзного государства. Однако после возвращения из Москвы белорусский лидер заявил, что его страна не будет еще одной федерацией в составе России. В связи с этим «ФАКТЫ» решили выяснить на улицах Киева, как граждане Украины относятся к идее присоединения нашей страны к союзу России и Белоруссии?
Игорь, 39 лет, научный сотрудник:
-- По многим причинам я -- против. Во-первых, у нас есть политическая, экономическая независимость, и быть зависимым от этого монстра -- нового Союза -- не хочется. С другой стороны, если государство мощное, тогда его боятся. И бывшего Союза боялись. Но это же плохо, когда тебя боятся! Надо, чтобы страну уважали и воспринимали как равного партнера.
Наталья, 50 лет, учитель:
-- Мне трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, мы уже привыкли к независимости. С другой -- мне кажется, разобщенность народов России и Украины -- это нехорошо. Наше поколение было воспитано на интернационализме. Поэтому грустно осознавать, когда едешь в Москву, платишь большие деньги, проходишь таможню, что это уже зарубежье. Я бы выбрала золотую середину -- добрососедские отношения между государствами. И не стоит ломать уже созданное.
Богдан Михайлович, 47 лет, госслужащий:
-- Естественно, нет. Тому есть ряд причин. Во-первых, сама история -- она дает основания 49-миллионному народу иметь свое государство. Если же мы войдем в новую «федерацию», наша культура исчезнет. Кроме того, мы не можем объединяться и из-за своих экономических интересов, потому что только в условиях конкуренции развивается экономика. Ведь уже сейчас наблюдается целенаправленное наступление на нашу экономику, чтобы поставить ее на колени, а потом скупить за бесценок.
Елена, 33 года, инженер:
-- Недавно была в Санкт-Петербурге Я бы не хотела жить в России. Если мы -- украинцы, то должны жить в украинском государстве, русские -- в своем. Лишь бы была возможность свободно ездить друг к другу в гости. Для этого ведь не обязательно создавать единое государство. Я предпочитаю, чтобы мы жили в своей стране, со своими законами, не воевали. И самостоятельно решали проблемы в своем доме.
Сергей, 33 года, военный:
-- Положительно отношусь к такому объединению. Во-первых, у меня все родственники живут в России, и мне хотелось бы, чтобы не было этих границ и чтобы мы жили дружно, как раньше. Тем более, что, по моему личному мнению, Украина и сейчас в какой-то степени зависит от России.
Лидия Васильевна, 50 лет, врач-педиатр:
-- Отрицательно! Каждое государство в мире живет своей жизнью. Вряд ли приятно, когда в квартиру, где уже живет семья, приезжает еще одна, и все вынуждены ютиться на одной кухне. А по-соседски, через стенку, но в дружеских отношениях -- пожалуйста. Уровень же жизни не зависит от присоединения или отсоединения. Мы уже были много лет с Россией, но лучше, чем цивилизованный мир, не жили. Нужно иметь свой ум и хорошо вести хозяйство у себя дома.
С респондентами беседовали Александр АРТАЗЕЙ, «ФАКТЫ»