Происшествия

Лидер преступной группы, известный в определенных кругах как полковник, скрупулезно записывал в блокнот все свои «подвиги»

0:00 — 20 августа 2002 eye 467

На днях сотрудники УБОП Кировоградской области задержали главаря банды, которая в течение двух лет наводила ужас на автомобилистов вдоль трассы Киев--Житомир

Год назад в одном из сел Кировоградской области поселился пятидесятилетний мужчина, представившийся соседям профессором-лингвистом. «У вас тихо, спокойно, -- говорил он местным жителям. -- Поживу тут немного, пока закончу писать диссертацию».

Сельчане с уважением отнеслись к ученому. Некоторые по просьбе профессора даже привозили ему для работы из города различные письменные принадлежности. Никому и в голову не пришло, что в их селе под фамилией Букуевич скрывается опасный преступник по кличке Полковник, находящийся с 1998 года в розыске по подозрению в убийстве и совершении ряда разбойных нападений на владельцев автотранспорта.

«Мы работали, словно в темноте»

В 2001 году, пожалуй, ни один брифинг, проводимый руководством Киевской областной милиции, не обходился без информации об очередном дерзком нападении на водителей, следовавших по трассе Киев--Житомир. В районе бесчинствовала хорошо организованная преступная группа, но выйти на ее след не удавалось.

-- Мы работали, словно в темноте, -- вспоминает исполняющий обязанности начальника Главного управления ГАИ МВД Украины в Киевской области Анатолий Лищук. -- Просто не знали, кого ищем. Ни один из пострадавших не мог сообщить каких-нибудь особых примет преступников, так как те действовали очень осторожно и, судя по всему, всегда тщательно готовили свои операции. Но мы подозревали, что группой руководит бывший военный. Все свидетели отмечали: преступники действовали слаженно, четко выполняя команды своего главаря.

Из показаний одного из потерпевших: «Нападавших было четверо. Все они были одеты в камуфляжную форму и черные маски, как у спецназа. Общались между собой почти все время жестами, используя лишь короткие слова, так что невозможно было запомнить голос. Я обратил внимание, что у них было все организовано четко, как будто бандиты тренировались перед этим где-то на полигоне».

-- Машины они останавливали по-разному, но всегда удачно. -- продолжает Анатолий Лищук. -- Чаще всего использовали самодельный «еж» -- вбивали в доску несколько дюбелей, на которые надевали специальные металлические трубочки. Автомобиль наезжал колесами на «ежа», замаскированного соломой, и уже не мог двигаться дальше. Натягивали преступники и тросы поперек дороги, загораживали трассу поваленными деревьями. Когда водитель пытался дать задний ход, они преграждали ему путь к отступлению. Для этой цели бандиты всегда возили с собой специальные струнные пилы (полотно в виде стальной струны). Такой инструмент занимает немного места, но чтобы пользоваться им, надо быть физически очень сильным человеком.

Потенциальных жертв преступники выбирали, прислушиваясь к разговорам водителей в придорожных кафе

Были у банды и другие способы остановки машин. Так, 1 ноября 2000 года автомобиль «Жигули ВАЗ-2104», выезжая с второстепенной дороги на трассу, как бы случайно ударился о бок проезжавшего мимо микроавтобуса «Форд-Транзит». Когда хозяин «Форда» вышел, чтобы разобраться с водителем «жигуленка», его уже поджидали четверо в камуфляжной форме и масках. У владельца машины отняли 9200 долларов, 750 гривен и два мобильных телефона.

Потенциальных жертв преступники выбирали, прислушиваясь к разговорам водителей микроавтобусов в придорожных кафе. Для них не составляло особого труда выяснить, кто куда едет и что с собой везет. Предпочитали дороги, ведущие от трассы Киев--Житомир в сторону близлежащих населенных пунктов. Именно там они и расставляли свои ловушки в виде «ежей» и поваленных на дорогу деревьев.

Очень умело использовала преступная группа и такой фактор: совершали разбойные нападения на границе районов и областей, и пока милиция разберется, на чьей территории совершено очередное преступление, успевали скрыться.

Чем дольше бесчинствовала банда на территории Киевской и Житомирской областей, тем больше ее деятельность обрастала различными слухами. Самым распространенным из них был такой: преступники будто бы убивают всех на своем пути -- и жертв, и случайных свидетелей. На самом деле они никого не убивали. Но слухи об их кровожадности были «автопиратам» только на руку.

В нескольких случаях главарь бандитов, останавливая машины, не только не скрывал своего лица, но и показывал водителям свою фотографию в журнале под рубрикой «Их разыскивает милиция» и снимки людей, пропавших без вести. О последних злоумышленник говорил, будто бы это он отправил их на тот свет, и демонстрировал пистолет. Испуганные жертвы, как правило, отдавали бандитам все без сопротивления и в милицию не обращались, опасаясь за судьбу родственников.

Напасть на след «дорожных пиратов» помог случай. Благодаря тому, что сотрудники милицейских пресс-центров постоянно сообщали по радио и телевидению о том, как обычно действуют бандиты, водители автомобилей, следующих по трассе Житомир--Киев, стали более бдительными. Увидев натянутый поперек дороги стальной трос, шофер микроавтобуса не притормозил, а увеличил скорость и разорвал преграду. Домчавшись на полной скорости до ближайшего поста ГАИ, водитель сообщил, что за ним гонятся те, «о ком пишут в газетах и говорят по телевизору».

Полковник был участником боевых действий в Афганистане и служил в охране президента Амина

Между милицией и бандитами завязалась перестрелка, в результате которой был ранен сотрудник ГАИ. Злоумышленники попытались уйти от погони и скрыться в лесу. Но один из них подвернул ногу и не смог бежать дальше. Сообщники положили раненого товарища в овраг и присыпали ветками, понадеявшись, что тот отлежится и скроется, когда рядом не будет милиции. Но его обнаружила патрульная собака.

Это, фактически, было концом банды. В тот же день правоохранителям стало известно имя лидера преступной группы. Им оказался некий Александр Шолохов (фамилия изменена в интересах следствия) -- участник боевых действий в Афганистане, подполковник спецподразделения, охранявшего президента Амина. Александр также служил в Ираке и имел много правительственных наград.

Выйдя на пенсию, Шолохов решил заняться криминальным бизнесом, и воинское звание стало его кличкой. С 1998 года Полковник находился в розыске по подозрению в совершении убийства. Он был хорошо известен преступным авторитетам Украины и России. Полковник создал несколько преступных группировок, самая известная из них специализировалась на разбойных нападениях на автомобили, следующие по трассе Киев--Житомир, и прекратила свое существование в начале 2001 года, когда были арестованы трое из четырех ее участников. Самому Шолохову тогда удалось скрыться.

Полковник словно в воду канул. Его сообщники уже предстали перед судом, а Шолохова продолжали разыскивать. Слежка, установленная за домом, в котором жила его жена, не приносила никаких результатов. Обрывочные сведения о его возможном местопребывании, которые доходили до правоохранителей, оказывались не совсем точными. Шолохова искали и в Украине, и в России. Предполагали даже, что он скрывается в дальнем зарубежье. Никто и подумать не мог, насколько близко Шолохов находился на самом деле. К тому же, как выяснилось немного позднее, «ложиться на дно» Полковник не собирался, напротив, собирал новую банду.

-- Первый криминальный след Полковника в Кировоградской области появился 13 июля нынешнего года, -- рассказывает старший инспектор Центра общественных связей УМВД Украины в Кировоградской области Владимир Полищук. -- В придорожном кафе около села Станиславово Ульяновского района выстрелом из охотничьего ружья был смертельно ранен в грудь 43-летний киевский коммерсант. Злоумышленники забрали у него барсетку с документами, полторы тысячи гривен, золотую цепочку, газовый пистолет и мобильный телефон, после чего скрылись на его же джипе. В ходе расследования этого преступления сотрудники УБОП Кировоградской области вышли на «профессора-лингвиста», который жил в одном из сел Новомиргородского района под фамилией Букуевич. Зная, насколько опасным может быть Полковник, к операции по его задержанию готовились тщательно.

«У меня оставалось одно крупное дело, после которого я собирался уехать в дальнее зарубежье»

-- Пятого августа нынешнего года сотрудники Кировоградского областного управления по борьбе с организованной преступностью около пяти утра окружили сельский дом, где предположительно скрывался Полковник, -- продолжает Владимир Полищук. -- В такое раннее время в доме уже не спали -- во всех комнатах горел свет. Видимо, услышав какой-то шум, из окна выглянул мужчина с обрезом в руках. Один из оперативников тут же кинул в открытое окно дымовую шашку. Мужчина поднял ее и хотел выбросить, но она взорвалась у него в руке.

Каково же было разочарование правоохранителей, когда, ворвавшись в дом, они не обнаружили там Шолохова! Почувствовав опасность, он ушел. Но находиться на свободе ему оставалось всего три часа…

В восемь утра того же дня оперативники вышли на след Полковника. Дверь квартиры, где он провел последнюю ночь, никто не открывал. Когда сотрудники УБОП выбили дверь и ворвались в помещение, Шолохов стоял на подоконнике и собирался прыгнуть с третьего этажа. Правоохранители успели схватить его за ногу.

При обыске у Полковника были изъяты папка с материалами о деятельности различных банд в Украине и в России, а также блокнот, в котором он записывал все свои «подвиги».

-- У меня оставалось одно крупное дело, -- признался Шолохов задержавшим его правоохранителям. -- После этого собирался уехать в дальнее зарубежье, и меня бы никогда не нашли. Жаль, не успел.