Происшествия

Каждый четвероногий «боец» украинского миротворческого подразделения застрахован в среднем на 25 тысяч долларов

0:00 — 20 августа 2002 eye 191

Хоть и медленно, но жизнь в Косово налаживается. На днях от Северной Митровицы до Янковичей стал курсировать поезд. Правда, триста километров он преодолевает за полдня, но зато проезд в нем бесплатный для всех. И, что важно, -- безопасный, благодаря украинским кинологам и их четвероногим питомцам.

-- В принципе, поездки от одной границы к другой проходят более-менее спокойно, -- рассказывает командир специального миротворческого кинологического подразделения МВД Украины полковник милиции Владимир Кузнецов. -- В каждом вагоне вместе с пассажирами едут миротворцы. В первое время нас беспокоила лишь одна проблема: кто-то постоянно забрасывал поезд камнями. Тогда решили размещать кинологов в последнем вагоне. Как только начиналась очередная атака, поезд останавливался, и мы принимались выяснять, в чем дело. Оказалось, что в подавляющем числе случаев нарушителями были дети. Видимо, бросать камни для них -- просто развлечение.

-- А как люди относились к тому, что их охраняют собаки?

-- По правде говоря, нелегко было добиться, чтобы местное население воспринимало нас с питомцами адекватно. Дело в том, что косовары на 95 процентов -- мусульмане, и собак недолюбливают. Это связано с тем, что якобы собака когда-то укусила пророка Магомета. Но к нашим питомцам они привыкли: видят же, как те работают! За полтора года все четвероногие бойцы подразделения дважды были награждены медалями ООН «За службу миру». Такие же награды вручаются людям.

Украинское кинологическое подразделение -- единственное в мире. В нем служит 25 собак -- овчарки, ротвейлеры, спаниель. И все истинные профессионалы. Содержать их, конечно, дорого: только на питание уходит 12 тысяч долларов за полгода. А питаются животные только сухим кормом (всякая подкормка с кухни строго запрещена). Но ООН выплачивает неплохую компенсацию Украине -- 230--250 долларов в день за каждую собаку. Кроме того, все они застрахованы в среднем на 25 тысяч долларов каждая.

-- Понятно, что за такие деньги собаки не только ловят хулиганов. Чем же еще они занимаются?

-- Дел у них невпроворот, -- улыбается мой собеседник. -- Депутаты в Косово не очень-то доверяют друг другу, и всякий раз, назначая совместные встречи, они накануне приглашают нас с собаками, чтобы проверить помещение и окружающую территорию на предмет наличия взрывного устройства. Правда, за последние 19 месяцев подобные встречи обходились без эксцессов.

В основную же часть времени мы с собаками выполняем обычную полицейскую работу. Разыскиваем преступников, наркотики. Кстати, многие думают, что собака ищет наркотики, потому что уже не может без них жить, как наркоман. Секрет же заключается в том, что в свободное от работы время наши питомцы любят поиграть с резиновым шариком, который пахнет наркотиками. Поэтому, отправляясь на задание, собака просто разыскивает любимую игрушку.

Кроме всего прочего, украинские кинологи и их собаки охраняют косовских заключенных.

-- Нельзя сказать, что криминогенная обстановка здесь тяжелая, -- считает Владимир Алексеевич. -- Основной вид преступлений в Косово -- кражи. В этой республике еще действует достаточно жесткий Уголовный кодекс Югославии. Например, езда за рулем в нетрезвом состоянии считается здесь особо тяжким преступлением и карается штрафом до 400 евро. Поэтому не удивительно, что за полгода здесь было зафиксировано всего два таких случая.

В тюрьмах заключенных содержат в комнатах, больше похожих на общежития, -- по 10--12 человек в каждой. Кормят так, что они позволяют себе швырять апельсины и бананы в наших собак, когда мы обходим тюрьму.

-- Если случаются побеги, собаки незаменимы, -- продолжает Владимир Кузнецов. -- Вот и недавно нам удалось вернуть 12 из 15 беглецов. Один раз, правда, у нас произошел неприятный инцидент с представителями миротворческих сил из другой страны. Мы преследовали сбежавших из тюрьмы опасных преступников. Собаки довели нас до реки, а дальше след терялся. Мы собирались пойти в обход, но командир нашего отряда -- американец -- сказал, что знает более короткую дорогу. Место на другом берегу, куда мы перебрались, показалось мне подозрительным, и я высказал предположение, что территория заминирована. Американец утверждал, что такого не может быть, но возглавить отряд отказался, мол, у него закончился рабочий день. Мы вернулись и все же пошли в обход. А потом уже от польских миротворцев узнали, что место было действительно заминировано. Так мы с собаками избежали гибели.

-- А что будут делать ваши животные, возвратившись на родину?

-- Продолжат нести службу, как наш питомец Арсен. Недавно нам сообщили, что, служа в Хмельницке, он задержал двух опасных преступников. А вообще-то, собаки служат до девяти лет. После этого их наставники обеспечивают своим питомцам «безбедную старость». Один из украинских кинологов Александр Пурич заявил, что после выхода на пенсию его овчарка Фэри будет жить в «будке с евроремонтом».