Украина

Возможно, на ближайшие три года будет введена единая ставка подоходного налога в размере 13 процентов

0:00 — 3 декабря 2002 eye 432

Такое предложение высказывалось во время обсуждения соответствующего законопроекта, который был принят парламентом в первом чтении

Парламент наконец-то обратил свое внимание на важный для всех нас законопроект «О налоге на доходы физических лиц». Более того, на днях депутаты даже приняли сей документ в первом чтении. Причем они умудрились сделать это всего… за четыре минуты.

Напомним, что автором поддержанного Верховной Радой законопроекта является народный депутат Сергей Терехин. Что же предлагается в этом документе?

Украинским миллионерам станет выгодно платить налоги на родине

Ставки налога. Это первое, что требовалось изменить в нынешнем порядке налогообложения наших доходов. Сейчас с человека, который получает минимальную зарплату -- 165 гривен, ежемесячно удерживают в виде подоходного налога 18 гривен 80 копеек. Более того, максимальные ставки -- 30 и 40 процентов -- начинают применять уже в том случае, если человеку начисляют зарплату выше 1200 гривен в месяц. То есть чуть больше 225 долларов. А ведь во многих странах мира доходы ниже 300--500 долларов в месяц вообще не облагаются налогом…

Новый законопроект предлагает достаточно необычную шкалу ставок (см. таблицу), которая снижает максимальную ставку подоходного налога до 20 процентов. Причем отметим, что по минимальной ставке -- 10 процентов -- предлагается облагать доходы ниже 600 гривен. В свое время специалисты налоговой службы рассчитали, что 90 процентов наших сограждан получают зарплату меньше этой суммы. Таким образом, если новый законопроект вступит в силу, подавляющее большинство жителей Украины будут отдавать государству всего 10 процентов своих доходов.

По данным Государственного комитета статистики, за девять месяцев нынешнего года денежные доходы населения составляли 333 гривни 70 копеек на человека в месяц. А средняя зарплата (пока что основной источник поступлений от подоходного налога) -- 364 гривни 35 копеек.

Автор законопроекта особо подчеркнул, что законопроект существенно снижает налоги на «зону риска» -- месячные доходы, превышающие вышеупомянутые 200 долларов, которые в нашей стране чаще всего уводятся «в тень».

Интересно и то, что документ предусматривает достаточно нестандартное снижение ставки налога на доходы, превышающие 720 тысяч гривен в год (или же 6 тысяч гривен в месяц). С них государство будет взимать лишь 13 процентов. Необходимость такой уступки была вызвана тем, что подобные суммы люди получают чаще всего не в Украине. И не в нашей стране, соответственно, платят налоги (по договорам об избежании двойного налогообложения). Если законопроект вступит в силу, украинским миллионерам будет выгодно платить налоги на родине.

Такая схема налогообложения доходов не нова и имеет аналоги в мировой практике. В начале восьмидесятых президент США Рональд Рэйган предпринял радикальный шаг -- снизил максимальную ставку налогообложения для сумм, превышающих 1 миллион 200 тысяч долларов в год, с 50 до 30 процентов. За три года действия такой шкалы количество легальных миллионеров в стране увеличилось почти в 20 раз (как и доходы американского бюджета).

Суммы, указанные в шкале, предполагается индексировать с учетом инфляции. Но только в том случае, если, по официальным данным, цены в стране выросли более чем на один процент. Кроме того, предусмотрено, что не реже, чем раз в пять лет, и не чаще, чем раз в три года, шкала должна пересматриваться.

С дивидендов, призов и дорогостоящих подарков предполагается взимать налог

Не облагаемый налогом минимум. Как такового, необлагаемого минимума, применяемого безоглядно ко всем доходам, в проекте не предусмотрено. Но для людей, чьи доходы окажутся ниже 6 тысяч гривен в месяц, предлагается социальная налоговая льгота. Из их доходов будут вычитать определенную сумму и только после этого начислять налог.

Сейчас ведутся дискуссии о том, какую именно сумму следует вычитать. Изначально автор законопроекта предлагал 120 гривен (два процента верхнего значения первой налоговой шкалы). Однако учитывая потребности по наполнению бюджета, размер социальной льготы, скорее всего, снизят (хотя бы на переходный период) до 60 гривен. Впрочем, вопрос о сумме льготы предстоит решить парламенту уже ко второму чтению закона.

Напомним, что по требованиям отечественного законодательства необлагаемый минимум должен соответствовать хотя бы минимальной зарплате. В настоящее же время он составляет всего 17 гривен.

Расширение базы налогообложения. Наряду со снижением ставок подоходного налога законопроект расширяет сферу их применения. Так, облагать налогом предлагается не только традиционную зарплату и все побочные заработки (полученные как в Украине, так и за ее пределами), но и многое другое. Например:

проценты, дивиденды, выигрыши, призы (кроме случаев, когда такие доходы подлежат конечному налогообложению при их выплате или освобождаются от налогообложения);

доходы, полученные от проведения операций (например, продажи) с ценными бумагами;

доходы от предоставления в аренду или продажи недвижимого, а также некоторого движимого имущества (в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности);

доходы налогоплательщика, перечисленные в его пользу работодателем или любым третьим лицом в виде взносов на добровольное страхование жизни, имущества и других рисков;

подарки (если их стоимость превышает 600 гривен, за исключением сделанных друг другу членами одной семьи, а также благотворительными организациями).

Впрочем, ставки, по которым собираются облагать эти (пока еще нетрадиционные для нашей страны) доходы тоже находятся на стадии обсуждения.

Пенсии, социальная помощь и алименты подоходным налогом не облагаются

Налоговый кредит. Это затраты налогоплательщика, на которые разрешается уменьшить сумму облагаемого налогом дохода. К таким расходам, в частности, относятся:

средства, переданные человеком на благотворительные цели (если эти суммы составляют не меньше 2 и не больше 5 процентов совокупного дохода человека за отчетный период);

суммы, перечисленные налогоплательщиком на оплату обучения в средних и высших учебных заведениях (причем как своего, так и членов своей семьи);

суммы, перечисленные учреждениям здравоохранения в качестве оплаты лечения (самого налогоплательщика и членов его семьи) и покупку лекарств (донорских компонентов, протезно-ортопедических приспособлений) в размерах, которые не покрываются выплатами из фонда обязательного медицинского страхования. Правда, в этом пункте существуют свои «но»… В налоговый кредит не включаются суммы за косметическое лечение или протезирование, аборты, операции по изменению пола, лечение венерических заболеваний (кроме СПИДа), лечение алкогольной, табачной или наркотической зависимости;

расходы на содержание имущества, которое сдается налогоплательщиком в аренду;

затраты на негосударственное пенсионное страхование;

расходы на искусственное оплодотворение (в некоторых оговоренных законопроектом случаях).

Налоговый кредит предоставляется по итогам отчетного года после подачи человеком декларации о доходах. В кредит включаются только те расходы, которые подтверждены документально -- чеком, кассовым ордером, накладной и так далее. Кроме того, сумма налогового кредита не может превышать размера оставшегося после его вычета дохода.

Суммы, которые не будут облагаться налогом. Законопроект исключил некоторые социально значимые поступления из валовых доходов налогоплательщика. К ним, в частности, относятся:

разные виды государственной социальной помощи и пенсий;

имущество или средства, которые человек получает вследствие раздела совместной собственности семьи при разводе;

алименты;

выплаты жертвам нацистских преследований;

основная сумма банковского вклада, которая возвращается владельцу;

суммы государственных премий, наград;

имущество, получаемое в наследство (при определенных условиях, например, если это личные вещи умершего или же дом или квартира, которая является постоянным местом жительства наследника) и так далее.

Все эти поступления не указываются в налоговой декларации и не облагаются подоходным налогом.

Новый закон собираются вводить в действие частями

О декларации доходов. Новый проект освобождает людей, получавших доходы (как по основному месту работы, так и не по основному) только на территории Украины, от обязательной подачи декларации, поскольку законопроект предлагает своего рода «накопительную» шкалу налогообложения, которая исключает недоплату подоходного налога. Человек может его только переплатить. Поэтому люди будут иметь право подавать декларацию добровольно, чтобы вернуть излишне уплаченные деньги или получить налоговый кредит.

Когда закон вступит в силу? Профильный парламентский комитет высказал надежду на то, что депутатам удастся принять его в окончательной редакции до конца нынешнего года и уже с 1 января следующего года он вступит в силу.

Поскольку этот налог является основополагающим для наполнения местных бюджетов, предлагается ввести некий переходный период сроком до трех лет (чтобы успеть «обкатать» на практике наиболее спорные моменты документа). Важной особенностью переходного периода, возможно, станет единая ставка налога, внедрить которую предлагали многие представители парламента. Ко второму чтению закона будут рассмотрена целесообразность введения такой ставки. Предположительно, ее размер составит, как и в России, 13 процентов. Однако автор проекта подчеркнул, что единая ставка в стране может существовать только в течение ограниченного периода -- не дольше трех--пяти лет. Далее возрастает риск социального расслоения общества.

Как бы там ни было, очень высока вероятность того, что данный закон собираются вводить в действие частями. В первую очередь вступят в силу статьи, касающиеся изменения ставок налога, в последнюю -- регулирующие налогообложение доходов от продажи недвижимого имущества, процентов и дивидендов.