Следствие убедилось в том, что он действительно не преследовал корыстных целей, и тем не менее суд приговорил его к пожизненному заключению
32-летний житель Киева Алексей Марков (все фамилии изменены) не был даже знаком со своей жертвой, но зато хорошо знал ее гражданского мужа и относился к нему с симпатией. Когда он сказал следователю, что совершил преступление не с целью ограбления, а из-за любви к другой женщине, тот, конечно же, сначала не поверил. Но после тщательного изучения обстоятельств дела был вынужден признать, что деньги Алексею действительно не были нужны. Однако это не освобождало его от уголовной ответственности. Апелляционный суд Киева приговорил Маркова к пожизненному заключению.
Глава коммерческой фирмы Андрей Груман выехал в длительную командировку в Испанию, велев своему водителю Велихову по утрам отвозить жену Анну Пронину и шестилетнюю дочку Настю в детский сад. Через неделю после отбытия хозяина Велихов, как обычно, подъехал к дому, где жила Пронина, однако возле подъезда его никто не ждал. Это удивило водителя -- Анна отличалась пунктуальностью и никогда не опаздывала. Он позвонил жене шефа по мобильному телефону, но трубку никто не брал.
Глянув на окна хозяйской квартиры, Велихов увидел Настю, которая махала ему рукой. «Маму убили!», -- громко крикнула девочка и бросила вниз ключи. Водитель поднялся на девятый этаж, возле квартиры Прониной уже стояли милиционеры. Оказалось, что кто-то позвонил в районное отделение и сообщил, что в квартире громко играет музыка и плачет ребенок. Когда Велихов открыл дверь, ему навстречу бросилась Настя. «Маму убили!» -- снова крикнула девочка и залилась слезами.
На полу в большой комнате лежала бездыханная Анна Пронина. Из груди покойной торчал нож. Как впоследствии установили эксперты, женщина была сначала задушена электропроводом и только потом преступник ударил ее ножом. Ребенка отвезли в районное отделение. Настя горько плакала и всем, кто входил в кабинет оперуполномоченного, объясняла, что ее маме «засунули в грудь нож». Девочка оказалась не по летам развитой, разговорчивой, и во многом благодаря ей сыщикам удалось раскрыть это преступление.
-- Я еще не ложилась спать, когда позвонили в дверь, -- рассказывала Настя. -- Мама открыла дверь, и в коридор ввалились двое мужчин. Один из них схватил маму и, закрыв ей рукой рот, повалил на пол, а другой сцапал меня и поставил возле холодильника. После этого они отвели маму в ванную умыться, потому что на лице у нее была косметическая маска, а затем втроем отправились на кухню. Они курили, а я сидела возле мамы и все время то закрывала руками уши, то открывала.
По словам девочки, один из мужчин сложил в большую синюю сумку портативный компьютер, видеокамеру, фотоаппарат, магнитофон, маленький телевизор, кассету из автоответчика, золотые сережки и перстень. Он куда-то ушел, а второй отвел Настю в спальню, заклеил ей рот лейкопластырем, а руки связал шарфом. Она слышала, как плакала мама, а потом все затихло. Настя сумела освободиться и увидела в большой комнате мать, которая лежала на полу и на ее вопросы не отвечала. Девочка решила, что мама крепко уснула, и всю ночь, лежа на ней, проплакала.
Андрей очень тяжело переживал гибель жены. «Если бы я не уехал в командировку, а был дома, то защитил бы от грабителей и жену, и дочку», -- корил он себя, ворочаясь по ночам в холодной постели. Он замкнулся и всецело посвятил себя воспитанию дочки. Однажды Андрею позвонил незнакомый мужчина и сказал, что хочет передать ему письмо. Приехав к Груману домой, незнакомец сообщил, что сидел в тюрьме вместе с Богданом Сиченко, который занял у него 500 долларов и сказал, что если с ним что-то случится, деньги вернет человек, чей адрес и телефон указаны на конверте. Андрей прочитал письмо -- и в глазах у него потемнело. «Убийство Анны организовала сестра твоей бывшей жены Катя Лужина», -- говорилось в послании. Андрей дал нежданному гостю 100 долларов, а письмо отнес в милицию.
Жизнь Грумана в последние годы напоминала фильм «Осенний марафон». С Аней Прониной Андрей познакомился в 1993 году и вскоре предложил ей переехать в его двухкомнатную квартиру. Анна была ослепительно хороша, ее стройной точеной фигуре могла бы позавидовать любая топ-модель. Устоять перед чарами такой девушки не мог ни один мужчина. Через год у них родилась дочка Настя. Незадолго до этого отрадного события Андрей по уши влюбился в Людмилу Лужину, с которой познакомился совершенно случайно. Люду не назовешь красавицей, но она, как говорится, девушка с «изюминкой». Когда дочке исполнился месяц, Груман ушел к Лужиной, однако Анну не забывал и поддерживал ее материально.
Через несколько месяцев Андрей вернулся к Прониной, потому что Лужина, по его словам, замучила его ревностью к первой семье. В течение трех последующих лет Груман жил на два дома, разрываясь между любимыми женщинами и мучая обеих. Когда же, наконец, понял, что двойная жизнь до добра не доведет, честно признался Анне, что по-прежнему любит Людмилу и не может ее забыть. Груман оставил свою квартиру Анне, а сам опять перебрался к Людмиле, и через месяц они расписались.
Обрадовавшись, что наконец-то определился, Андрей подарил новоиспеченной супруге автомобиль «Деу-Эсперо», дорогую видеоаппаратуру и некоторое время наслаждался мирной семейной жизнью. Однако его визиты в первую семью Людмиле по-прежнему не нравились, и вскоре измученный «странник» снова оказался в объятиях Анны.
Кстати, сама Людмила в беседе со следователем заявила, что мужа к Анне не ревновала, знала, что он навещает прежнюю семью, помогает дочке материально, и воспринимала это как должное. А не нравилось ей то, что Андрей поздно возвращался домой и уделял ей мало внимания. Ее младшая сестра Катя считает, что причиной ссоры между Людмилой и Андреем послужила его поездка вместе с Прониной и дочкой на теннисный турнир. Людмила в это время лежала в больнице. Вернувшись домой, она выгнала мужа. К Людмиле Груман больше не возвращался, и вскоре они официально развелись.
Груман отказывался верить в то, что в смерти Анны виновата Катя. Зачем бы девушка стала это делать? Ведь он расстался с ее сестрой по-мужски, оставив ей и машину, и кредитную карточку с приличным счетом. Андрей еще не знал, что убийцы уже установлены, и расследование преступления подходит к концу.
-- Допросив сестер Лужиных, мы обратили внимание на сожителя Катерины -- ранее судимого Богдана Сиченко, -- рассказал «ФАКТАМ» старший следователь прокуратуры Печерского района Киева Григорий Гарбуза. -- Его приметы совпадали с теми, которые нам сообщила дочка убитой Настя. Однако женщины в один голос заявили, что в ночь убийства Прониной Сиченко находился в их квартире, и его пришлось отпустить. Но все же эксперт на всякий случай показал Насте фотографию Сиченко, и девочка уверенно опознала в нем одного из преступников. Богдан, почуяв опасность, скрылся, и милиции пришлось приложить немало усилий, прежде чем на его руках защелкнулись наручники. Вскоре был задержан и второй подозреваемый -- Алексей Марков. Но если Сиченко так и не признал свою вину, то Марков написал явку с повинной.
-- С Катей Лужиной я знаком больше восьми лет, -- рассказывал следователю Марков. -- Два года мы жили вместе, снимая квартиру. И хотя потом наши пути разошлись, расстались мы по-хорошему. Я приходил к ней в гости и был счастлив, что меня не прогоняют. С Людмилой и Андреем Груманом познакомился еще до того, как они расписались. Эта пара мне нравилась, всегда приятно общаться с людьми, которые любят друг друга. Узнав от Кати, что Андрей оставил Людмилу, я очень огорчился. К этому времени Екатерина познакомилась на дискотеке с Богданом Сиченко. Сначала они снимали квартиру, а потом Людмила согласилась, чтобы сестра с новым другом жили у нее. На решение Людмилы повлияло то обстоятельство, что за ней якобы кто-то следил, а Сиченко сказал, что раньше работал охранником и сумеет защитить женщин. Но Катя довольно скоро разочаровалась в своем сожителе
Однажды Сиченко рассказал Маркову, что в отсутствие Людмилы просматривал бумаги ее бывшего мужа и пришел к выводу, что тот человек небедный. «Почему бы нам его не ограбить?», -- предложил он приятелю. Марков ответил, что его устроил бы другой вариант: они улучат момент, когда Грумана не будет дома и проникнут в его жилище. «Я убью Пронину, потому что она -- мой личный враг. А ты заберешь все, что тебе понравится».
В тот роковой для Анны день злоумышленники с утра следили за ее квартирой, и поздно вечером, убедившись в том, что она одна, позвонили в дверь. На вопрос «Кто там?» Марков невозмутимо ответил: «Курьерская почта». Дверь отворилась. Марков борцовским приемом повалил женщину на пол, и, зажав рот рукой, приказал молчать.
Пронина, увидев, что грабители нервничают, предложила им водки. Когда Сиченко потребовал у нее деньги, ответила, что живет бедно. Марков вынес и спрятал во дворе сумку с похищенными вещами, а вернувшись, задушил Анну электрическим шнуром. Потом зашел в соседнюю комнату к девочке, чтобы успокоить ее, а Сиченко, на всякий случай, вонзил в грудь Анны нож и положил сверху игральную карту. По пути к лифту Марков спросил Богдана: «Что это за понты?», на что тот ответил: «Это для того, чтобы запутать милицию». Через несколько дней Марков продал вынесенные из квартиры Прониной вещи за 300 гривен, а деньги отдал Сиченко.
На вопрос следователя, зачем он убил Анну, Марков ответил: «Я очень люблю Катю и ради нее готов на все. Меня угнетало то, что у Люды не сложилась семейная жизнь и это отражалось на ее сестре. Я считал, что единственный способ вернуть Грумана к Людмиле -- это убить Анну. Вы можете не верить мне, но это действительно так. Никто не просил меня ее убивать, и никто не знал, что я решил это сделать, кроме Богдана».
-- За свою практику с подобным делом я столкнулся впервые, -- рассказал «ФАКТАМ» Григорий Гарбуза. -- Допросив Маркова, я поначалу ему не поверил. Можно было бы понять мотивы совершенного убийства, если бы он расправился не с Прониной, а с Сиченко, который занял его место в жизни Катерины. Но чем глубже я вникал во взаимоотношения подследственных, тем больше верил Маркову. Похищенная им аппаратура стоила очень дорого, а он сбыл ее за бесценок и не взял себе ни копейки. Во время следствия и на суде ни разу не изменил свои показания. Когда человек чистосердечно признается, это сразу видно. К тому же показания Маркова в дальнейшем были подтверждены свидетелями. А что касается сестер Лужиных, то против них было возбуждено уголовное дело за недонесение о совершенном преступлении, но поскольку в новом УК Украины, принятом в сентябре прошлого года, в отличие от прежнего, этой статьи нет, дело было прекращено.
Как выяснило следствие, сестры об убийстве Анны узнали сразу же после ее гибели. Марков пришел к ним после полуночи и все рассказал. Но они боялись Сиченко, который, по словам Кати, пригрозил ей: «Ты пойдешь как организатор убийства и будешь сидеть больше, чем мы. Поэтому сиди и не рыпайся».
Вскоре после этих событий Катя выгнала Сиченко. А через несколько месяцев Катя нашла в почтовом ящике конверт, внутри которого была дискета. Распечатав текст на принтере, женщина прочитала, что Сиченко в обмен на молчание о том, что она якобы является заказчицей убийства Прониной, требует 50 тысяч долларов.
Апелляционный суд Киева приговорил Алексея Маркова к пожизненному заключению, а дело в отношении Сиченко выделено в отдельное производство, в связи с тем, что он тяжело болен.