Известный певец, поэт и композитор не скрывает, что хотел бы начать со своей бывшей женой все сначала
Игорь Николаев никогда не страдал откровениями. Если бы не разрыв с Наташей Королевой. Тут известного музыканта, что называется, понесло Даже несмотря на не совсем лестные рассказы о нем Королевой. Недавно в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» она призналась, что выдавала Николаеву деньги на карманные расходы, поскольку Игорь был игрок! Да и по хозяйству ни в чем ей не помогал. Словом, только руководил процессом. И, похоже, Русалке изменял У Николаева другая версия причины их разрыва. Впрочем, он не скрывает того, что до сих пор любит Королеву и хотел бы с ней начать все вновь Об этом Дельфин поведал московскому еженедельнику «Семья».
-- Игорь, помните ли вы свой первый гонорар?
-- Для меня понятие «первый гонорар» очень относительное. Еще подростком, на Сахалине, в небольшом городке Холмске, где я вырос, мне приходилось подрабатывать, играя в ресторане. Понятно, что мне давали чаевые. В 15 лет я получал, наверное, столько денег, сколько зарабатывали вместе мать и отец. А на первые деньги я купил домой цветной телевизор «Радуга». Такого на нашей улице еще ни у кого не было.
-- Кстати, со своей первой женой вы познакомились там же, в Холмске?
-- Да, мы учились с Леной в одной школе. А в 1978 году, когда нам было по восемнадцать, у нас родилась дочь Юля.
-- Не рановато ли? Как говорится, и жизни-то еще не познали
-- Нормально, самое оно. Я считаю неправильным общепринятый стереотип, гласящий, что по молодости нужно нагуляться так, чтобы потом не хотелось. Чтобы потом спокойненько вести быт, детей воспитывать. Я вам скажу, чувство отцовства, «прививающееся» в юные годы, очень помогает в жизни. Позволяет по-иному взглянуть на мир, стать добрее, что ли И как-то у меня на все времени хватало. И побыть с женой, с ребенком. И продолжать учиться.
-- На кого?
-- На музыканта. Правда, признаюсь, в музыкальном училище при Московской консерватории я учился без особого удовольствия. Вместо эстрадной музыки мне приходилось сочинять фортепианные концерты, хоры и даже кантаты, одна из которых называлась «На Ленинских чтениях» и была посвящена 110-й годовщине со дня рождения вождя мирового пролетариата. Мои опусы слушали две-три бабушки, которые от нечего делать приходили в зал, да пара знатоков из однокашников. Был момент, когда я даже собирался бросить музыку и поступить в литературный институт. За свои стихи на творческом конкурсе я получил «пять с плюсом». Но музыка все-таки пересилила. Мой взлет, если так можно выразиться, на эстраде состоялся благодаря песням «Айсберг» и «Расскажите, птицы», которые исполняла Алла Пугачева.
-- Трудно ли было решиться отправиться из Южно-Сахалинска в Москву на завоевание мира?
-- Никакого решения не было. Я же был еще ребенком внутри. Писал вокальные циклы на стихи Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой. И однажды послал свои фортепианные сочинения московскому композитору Игорю Якушенко, случайно узнав его координаты у своего педагога. К удивлению, адресат откликнулся, написав в письме, что мои работы ему понравились и он отнес их в Московскую консерваторию. А затем в наше училище пришел запрос -- меня приглашали на учебу в Москву.
-- Когда вы поняли, что стали популярны?
-- Даже бешеная популярность песен никак не отражается на личности композитора, который всегда остается за кадром. Во времена, когда из каждого окна звучали «Айсберг», «Паромщик», «Комарово», я спокойно ездил в метро, ходил по улицам, выпивал в ресторанах. Разве что денег стало побольше. И мы с Пашей Жагуном, будущим автором «Мельницы», решили изменить свою жизнь. Мы задумали написать супершлягер. Сочинив, сняли какое-то подобие клипа. И «Мельницу» показали по ТВ. Сейчас, чтобы хоть как-то заметили исполнителя, нужно прокрутить его клип миллион раз. А тогда был всего-навсего один эфир «Утренней почты». И на другой день я уже не мог спокойно стоять на автобусной остановке -- народ расступался, все на меня смотрели. Я понял, что нужно срочно приобретать машину, и на последние деньги купил старую, потрепанную «копейку». И стал смотреть на прохожих из окна своего автомобиля.
-- Стоп, а куда делись жена, ребенок?
-- Первый брак, наверное, глупостью был. Я вообще бы никогда на Ленке не женился, если бы она не забеременела. Вспоминаю, в каком аврале мы наши отношения оформляли, а все только для того, чтобы дочь была рождена в законном браке. Но совместная жизнь у нас с Леной не сложилась. Как говорится, не сошлись характерами Многие люди после развода сохраняют дружеские отношения, но в нашем случае этого не получилось.
-- Ваша дочь Юля жила с мамой?
-- С тех пор, как мы с Леной расстались, -- со мной. Это моя дочка, она живет моей жизнью. Пять лет Юля училась в Америке, окончила Высшую школу искусств. Теперь собирается сочинять и исполнять песни. В том, что касается записей, студии, я ей, естественно, помогаю. Но мне не хочется заниматься этим всерьез, как проектом. Она должна сама себя делать.
-- Дочка ладила с мачехой?
-- Они, конечно, конфликтовали. У Юльки был сложный переходный возраст Но сейчас они обожают друг друга.
-- Разница в возрасте с Наташей вас никогда не пугала?
-- По-моему, это должно только радовать. Вообще-то рога наставить может и ровесница. Тут дело не в возрасте, а в любви и доверии. Пока мы жили с Наташей, я доверял ей и знал, что она никогда не сделает необдуманных шагов. Поэтому ревность -- дело глупое.
-- Во второй раз вы женились по любви?
-- О, да! Когда мы познакомились с Наташей, я еще был женат. Но влюбился в нее и очень доволен, что испытал в жизни эмоции, которые прежде были мне незнакомы. Я за ней ухаживал, дежурил в машине у подъезда, приставал к ней. Помню, был очень активным.
-- Но связывать себя новыми узами брака вы вроде не торопились. Ходят байки, что невеста привела сотрудников загса прямо к вам домой.
-- Это правда. Но она сделала это не потому, что я сопротивлялся. Просто так было удобнее выполнить все формальности, а инициативу Наташа взяла на себя. Вместе мы прожили больше десяти лет. Для нашей профессии это много. Тем более что у нас и знаки зодиака совершенно противоположные: я -- Козерог, она -- Близнец. По всем раскладкам астрологов не можем находиться вместе. Но мы жили вопреки прогнозам. Я приноровился к ее двойственному характеру. Когда видел, что в ней просыпается «нехороший Близнец», тут же удалялся на другой этаж. Она не капризная, но иногда бывает такая Вообще она девочка очень хорошая. Кстати, если случаются неприятности, она никогда не ноет, не плачет, а, наоборот, как-то собирается и охлаждает эмоции. Например, примерно год назад на банкете, посвященном окончанию съемок «Песни года», у меня украли норковую шубу. Все завопили, началась паника, кого-то видели со свертком в «Жигулях» красного цвета, кто-то метнулся в погоню Только Наташа, совершенно невозмутимая, говорит: «Спокойно, главное -- мы вместе, живы-здоровы, все остальное ерунда. Все нормально, купим еще шубу». Хотя шуба была красивая. Наташа подарила ее мне три года назад на день рождения. Мы были тогда в Нью-Йорке, зашли в магазин, и она ее выбрала.
-- Игорь, о вашем расставании с Наташей написали все, кому не лень. Но нам-то, журналистам, известны ваши хитрости. Последний раз, когда вы расставались, пели песню о том, что «Дельфин и Русалка не пара». Потом выяснилось, что ваша ссора -- хороший рекламный ход. Может, сейчас тоже что-то подобное? Вот и песенки у вас, кстати, в новом альбоме: «Прощай, Наташка», «Прости, что все прошло».
-- Мы же условились об этом не говорить. Я могу рассказать о прошлом, как о свершившемся факте. Могу поведать о чем-нибудь нейтральном: какие сны мне снятся или что я на обед ем. Но я не буду говорить о том, о чем и так все пишут. Я не люблю сплетен.
-- Так скажите правду. Или оставите вопрос без ответа? Некрасиво как-то
-- Вы хотите знать, люблю ли я женщину с именем Наташа Королева? Да, люблю! Она засела в глубине моего сердца на всю жизнь. Никогда я не смогу ее разлюбить, даже если буду жить в другой стране, заниматься другим творчеством и находиться рядом с другими женщинами. Да, она любовь всей моей жизни. А будем ли мы снова с ней когда-нибудь вместе -- неизвестно. Это опять же -- судьба, случай. Тут нельзя делать прогнозы.
-- А вы приезжали к ней в роддом, когда она была беременна?
-- Приезжал.
-- Ребенок-то все-таки ваш или стриптизера Тарзана?
-- Это уже, позвольте, без комментариев.
-- Неужели вам доставляет удовольствие, когда домохозяйки, вытирая носовым платком слезы под жалостливые песенки, обсуждают: и за что она могла его оставить?
-- Меня больше раздражает и бесит, когда обсуждают тот бред, который пишут газеты. Например, что Королева ушла после того, как застукала меня с Дианой Гурцкая. Не верьте газетам! Они публикуют грязные вещи о нас с Дианой, а я ей просто пишу песни.
-- Но все-таки, согласитесь, отчасти благодаря этим сплетням вы держитесь «на плаву», собираете полные залы?
-- Лишь отчасти. На меня 15 лет собираются полные залы, потому что я интересен как личность. Сейчас много химических, сделанных проектов, и это людей раздражает. Ведь публику ничем не обманешь -- она либо любит, либо нет. Например, на одном из недавних концертов в Прибалтике мне из зала прислали записку, что ради моего концерта приехала семья из Архангельской области. Как это можно объяснить?
-- Значит, себя вы считаете суперпопулярным. Игорь, а вы всегда на гребне или поражения все-таки случаются?
-- Есть библейское выражение: «Последние станут первыми, и первые станут последними». То есть, если ты находишься на первом месте в хит-параде, это верный признак того, что скоро перестанешь быть первым. Если ты сейчас на вершине, значит, вскоре покатишься с горы. Поэтому внизу находиться гораздо приятнее, чем наверху: есть перспектива.
-- Вы сейчас в какой стадии?
-- Я перехожу с одного пика на другой. Сейчас -- в процессе спуска На самом деле все непросто. Съемки, мишура передач, пафос -- это бывает редко. А в основном рутинная работа и преодоление собственной лени. Желание посмотреть новое кино на видео возникает гораздо чаще, чем желание сесть и что-нибудь сочинить. Потому что сочинение -- это средство выхода из нищеты. А если человек перестает быть нищим, он перестает нуждаться в спасательном круге. Ему и так хорошо.
-- Возвращаясь к хитам, с которых вы начинали. «Паромщик», «Айсберг» тоже писались для кошелька?
-- Это вдохновение. Все бесплатно писалось. Было счастье от того, что Пугачева их пела. О каких деньгах можно было вообще говорить тогда?! Тем не менее именно эти песни стали фундаментом для накопления капитала, что привело к относительному материальному благополучию, которое теперь как раз и является основной помехой для творчества: нет стимула для работы -- и так все хорошо. Парадокс. Но я по жизни оптимист и, что бы ни случилось, жду позитива. Слово «кризис» всех достало. И меня в том числе. В таком омерзительном состоянии я приехал недавно на гастроли в один из шахтерских «проблемных» городов. Вдруг на песне «Выпьем за любовь!» на сцену вышла дама с огромной бутылкой шампанского, взяла у меня из рук микрофон и сказала: «Игорь, нам сейчас нелегко, мы чувствуем что вам -- тоже. И спасти нас могут только музыка и любовь. Давайте выпьем за любовь!» Я был так растроган Есть вещи более важные, чем деньги, -- жажда жить нормальной жизнью и жажда любить. И я хочу, чтобы мои песни помогали людям утолить эту жажду.
-- Вы редко занимаетесь продюсированием. Для этого есть какие-то веские причины?
-- Это не продюсирование, я не занимаюсь «конвейером». Специально я кого-либо не выбираю: простое стечение обстоятельств. Есть обстоятельства, которые сталкивают людей друг с другом. Можно не работать с этим человеком, а можно и работать. Это как любовь: можно влюбиться или нет. А без любви в музыке не бывает.
-- А правда, что Диана Гурцкая заплатила вам по 3 тысячи долларов за каждую песню и еще 10 тысяч -- за раскрутку.
-- Нет, что вы! Это наглая ложь.
-- Игорь, можно разведать обстановку в вашем доме?
-- Да, пожалуйста. Живу один за городом, по соседству с Владимиром Винокуром и другими уважаемыми людьми. Предпочитаю вести спокойный образ жизни и соседям не мешать. За порядком следит домработница. Она же отвечает на телефонные звонки.