Происшествия

В авиакатастрофе в горах ирана погибли 39 граждан украины и пятеро россиян

0:00 — 25 декабря 2002 eye 462

Руководители авиакомпании, которой принадлежал разбившийся Ан-140, утверждают, что им управляли опытнейшие летчики, не раз совершавшие посадку на аэродроме Исфахан, возле которого самолет врезался в горную гряду

На торжества, посвященные полету второго собранного в Иране самолета «Иран-140», отправились вторые лица причастных ведомств

В феврале прошлого года, накануне Национального дня Ирана, годовщины исламской революции, в городе Исфахан состоялись первые полеты первого самолета Ан-140, собранного в этой стране предприятием HESA (самолет назвали «Иран-140»). Борт построен в соответствии с контрактом, подписанным АНТК им. Антонова с участием Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) и ОАО «Мотор Сич» и предприятием HESA, подписанного в конце 1995 года. Этот самолет предназначен для замены уже устаревших модификаций Ан-24 и Ан-26. Предполагалось использовать его как на гражданских воздушных линиях, так и в военных целях. На торжественных мероприятиях по этому поводу присутствовала официальная делегация Украины во главе с премьер-министром Виктором Ющенко, а также руководителями украинской авиапромышленности -- генеральным конструктором АНТК им. Антонова Петром Балабуевым, генеральным директором ОАО «Мотор-сич» Вячеславом Богуслаевым, министром промышленной политики Анатолием Мялицей.

На этот раз на торжества, посвященные первому полету второго собранного в Иране самолета «Иран-140» отправились вторые лица причастных к исполнению контракта ведомств, в основном, заместители руководителей крупнейших украинских предприятий. В состав делегации входили и представители российской авиапромышленности.

Самолет Ан-140, бортовой номер UR-14003 (один из двух имеющихся в авиакомпании самолетов данной модификации, поступивший в эксплуатацию в конце ноября нынешнего года) вылетел в понедельник 23 декабря в 11. 23 по киевскому времени, из харьковского аэропорта «Сокольники» по маршруту Харьков--Трабзон--Исфахан). В 13. 45 самолет совершил техническую посадку в турецком аэропорту Трабзон. В течение часа проводилась дозаправка лайнера, во время которой пассажиры не покидали борт.

После дозаправки, в 14. 51. Ан-140 взял курс на Иран. При заходе на плановую посадку в районе деревни Багерабад, совершая маневр при заходе на плановую посадку в аэропорт Исфахан, что в 400 километрах к югу от Тегерана, воздушное судно вдруг исчезло с диспетчерских экранов аэропорта. Связь с ним прервалась.

По предварительным данным иранской стороны, пилоты не справились с управлением в условиях плохой видимости, и самолет врезался в горную гряду. Вчера же иранское государственное телевидение подтвердило гибель всех пассажиров и членов экипажа Ан-140. Как сообщил журналистам начальник пресс-службы МИД Украины Сергей Бороденков, в авиакатастрофе погибли 39 граждан Украины и пять граждан России, 38 пассажиров и шесть членов экипажа. Среди них -- одна женщина и семилетний ребенок, жена и сын представителя компании «Мотор-Сич», работающего по контракту в Иране.

Командир экипажа семь раз садился на аэродроме в Исфагане, а второй пилот -- 16

Однако руководство авиакомпании «Аэромост-Харьков», узнав о трагедии, заявило, что самолетом управляли профессиональные летчики-испытатели. «Это был очень опытный экипаж» -- подчеркнули в авиакомпании. Командир экипажа, летчик-испытатель 2-го класса Геннадий Анцибор, имел общий налет более двух тысяч часов, в том числе на Ан-140 -- 160 часов. В его послужном списке -- семь посадок на аэродроме Исфахан. Второй пилот -- летчик-испытатель 1-го класса Сергей Чайченко, налетал около 7000 часов (на Ан-140 -- 651 час. ) и совершил 16 посадок на тот же иранский аэродром. Это говорит о том, что летчики знали особенности местности и климата и поэтому должны были быть готовы к погодным неожиданностям.

Вчера днем на месте катастрофы местной поисково-спасательной службой был найден так называемый «черный ящик» -- бортовой самописец разбившегося лайнера. В соответствии с международными нормами власти Ирана передадут его Украине.

Как сообщили «ФАКТАМ» в Госдепартаменте авиационного транспорта Украины, в Иран вылетела украинская государственная комиссия по расследованию причин катастрофы. На место катастрофы отправились руководитель ХГАПП Павел Науменко (среди погибших -- 19 заводчан) и директор предприятия-владельца самолета «Аэромост-Харьков».

Распоряжением главы харьковской администрации семьям всех погибших будет выделена материальная помощь в размере 5 тысяч гривен.

В цехе окончательной сборки завода NESA в разной степени готовности находятся пять авиалайнеров. В ходе октябрьского визита в Киев президента Ирана Сайеда Мохаммеда Хатами наши страны договорились о создании консорциума по совместному производству самолета «Иран-140». Всего в Иране предполагается выпустить не менее 80 экземпляров самолета данного типа. При этом на плановую мощность, предусматривающую сборку 12 самолетов в год, планируется выйти в 2004 году. Коммерческая цена базовой модели -- 8,5 миллионов долларов. Несмотря на произошедшую трагедию, иранская сторона, как заявил министр транспорта Ирана Ахмад Хорама, не собирается прекращать осуществление совместного проекта.

В разбившемся в Иране самолете находился начальник планово-экономического управления «Южного машиностроительного завода» Владимир Бочило. «Южмаш» производит для этой машины шасси, и руководству необходимо было урегулировать условия контракта.

Среди погибших -- генеральный директор ВАТ НТК «Электронприбор» Емельян Исак и его заместитель Вячеслав Иванов. Предприятие являлось поставщиком авиационного оборудования практически для всех отечественных самолетов, в том числе и для Ан-140. Многие сотрудники редакции «ФАКТОВ» хорошо знали обоих руководителей. Приносим особое соболезнование их коллегам, родным и близким.