Происшествия

Еще сто лет назад любимыми елочными украшениями украинской детворы были… «киндерсюрпризы»: две яичные скорлупы, скрепленные блестящей нитью, с подарком внутри

0:00 — 27 декабря 2002 eye 258

В эти дни полтавские дети водят хороводы возле елки с игрушками, изготовленными в усадьбе Владимира Короленко при жизни писателя

Впервые благотворительные Рождественские праздники в усадьбе Владимира Галактионовича Короленко по улице Мало-Садовой, 1 в Полтаве прошли ровно сто лет назад, накануне 1903 года. За месяц до католического Рождества писатель откладывал все свои дела и тщательно готовился к празднику. В доме устанавливали длинные деревянные столы, закупали бумагу, ткань, краски, карандаши, варили клей. Члены Лиги спасения детей (Короленко был ее почетным председателем) -- взрослые и ребята -- принимались делать елочные украшения и разносить их потом по больницам, интернатам.

Благодаря сохранившемуся альбому с эскизами, многие игрушки удалось восстановить. А некоторые дошли до наших дней в первозданном виде.

Под Рождество вечнозеленое деревце Владимиру Галактионовичу привозили крестьяне из села Хатки Шишакского района, где находилась его дача. Тогда это было в диковинку -- украшать елку на Новый год. Такую «прихоть» позволяли себе разве что самые состоятельные люди Полтавы. Чтобы детвора бедных семей прониклась праздником, знаменитый писатель собирал ее у себя дома. Вокруг елки водились хороводы. «Гвоздем» праздника было закидывание удочки в кабинет хозяина и загадывание желаний. Писатель в это время находился за закрытыми дверями и цеплял на крючок всевозможные подарки. Ребятня была в восторге. Семья писателя обязательно угощала всех гостей.

Очень симпатично и нарядно выглядят игрушечные балерины из коллекции дома Короленко. Их сначала рисовали на картоне, вырезали, а затем одевали. Пачки танцовщиц делались из жатой бумаги, а лифы -- из «золотой» или гипюра с блестками.

«Золотыми» и «серебряными» были также всевозможные мешочки с ангелочками, бабочками, шкатулками. Мастеря клоунов, использовали целую яичную скорлупу, предварительно вынув ее содержимое через мелкие отверстия. Карандашами или красками на скорлупе рисовали глаза, нос, рот, на «макушку» водружали колпак, под «шею» приклеивали жабо из тонкой бумаги. Чтобы придать блеск бумажным снежинкам, мелко толкли кусочки слюды, и этой пылью их посыпали.

Есть в этой коллекции и забавные украшения. Так, достаточно дернуть за огромные уши игрушечного мальчика с лукавой рожицей, и он тут же закроет глаза.

Но короленковская елка особо изобиловала игрушками, в которые можно было положить сюрпризы -- орехи, конфеты. Современные киндерсюрпризы наверняка позаимствованы из далекого прошлого. Сто лет назад это были украшения в виде двух яичных скорлупок, скрепленных блестящей нитью. Дети обязательно находили в них подарки. Лакомства клали в бумажные хлопушки, кувшины, плетеные соломенные корзинки, кошелки.

Фабричные игрушки в те времена делали из тонкого картона или дерева, обтянутого шелком, муаром с аппликациями в виде цветочков или рисунками. Таких елочных украшений столетней давности сохранилось немного. Это раскрашенные маленькие бумажные человеческие фигурки в карнавальных костюмах и масках.

Но, возможно, самый больший интерес у детворы вызывала механическая игрушка (она до сих пор действует), купленная в Париже внучке Владимира Короленко, Сонечке. Достаточно повернуть ключик, как запряженный в повозку ослик начинает скакать, а в такт ему подпрыгивает смешной клоун, сидящий в возке. Внуки писателя припоминают, что эта игрушка всегда стояла под елкой, верхушку которой традиционно украшала семиконечная вифлеемская звезда из мишуры.

В эти дни в мемориальной усадьбе-музее Владимира Короленко в Полтаве проходят традиционные детские новогодние утренники. Сотрудники музея пригласили на елку воспитанников детских садов, школ, интернатов. Все, как обычно. Необычна сама елка, которую украшают игрушки столетней давности, сохранившиеся еще со времен писателя.