Так написал английский зять своей украинской теще
В первый раз увидев Женю гуляющей во дворе далеко за полночь, я не удивилась: может быть, ключи от квартиры забыла и ждет, когда придут домашние? Но выяснилось, что Женя совершает ночные прогулки регулярно (с трех до пяти утра), а днем на улице не появляется. Несмотря на это, местные сплетницы разглядели, что Женя беременна. «Нагуляла -- теперь и прячется от людских глаз», -- перемывали они косточки молодой соседке.
В детстве Женя была примерным ребенком: старшую сестру Аню всегда слушалась, младшую Катю опекала. Ни отцу -- преподавателю университета Евгению Павловичу, ни матери -- главному врачу детской больницы Елене Ивановне Женя никогда не доставляла особых хлопот. Лишь однажды родителям поведение Жени показалось странным: узнав, что имя Женя на английский манер звучит как Джейн, дочка попросила называть ее именно так. Сестры и мать ничего против этого не имели, а вот отец Если к телефону просили Джейн, он отвечал: «Здесь такая не живет». Не нравилось главе семьи и то, что после школы Женя поступила в институт иностранных языков.
-- Отец негодовал, -- вспоминает Катя, младшая в семье. -- Он рассчитывал, что все дочери пойдут по его стопам, значит -- в мединститут. Анька к тому времени успешно его заканчивала. Я училась в десятом классе и уже смирилась с тем, что тоже буду врачом. А Женька ни в какую! Отец думал: она в иняз не выдержит конкурс. И все твердил: «Ну что это за наука -- «английский»? Язык всего лишь средство коммуникации». Женя его не слушала, зубрила и зубрила
И добилась своего! Поступила, а потом ее как одну из лучших студенток отправили на стажировку в Лондон. Когда она увидела землю, о которой много читала, услышала родное с детства «Джейн», то поняла, что никуда отсюда не уедет. Но как остаться? Женя решила выйти замуж. Опыта в общении с парнями у Жени не было, но она набралась смелости и отправилась по ночным лондонским барам.
Первым на девушку клюнул Майкл. Высокий, смуглый, широкий в плечах -- типичный Мартин Иден в пору его признания (так его описывала сама Женя). Он, казалось, увлекся милой славянкой. Были бары, кинозалы, скверики А закончилось все в дешевом отеле. Проснувшись после бурной ночи, Майкл пристально посмотрел на Джейн: «Ничего у тебя не получится, детка. Ты ведь хочешь выйти за меня замуж, верно? Но я не собираюсь жениться».
Женя решила переменить тактику: она обратилась в бюро знакомств, и уже через неделю ей подыскали пару. Честно говоря, отправляясь на свидание, девушка ожидала увидеть старика, нуждающегося больше в сиделке, чем в супруге. Но пришел тридцатидвухлетний банковский служащий. Позже Женя узнала, что Ричард не мог найти себе пару из-за отсутствия времени, поэтому и обратился в бюро знакомств. Он мало спрашивал подругу о ее прежней жизни, его больше интересовало, как она относится к его родной стране и таял, слушая восторженные отзывы.
Настал день, когда Женя превратилась в миссис Джейн Браун. Молодожены поселились в просторной квартире Ричарда, и Джейн занялась обустройством семейного гнездышка. Но идиллии не суждено было длиться долго. Несмотря на то, что Ричард неплохо зарабатывал, он часто упрекал жену в транжирстве: «Ты ездила в библиотеку на такси? Но туда идет автобус». Потом мужу перестало нравиться, что Джейн носит слишком короткие юбки и мило улыбается посторонним мужчинам. Доходило до смешного: «Миссис Браун не должна носить юбку выше колен! Что мне скажут коллеги? -- морализаторствовал Ричард. -- И почему ты так приветлива с нашим консьержем?» Сначала Джейн отвечала мужу, как это принято в Англии, а потом -- как это принято у нас, то есть со слезами, визгом и битьем посуды.
Ричард этой манеры не принял и в один из вечеров, вернувшись с работы, положил перед Женей билет на самолет Лондон--Киев: «Мне очень жаль». Накануне Женя собиралась рассказать мужу, что ждет ребенка, но когда дело обернулось так, что ее выгоняют из дому, стала молча собирать вещи.
«Я беременна. Что мне теперь делать?» -- разрыдалась она, кинувшись с порога к матери. Да что тут посоветуешь? «Не переживай, вырастим, на ноги поставим», -- утешила мать. «Как я теперь покажусь на люди? Вернулась без мужа и с ребенком. Меня засмеют » -- не могла успокоиться Женя. С тех пор она выходила из дому только ночью, не принимала даже лучшую университетскую подругу. На дворе XXI век, говорили ей, и людям нет дела до того, будешь ты одна растить ребенка или с мужем. Но Женя только плакала в ответ.
Не помогли и мамины уговоры пойти в женскую консультацию. Елена Ивановна вызывала гинеколога на дом. Рожала Женя тоже в домашних условиях.
Родители посчитали нужным связаться с Ричардом -- хотя бы для того, чтобы поставить его в известность о том, что у него есть сын. Мистер Браун от отцовства не отказывался, но «Я готов признать свое отцовство, если результаты соответствующей экспертизы, проведенной в Лондоне (вашим врачам я не доверяю), подтвердят, что ребенок мой, -- написал он. -- Я также готов забрать сына и его мать в Лондон, содержать их, но при условии изоляции меня от Джейн. Я боюсь этой женщины».
Жене от этого письма стало еще хуже. Она начала бояться, что Ричард отберет у нее малыша, и теперь не позволяет выносить ребенка на улицу днем -- гуляет с ним по ночам. Имя сыну она дала в честь своего первого лондонского знакомого -- Майкл. Мальчик очень на него похож, говорит Женя, и если бы она вышла замуж за Майкла, все было бы по-другому
Родители в отчаяньи: не вызывать же к дочери психиатра!.. А вот в консультативно-поликлиническом отделении НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии как раз считают, что молодой женщине требуется длительный курс психотерапии.
-- Совершенно очевидно, что Женя склонна к диссоциации, то есть расщеплению личности, -- говорит консультант поликлиники психиатрической помощи НИИ социальной и судебной психиатрии, кандидат медицинских наук Степан Евчук. -- Но это следствие, а в чем причина? Она кроется, скорее всего, в отношениях Жени с родителями. Они предначертали послушной девочке счастливое будущее исходя из собственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, а Женя против этого восстала. Сначала подсознательно -- отсюда просьба называть ее не Женей, а Джейн. Поступление в неугодный отцу вуз -- уже сознательное уклонение от выбранного жизненного пути.
Чтобы самостоятельно решить свою судьбу, нужно быть другим человеком -- и Женя стремится прочь от той себя, которой чувствуют себя вправе повелевать родители. Даже не в другой город, а в другую страну! Но от себя не уйдешь, не уедешь и не улетишь Она осталась собой и, разумеется, не смогла прижиться в условиях, требующих другого воспитания.
Жене теперь нужен квалифицированный психотерапевт, чтобы молодая женщина обрела уверенность в себе.