Происшествия

В реанимации полтавской областной больницы умер, не приходя в сознание, 20-летний михаил гордивский, получивший в новогоднюю ночь глубокое ранение фейерверочной ракетой

0:00 — 5 февраля 2002 eye 841

Находясь в коме, парень 28 суток жил за счет своего крепкого организма

Об этой трагедии «ФАКТЫ» подробно рассказывали 9 января в материале «Я все праздники люблю, кроме Нового года», -- сказал, собираясь к городской елке, 20-летний полтавчанин Миша Гордивский». Публикация вызвала огромный резонанс. Первыми на беду откликнулись сотрудники редакции, предложившие семье потерпевшего и его близким материальную помощь. В тяжелую минуту финансово поддержал их и руководитель полтавского ЗАО «Соняшник» Андрей Веревский. Многие люди звонили и приходили в больницу, от чистого сердца просили принять от них лекарства, хотя, в общем-то, отделение реанимации и интенсивной терапии не испытывало дефицита медпрепаратов. Из Италии, прочитав статью, позвонила виннитчанка Катя Кмец, которая находится там на заработках. Отправив в Полтаву валюту, она постоянно справлялась о состоянии Миши, рассказывала, что за его здоровье заказала молебен в православном храме. За него молились и святые отцы в Полтаве. Но, увы, Миша умер…

«Все нормально», -- сказал Миша, получив смертельную рану

Смерть, как сообщил «ФАКТАМ» заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии Полтавской областной клинической больницы Валентин Белый, наступила в результате необратимых процессов во многих внутренних органах. На органах желудочно-кишечного тракта Михаила образовались стрессовые эрозии-язвы. А процесс отмирания мозга шел постоянно, сводя на нет все усилия врачей. По мере омертвения серого вещества безжизненные клетки приходилось удалять. Михаил Гордивский перенес три операции. В конце концов его сердце не выдержало. Собственно, все эти 28 суток Миша жил благодаря своей молодости и здоровому сердцу. Интенсивная терапия продлила его дни.

Напомним, в реанимацию Михаила Гордивского в коме второй степени с глубокой мозговой травмой теменно-затылочной части машина скорой помощи доставила от городской елки, установленной в микрорайоне Алмазном возле универсама. Он договорился вместе с друзьями встретиться на остановке общественного транспорта напротив универсама, чтобы продолжить гуляние. В два часа ночи к месту встречи подошли не все. Минут сорок Леша Кущ и Миша Гордивский ожидали опаздывающих. Володя Левченко, у которого компания встретила 2002 год, успел за это время продрогнуть и убежал домой, чтобы потеплее одеться. Минут через 10 после этого случилось непоправимое.

-- Я стоял спиной к универсаму, а Миша -- лицом, -- возвращается памятью в ту трагическую ночь Леша Кущ. -- Рассуждали о том, что будем делать дальше, где посидим, что закажем на стол. Вдруг услышал свистящий звук над головой, и в этот же момент Миша упал на тротуар. Удар пришелся ему на голову сверху, огненный шар отскочил и погас в снегу. Я подал Мише руку, у него из раны текла кровь, но он самостоятельно дошел до скамейки, присел. Снял с себя мои перчатки и отдал мне. «Все нормально?» -- спросил я у него. «Все нормально», -- ответил он и потерял сознание.

А еще минут через десять, когда «скорая» уже увезла пострадавшего, из того же места, что и прежде, в сторону остановки общественного транспорта была кем-то запущена еще одна фейерверочная ракета. Она прошла немного выше, только поэтому не никого не встретила на своем пути. Народ продолжал веселиться…

Отравляясь к друзьям встречать Новый год, Миша забыл дома иконку Святого Михаила, которую постоянно носил с собой

Мишу и Лешу разделяли каких-то пятнадцать сантиметров. И при определенном стечении обстоятельств все могло случиться по-другому.

-- У тебя поменялись взгляды на жизнь после того, как ты сам был на волоске от смерти? -- спрашиваю у Алексея Куща.

-- Я перестал быть уверенным в себе, в завтрашнем дне. Ведь в любую минуту нелепая случайность может оборвать жизнь. И еще я понял, что все начатые сегодня дела нужно завершать, ничего нельзя откладывать на потом. Мне никогда раньше не приходилось терять друзей, поэтому смерть казалась почти нереальной. Теперь я знаю, как хрупка грань между жизнью и смертью.

Алексей говорит, что и раньше не любил выходить из-за праздничного стола на елку, а теперь вообще никто его не вытащит на гуляние в новогоднюю ночь.

Володя Левченко, который дружил с покойным еще с детского садика, считает по-другому. Он уверен, что случайность получить возле елки травму, тем более смертельную, ничтожно мала. И вряд ли после произошедшего он станет изменять традиционные встречи с друзьями на улице в первые часы нового года. Хотя этот праздник теперь у каждого, кто близко знал Мишу Гордивского, будет ассоциироваться с его смертью.

Пожалуй, уроком для Володи стало то, что в холодное время нужно носить шапку. Будь на Мише хотя бы вязаная шапочка, она бы смягчила удар. Но он никогда, по примеру отца, который всю жизнь занимался зимним плаванием, не надевал головной убор, даже в детсадовском возрасте. И ни разу не простуживался.

Об особом, спартанском, воспитании в семье Гордивских рассказывает Мишина крестная, Галина Николаевна:

-- Мы с покойной Светланой, Мишиной мамой, работали вместе нянями в детском садике. Сама она воспитывалась в интернате, родственников у нее в Полтаве не было, поэтому, когда Михаил Григорьевич, который старше ее на сорок лет и был разведенный к тому времени, стал оказывать ей знаки внимания, увидела в нем своего защитника. Прожили они душа в душу двадцать лет. Воспитанием и закаливанием детей (первой у них родилась дочка Аня) занимался отец. Помню, Мише было два-три месяца, а он выделывал с ним такое, что я только ахала да охала. И головкой вниз держал, и всякие физические упражнения с ним делал. Михаил Григорьевич давно занимается йогой и детям не давал послабления. Я, например, никогда не видела Мишу дома в тапочках. С рождения он ходил босиком, хотя у них в квартире всегда было прохладно. В этой семье никто не болел.

81-летний Михаил Григорьевич Гордивский рассказывает, что он очень просил сына никуда не ходить, остаться дома. Было у него какое-то тревожное предчувствие. Накануне снилось, будто супруга, умершая три с половиной года назад в возрасте 38 лет, перебралась в другую квартиру. Отец боялся, что за ней уйдет и сын, поскольку они всегда были очень привязаны друг к другу.

Михаил Григорьевич вытащил из кармана иконку Святого Михаила, с которой сын никогда не расставался. Церковь утверждает, что Святой Михаил -- самый сильный защитник того, кто его почитает. Сын родился на Михаила -- 21 ноября. В честь этого святого ему и имя дали. Странно, но, отправляясь к друзьям на встречу Нового года, Миша забыл иконку дома.

Бабушка Мария очень уважала друга своего внука за то, что заработанные деньги он отдавал отцу

Каждый сидящий за поминальным столом мог вспомнить о Мише только самое лучшее. Бабушка Володи Левченко, Мария Максимовна, приехавшая на похороны из Прилук Черниговской области, всегда называла его третьим ребенком своей дочки. Приезжая в гости в Полтаву, Мария Максимовна могла без устали разговаривать с Мишей на самые разные темы. Ей всегда нравился ровесник ее старшего внука Володи -- серьезный и улыбчивый одновременно, разбирающийся во многих сферах жизни, несмотря на то, что окончил лишь девять классов, добрый, отзывчивый.

-- Как-то я попросила у него мобильный телефон, чтобы позвонить домой в Прилуки, -- вспоминает Мария Максимовна. -- Раз, а потом второй. Мне было интересно впервые разговаривать по телефону без провода. А потом и спрашиваю Мишу, во сколько ж ему обошлись мои звонки. «Гривен пятнадцать, наверное», -- ответил он. Я чуть с ума не сошла, а он только засмеялся: «Чепуха».

Еще бабушку Марию очень радовало, что заработанные деньги он отдавал отцу. А ее дочь, Ирина Анатольевна, добавляет, что сын никогда не расстраивал отца, он делился с ним своими радостями и никогда -- печалями, неудачами. Он не жалел денег на подарки. Ему нравилось угощать ее пирожными, которые сам обожал, как-то даже ананас ей купил, а на 17-летие ее младшего сына Жени вместе с Володей подарил мальчику самые «крутые» колонки к компьютеру, хотя сам Миша обходился простенькими.

Алеша Кущ говорит, что Миша, благодаря знанию компьютерной техники, интеллекту мог бы стать преуспевающим бизнесменом, однако из-за недостатка опыта и денег не успел раскрутиться. В последнее время он собирал компьютеры, что давало ему возможность кормить семью. Большие надежды Миша возлагал на создание фирмы с долевым участием его друзей. Собственно, он был ее крепким основанием. Увы, фирма начала работу уже без Миши.

Медики и близкие боролись за Мишу изо всех сил. Когда его отключали на несколько часов от дыхательного аппарата, когда он рефлекторно пожимал руку доктору или пытался открыть глаза, всем хотелось верить, что они продвинулись по пути к победе. Когда врачи начали кормить больного через зонд, друзья варили ему бульоны, покупали детское питание, соки, йогурты, творожную массу. Чтобы Миша вовремя мог принимать свежую пищу, Ирина Анатольевна взяла отпуск на работе и каждое утро самая первая приезжала в реанимацию. Если бы Миша выжил, но остался инвалидом, она согласилась бы стать его сиделкой.

Белые розы от Кати Кмец были единственной роскошью на похоронах

… По-весеннему яркое солнце казалось таким нелепым в тот черный четверг, когда хоронили Мишу! Проводить его в последний путь пришли немногочисленные родственники, самые близкие друзья, соседи. А он как будто не хотел прощаться со всеми -- автомобиль с гробом все не появлялся возле подъезда его дома, где должно было состояться отпевание. Наконец подъехали организаторы похорон и объяснили причину задержки. Оказалось, тело не поместилось в гроб, и в срочном порядке пришлось заказывать другой. Именно заказывать, ибо в похоронном бюро не нашлось гроба длиной в два метра. А купленный ранее никак не хотели забирать обратно, не говоря уж о возврате денег. Старые женщины сетовали, мол, почему же молодым никто не подсказал, что покойник вытягивается в длину до десяти и больше сантиметров.

Хоронили Мишу со всеми почестями, но скромно. Новая, самая лучшая его одежда, в которой он встречал Новый год, была испачкана кровью, поэтому в последний момент на часть денег, выданных руководителем ЗАТ «Соняшник» Андреем Веревским, купили строгий костюм. Зинаида Кущ, которая занималась покупками, благодарна торговцам рынка. Они, узнав, для кого покупают вещи, уступали на каждой из них.

-- Я доставала деньги и объясняла, что должна уложиться именно в эту сумму, -- рассказывает мама Мишиного друга Зинаида Ивановна, -- и продавцы говорили: «Давайте, сколько есть». На галстуке, к примеру, стояла цена 25 гривен, но мне его продали всего за пять.

Мишу, согласно народному преданию, чтобы ему на том свете было удобно ходить, обули в его любимые туфли, которые он носил прошлым летом. Правда, подошву пришлось прошить нитками. Пожалуй, единственной роскошью на похоронах были белые розы. Их попросила купить от ее имени Катя Кмец -- женщина, которая работает сейчас в Италии и годится ему в матери. Родная мать ведь не оплакивала сына. Теперь их могилы рядом.

Постскриптум для девушки, в которую был влюблен молодой шахматист

А я все думаю о незнакомой девушке, чье имя не знает даже никто из Мишиных друзей, но о которой он с восхищением отзывался. В минуты откровений парень рассказывал, что познакомился с ней на шахматном турнире в Одессе. В Одессе он собирался отмечать и этот Новый год. Возможно, со своей любимой. Но что-то не сложилось. В последнее время у него было много работы. Подготовка офиса фирмы к открытию отнимала все свободное время. В свой последний путь Миша, не успевший сполна познать радость любви, ушел, как жених, -- с белым цветочком на лацкане пиджака. А невеста (была ли она действительно невестой?), наверное, до сих пор не может понять, почему от Миши нет никаких вестей…

P. S. S. Октябрьский райотдел милиции Полтавы возбудил уголовное дело по факту получения Михаилом Гордивским телесных повреждений.