Возможно, скоро данные обо всех жителях нашей страны будут собраны в едином Государственном реестре
Недавно Конституционный суд Украины признал институт прописки неконституционным и распорядился привести отечественное законодательство в соответствие с Основным Законом. Это и не удивительно, ведь система прописки была изобретена советской властью с целью тотального контроля над всеми жителями страны и недопущения несанкционированных переселений. Прописки нет ни в одной из развитых стран. Хотя и там государство делает все возможное, чтобы знать как можно больше о своих гражданах. Для этого разработана система регистрации жителей, которую предполагается ввести и в Украине.
В нынешний четверг Верховная Рада должна рассмотреть в первом чтении проект Закона Украины «О государственной регистрации физических лиц». По словам народного депутата Украины Александра Задорожного, разница между институтом прописки и государственной регистрацией физических лиц заключается в том, что вместо разрешительной системы проживания, когда государство могло позволить или запретить человеку жить в данном населенном пункте или на определенной жилплощади, вводится регистрация по желанию.
Каждый человек будет иметь право свободно перемещаться и выбирать место проживания на всей территории Украины. То есть главное отличие регистрации от прописки заключается в том, что государственное учреждение обязано зарегистрировать гражданина по месту проживания, которое он укажет.
В то же время, по словам государственного секретаря Министерства юстиции Украины Александра Лавриновича, являющегося автором данного законопроекта, человек должен будет подтвердить законность своего проживания в данном месте, в частности представить документы о праве собственности на жилье или разрешение владельца на проживание, а также договор об аренде и другие.
Кстати, как заявил Александр Лавринович, сегодня ни один государственный орган не имеет права требовать у людей документы о прописке. Ведь после того, как прописка была отменена, никакого документа о ее продлении ни Верховная Рада, ни правительство не принимали и не могли принять. Госсекретарь посоветовал людям, у которых до сих пор требуют данные о прописке, обращаться в судебные органы.
Но не стоит забывать, что медицинское обслуживание, предоставление субсидий на оплату жилья, практически все виды социальной помощи все еще привязаны к месту прописки. Поэтому в первую очередь людей волнует то, как будут предоставлять эти услуги. По мнению Александра Лавриновича, законопроект повышает социальную защиту населения, поскольку человек может получать субсидии, медицинскую и социальную помощь не по месту прописки, а по месту регистрации, то есть реального проживания.
Рассмотрим предлагаемый парламентом законопроект подробнее, поскольку, если документ будет принят Верховной Радой, жителям Украины вскоре придется регистрироваться по месту жительства.
Документ предусматривает создание Государственного реестра физических лиц, в котором будет собрана информация о каждом жителе Украины. Основными задачами реестра являются: введение автоматизированного персонального учета физических лиц; анализ и прогнозирование демографических процессов в стране; содействие проведению массовых мероприятий (переписей населения, выборов, референдумов, опросов и т. д. ), и упрощение процедуры оформления документов, которые удостоверяют личность и подтверждают гражданство Украины, а также дают право на въезд в страну и пребывание на ее территории.
По мнению разработчиков, законопроект закрепит права граждан на свободу перемещения и выбор места жительства. Но предусмотрены и некоторые ограничения данных прав. К примеру, в случаях ведения военного положения, пребывания человека в приграничном районе, зоне экологической катастрофы или на территории, где вследствие опасности заражения или отравления введен особый режим проживания.
Согласно законопроекту, в Государственный реестр физических лиц обязательно вносятся следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата рождения; место рождения; пол; гражданство (включая предыдущее гражданство, даты его принятия и смены); место проживания с указанием даты его регистрации; семейное положение (дата и место вступления в брак или его расторжения); информация о детях (имя, пол, дата и место рождения, гражданство); сведения о родителях, а также о жене или муже (имя, пол, дата и место рождения, гражданство).
Чтобы информацию о человеке внесли в реестр, он обязан предоставить: паспорт; свидетельство о рождении или принадлежности к гражданству Украины; загранпаспорт (проездной документ ребенка), который необходим в том случае, если человек выехал на постоянное место жительства за рубеж; свидетельство о браке; военный билет или приписное свидетельство; решение суда о признании человека недееспособным или ограниченно дееспособным (если такое решение было принято судом); справку с места работы с указанием должности или справку из Государственной службы занятости, если человек не работает; для учащихся -- справку с места учебы; пенсионное удостоверение (если человек достиг пенсионного возраста); документы об образовании, научной степени или ученом звании. Место проживания указывается в заявлении о регистрации.
Столь обширный перечень документов вызывает некоторое удивление. Например, непонятно, зачем предоставлять документы об образовании, если в перечне основных сведений, вносимых в реестр, об этом нет ни слова. Кроме того, не секрет, что сотни тысяч людей работают в разных фирмах нелегально или подрабатывают, где придется. Кто им выдаст справку о месте работы и занимаемой должности? А как быть, если человек не желает сообщать государству определенную информацию, например о своей должности?
Выходит, чтобы зарегистрироваться в реестре, придется собрать гораздо больше всяких бумажек, чем сейчас необходимо для прописки. Следовательно, цель упрощения процедуры оформления документов, задекларированная авторами законопроекта, в случае его принятия едва ли будет достигнута. Те же, кто не пожелает предоставить государству информацию о себе или скроет какие-либо данные, будут привлечены к ответственности. Правда, в законе почему-то не сказано, к какой именно -- административной или криминальной.
Также по письменному требованию человека в реестр могут быть внесены следующие сведения: его группа крови, резус-фактор, вероисповедание, псевдоним, политическая принадлежность. Это несколько настораживает. Особенно если учесть, что с помощью несложных административно-бюрократических методов давления в нашей стране любую добровольную инициативу очень легко превратить в обязательную, или, по крайней мере, добровольно-принудительную.
Но кроме того что человек сам предоставит данные для занесения в реестр, определенная информация о нем целевого назначения будет собираться государством в разных учреждениях и организациях. Естественно, ее намерены сравнивать со сведениями, которые человек указал самостоятельно.
Так, данные о должности, месте работы, образовании, научной степени или ученом звании обязаны будут предоставлять предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, деятельность которых связана с трудоустройством населения, а также органы управления образованием, учебные заведения, государственная служба занятости. Сведения о пенсии и ограничении дееспособности человека должны будут поступать в реестр из Пенсионного фонда и органов социального обеспечения, а обо всем, что связано с военной службой и воинским учетом, -- из военкоматов и других учреждений Министерства обороны. Если гражданин относится к категории лиц с определенными заболеваниями (какими именно, в законопроекте не указано), то учреждения здравоохранения обязаны внести эту информацию в Государственный реестр.
В свою очередь, правоохранительные органы должны предоставить все сведения о том, находился ли человек в розыске, привлекался ли к суду или уголовной ответственности, числился ли пропавшим без вести или умершим. А органы оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины, -- сведения о выдаче документов, фактах их изъятия, подделки или отказа в выдаче, а также фотографию и образец подписи человека.
Причем за несвоевременное предоставление государству информации о человеке или ее неправдивость виновных должностных лиц также будут привлекать к ответственности «согласно законам Украины».
Кстати, в законе определен круг лиц, которые могут пользоваться собранной в реестре информацией о жителях Украины. Так, все органы государственной власти и местного самоуправления имеют право получить сведения, необходимые для реализации демографических, социологических, социальных и прочих программ, а также для составления списков избирателей и других участников массовых мероприятий.
Также из реестра смогут получать информацию: правоохранительные органы и суды; Министерство обороны и другие законные военные формирования; органы управления образованием, юстиции, социального обеспечения, учреждения здравоохранения и другие организации, имеющие автоматизированные системы учета, если сведения нужны им для выполнения обязанностей, возложенных на них законодательством Украины.
Кроме того, при наличии «обоснованного запроса» (что подразумевается под этим термином, в законопроекте не сказано) любой гражданин может получить справку о другом человек, в которой будут указаны его фамилия, имя, отчество и место проживания и пребывания. Правда, в предоставлении такой справки может быть отказано в случаях, если, «в соответствии с актами законодательства Украины, запрещено передавать персональные данные другому физическому лицу». Что это значит -- не разъясняется.
Да и зарубежные предприятия и иностранцы смогут получить доступ к реестру, правда, только с разрешения его распорядителей и Верховной Рады. Но в законопроекте указано, что передача персональных данных из Государственного реестра допускается только в том случае, если получатель информации примет меры для ее защиты. Но ни слова не сказано, какие меры имеются в виду.
В связи со всем вышесказанным возникает вопрос: а как же с конфиденциальностью собранной информации? Ведь получается, что конфиденциальные сведения, зачастую сугубо личного характера (о болезнях, работе, месте жительства), будут доступны слишком широкому кругу людей, государственных и частных организаций.
Кстати, как сообщил Александр Задорожный, кроме вышеназванного документа, в Верховную Раду поступил еще один законопроект -- «О едином реестре физических лиц и государственной регистрации физических лиц по месту проживания и пребывания», внесенный народным депутатом Олегом Зарубинским.
По словам Александра Задорожного, существует договоренность о внесении на рассмотрение парламента двух законопроектов для того, чтобы после принятия в первом чтении хотя бы одного из них разработать единый проект с учетом замечаний и дополнений.
Специально для «ФАКТОВ» народный депутат Украины Александр Задорожный ответил на некоторые вопросы.
-- Для чего человек должен подавать справку о работе и образовании, если такая информация не является обязательной для внесения в реестр физическим лицом? Как быть тем, кто работает без оформления и не имеет возможности предоставить справку с места работы?
-- Одной из целей создания Государственного реестра физических лиц является концентрация в нем максимально полных сведений о каждом из граждан Украины. Именно поэтому в него должны попасть данные, на первый взгляд, являющиеся второстепенными. Они позволят добиться оптимизации проведения выборов и референдумов, анализа и прогнозирования демографических процессов, ускорения процедуры выдачи документов как для использования внутри страны, так и дающих право покидать территорию нашего государства. Тем же, кто работает без оформления, наиболее целесообразно, во-первых, легализовать свой статус, во-вторых, предоставить наиболее полные сведения о своей работе.
-- Не слишком ли много документов нужно подавать для внесения данных в реестр?
-- Нет, не много. Ведь почти в каждой сфере жизнедеятельности человека существует определенная отчетность. Я понимаю, что возникает опасение, как бы данные о физическом лице не были использованы против него. Но не забывайте, что в законопроекте есть и статья 5, определяющая гарантии защиты и безопасности данных реестра. Если мы говорим о возможности публиковать какие-то данные из реестра, то предусматриваем в первую очередь опубликование общих статистических сведений, которые будут максимально обезличены. Законопроект предусматривает письменное согласие гражданина на обнародование информации о нем, содержащейся в Государственном реестре частных лиц.