Происшествия

После падения из окна шестого этажа трехлетняя вероника, не получившая ни одного(! ) перелома, встала и пошла навстречу прохожему

0:00 — 15 февраля 2002 eye 344

Девочка, как утверждают соседи, часто оставалась дома в одиночестве и практически не бывала на улице, поэтому постоянно тянулась к кухонной форточке

Вчера наша газета коротко рассказала о том, что Вероника выпала из окна квартиры в 16-этажном доме по улице Генерала Наумова, 33а в Киеве. Чем можно объяснить, что маленькая девочка поздно вечером находилась в квартире одна? Звучала версия, будто ее маме, уходившей на работу ночью, не с кем было оставить дочку и это происшествие не что иное, как отражение безысходной жизни одиноких женщин. Было и другое мнение: мол, мама сама виновата в случившемся.

«Девочка родилась в рубашке»

Корреспонденты «ФАКТОВ» отправились в больницу, где находится Вероника. Врачи разрешили войти в реанимационную палату и взглянуть на девочку. Ее лицо сливалось с наволочкой подушки -- девочка бледная до белизны, глаза закрыты, как во сне. Вдруг Вероника взглянула на нас, ее лицо исказила гримаса боли, казалось, вот-вот малышка заплачет. Но она так же неожиданно закрыла глазки и вновь засопела спокойно, по-домашнему.

-- Девочка поступила в больницу 11 февраля в 22. 30, -- говорит главный детский реаниматолог г. Киева, заведующий отделением интенсивной терапии Украинской детской специализированной больницы «Охматдет» Сергей Нифонтов. -- Ее осмотрели все специалисты. И поразились: упав с шестого этажа, ребенок не получил ни одного перелома, нет обычной в таких ситуациях черепно-мозговой травмы, практически не повреждены внутренние органы. Пострадала только селезенка, пришлось сделать операцию. Девочка в сознании, но почти все время спит -- действуют обезболивающие препараты. Угрозы для жизни нет. Смело можно сказать, что Вероника родилась в рубашке. Упасть с такой высоты и так легко отделаться! После падения она даже сознание не потеряла. В больнице все время спрашивала: «Где моя мама?»

-- Меня вызвали на операцию около часа ночи, -- рассказывает доцент кафедры детской хирургии Национального медицинского университета Виктор Письменный, оперировавший Веронику. -- Три разрыва селезенки мы ушили в ходе операции, длившейся два с половиной часа. В будущем эта травма не отразится на здоровье девочки. Главное, чтобы в ближайшие дни не развились осложнения.

… Чуть позже мы с фотокорреспондентом побывали возле дома, где произошло это ЧП. Скорее всего, девочка упала на мокрую землю всего в нескольких сантиметрах от асфальтированной дорожки, огибающей дом! Это ее и спасло. «ФАКТЫ» не раз рассказывали случаи, когда дети, упавшие с большой высоты, получали лишь легкие травмы. Это -- чудо. Падение иногда смягчают ветки деревьев. Порой происходит и совсем невероятное: шестилетнего Юру, выпавшего с балкона восьмого этажа, мягкими носилками поймали врачи «скорой помощи» (»ФАКТЫ» писали об этом 3 августа 1999 года). Малыш практически не пострадал…

-- В результате падения в большинстве случаев дети либо гибнут, либо становятся инвалидами, получив серьезные травмы: переломы, черепно-мозговые повреждения, у них возникают внутренние кровотечения, -- говорит Сергей Нифонтов. -- Обычно таких пациентов госпитализируют в нашу больницу или в Институт нейрохирургии АМН Украины. Мы подметили: чем младше ребенок, тем сильнее у него инстинкт самосохранения. Возможно, во время падения малыш успевает как-то удачно сгруппироваться и травмы получает не такие тяжелые. Но мы постоянно напоминаем взрослым, что нужно быть очень бдительными. Чудеса случаются не всегда. В нашей практике была ситуация, когда полуторагодовалый ребенок упал с четвертого этажа из-за того, что «любил гулять на подоконнике» -- так сказала мама. Когда она вышла из комнаты во время его «прогулки», малыш дернул ручку и окно распахнулось. Жизнь ребенку спасли, но он остался инвалидом.

… Медсестра, ухаживающая за Вероникой, сказала, что девочка, приходя в сознание, разговаривает с ней. «Что ты делаешь?» -- однажды спросила малышка, когда ей мыли голову. «Мы должны помыть твои волосики и посмотреть, нет ли на голове синяка или ранки», -- ответила ей медсестра. «А когда я увижу маму?» -- задала вопрос девочка…

Упав на землю голышом, Вероника встала и пошла!

В больнице ее мамы не было, поэтому мы отправились к ней домой. Консьержка поинтересовалась, кто мы такие, и «доложила»: «Вика (мама девочки. -- Авт. ) сказала, что поедет в больницу к Веронике».

Чтобы найти звонок, пришлось подсветить темный коридор огнем зажигалки. Небольшой язычок пламени выхватил ободранную дверь, заклеенную в некоторых местах черным скотчем. Позвонили -- за дверью послышался шорох, жалобно замяукал котенок. По-видимому, в квартире никого не было. Зато консьержка и ее подруги, находившиеся в крошечной «караулке» на первом этаже, рассказали много интересного:

-- Веронику обнаружил паренек, проходивший мимо дома. Взяв ее на руки, он прибежал сюда, чтобы вызвать «скорую». Говорил, что увидел раздетую дрожащую от холода девочку, идущую по газону к нему навстречу. Вики дома не было. Ее нашел и привел сюда милиционер, когда Веронику уже увезли в больницу. Но подвыпившая мать состоянием ребенка не очень интересовалась.

-- Вы знали, что Вика оставила малышку дома одну?

-- Да она постоянно это делала! И днем, и ночью. Изредка приходили ее подруги, чтобы проверить, все ли в порядке с ребенком. А сколько раз соседи жаловались, что девочка ночами плакала два, три часа подряд… Мы говорили Вике: нужно за ребенком следить, отдать в детский сад, но нельзя бросать одного! Куда там -- Вика постоянно болталась где-то по своим делам, не работала (разве что пару недель в баре, но недавно, говорит, уволилась), ребенка на прогулку выводила очень редко… Если Вероника -- славная, развитая девочка -- останется с Викой, ничего хорошего малышку не ждет.

Малышка взаперти тосковала по улице, не отходя от открытой форточки

В поисках Вики мы зашли в бар, в котором она до недавних пор работала.

-- Неделю назад она заявила хозяйке, что больше здесь работать не будет, -- рассказала сотрудница бара. -- Перед тем капризничала: мол, и это не буду делать, и то… Я знала, что у нее есть маленькая дочка, но ни разу ее не видела. Вика работала по ночам -- с 6 часов вечера до 6 утра -- и оставляла дочку одну, изредка с кумой. И никогда не ходила проверить, все ли в порядке, хотя идти отсюда до дома -- всего ничего.

… Пока мы говорили, пришла хозяйка бара Лариса. Она проведывала в больнице Веронику.

-- Вика не чувствовала ответственности за дочь, хотя сказать, что совсем не заботилась о ней, не могу, -- сказала она. -- О ночной работе Вика попросила меня сама. Я не раз возмущалась, что она оставляет дочку одну, не отдает в детский сад. Ведь есть сады с круглосуточным режимом работы. А в ночь, когда малышка выпала из окна, Вика сидела в нашем баре и пила…

-- Вика неглупа, но она никого не хочет слушать, -- считает Константин, Викин знакомый. -- Я жил у нее неделю, но ушел из-за ее отношения к малышке. Та целыми днями сидела дома одна -- с кошкой! Девочке так хотелось на улицу, что она почти не отходила от открытой кухонной форточки, а когда в доме появлялись люди, говорила без умолку. Ей не хватает общения. Я пытался объяснить Вике, что нужно заботиться о дочке, но она меня будто не слышит.

Вчера корреспонденту «ФАКТОВ» удалось поговорить с Викой. Она была в больнице, возле дочки, которую из реанимации перевели в хирургическое отделение. Ее слова во многом расходились с тем, что мы услышали раньше.

-- Я сирота. Вероника -- единственный родной мне человечек. И то, что случилось, большое несчастье для меня. Уходя из дома в понедельник вечером, я закрыла окна. Но дочка -- шустрая девочка, наверное, ей удалось открыть створку… Все соседи ополчились против меня, говорят, что я плохая мама. Но я так не считаю. Я была вынуждена работать ночью. Больше меня никуда не брали: у меня нет образования, стажа работы, и совершенно некому помочь.

-- А отец Вероники?

-- Он ничего не знает. Я позвонила его маме, сказала, что у нас беда, но она ответила: «У тебя всегда беда. Не звони сюда!»

-- Все, с кем мы говорили, утверждают, что вы в тот вечер пили в баре, а не работали.

-- Так сказали и милиционеры, задержавшие меня для объяснений. Я попросила провести экспертизу, но они сказали, что это слишком дорогая процедура. Выпить я могу только в праздничный день и не больше бокала вина. А из бара уволилась вчера: сказала хозяйке, что больше не буду работать по ночам. Думаю обратиться в бюро по трудоустройству, чтобы найти работу. Мне многие говорят: нужно сдать малышку в интернат или круглосуточный сад, но я этого не сделаю. Это мой ребенок, и я буду о нем заботиться. Когда я сегодня увидела Веронику, она мне сказала, что скучала по мне и любит.

… Сейчас можно обвинять в произошедшем Вику: мол, пьет, безответственна. Но случаи падения детей с высоты происходят и в благополучных семьях. Малыши успевают открыть окно или балконную дверь и выпасть даже в те несколько секунд, когда взрослые отвернулись! Только после того, как Вероника выпала из окна, окружающие увидели проблему этой крошечной семьи и заговорили о ней вслух. Обсуждая произошедшее, каждый представляет выход из создавшегося положения по-своему. И, может быть, девчушке, родившейся в буквальном смысле слова в рубашке, повезет еще раз: ее молодая мама одумается и постарается изменить жизнь свою и малышки.