Держась рукой за провод под напряжением 27 тысяч вольт, 73-летний василий максютинский… Зажигает на своей голове неоновую лампу

0:00 — 21 февраля 2002 eye 1022

Благодаря уникальной «токоустойчивости» житель села Колоденка Ровенской области не только устраивает аттракционы для соседей, но и голыми руками ремонтирует включенные электробытовые приборы

Василий Максютинский, типичный сельский старик, живет с дочерью, зятем и двумя внуками-школьниками в покосившейся «избушке на курьих ножках», которую знает, наверное, каждая собака на много километров вокруг. «Максютинский? Это который тока не боится? Его хата сразу за клубом», -- объяснит вам любой колоденец. Еще бы: дед Василий -- главная местная достопримечательность, жители села гордятся им.

«От тока, прошедшего через меня, под ногами задымилась газета, а я лишь ощутил тепло»

… Визит журналистов Василий Максютинский воспринял как должное. Привык за много лет. (Правда, позже признался: «Никогда не думал, что слава так утомляет». ) Сдержанно поздоровавшись и покосившись на фотокамеру, достал из шкафа «дежурный» старомодный пиджак, из тумбочки -- самодельную пластмассовую коробку размером со школьный пенал с «вилкой», лампочкой и двумя голыми проводками. Вставив штепсель в розетку, взялся пальцами за провода и улыбнулся нацеленному на него фотообъективу. Ярко засветившаяся на приборе лампочка словно обращалась к присутствующим: «Не сомневайтесь, никакого обмана: ток настоящий!»

-- Когда вы заметили, что электроток вам нипочем? -- оправившись от шока, вызванного, мягко говоря, необычной картиной, интересуюсь у своего собеседника.

-- В сорок девятом году, -- говорит Василий Максютинский. -- Мне тогда было двадцать лет. В село провели электричество -- хорошо стало, удобно. А однажды вечером вдруг пропал свет. Я стал выкручивать пробку, случайно задел клемму -- раздался жуткий треск, из электрощита посыпался сноп ярких искр, задымило… А мне хоть бы что, испугался только.

-- Неужели ничего не почувствовали?

-- Легонько пощипало за пальцы, и все. Кто рядом был, решили поначалу, что меня убило. Все село потом гудело. До сих пор не перестают удивляться: приходят, просят показать какой-нибудь «фокус» с электричеством.

-- А недавно со мной произошел весьма любопытный случай, -- продолжил Василий Трофимович. -- Ремонтируя включенный телевизор, я случайно задел место на кинескопе, где напряжение достигает 27 тысяч вольт. По телу пробежала теплая волна, а под босыми ногами задымилась газета: в полу был гвоздь, в который, очевидно, ушла «искра». Потом ради интереса экспериментировал: одной рукой брался за провод, подсоединенный к кинескопу, другой прикладывал к уху неоновую лампу -- и она ярко светилась. А еще садился на стул, в одной руке провод, а другой прикасался к алюминиевой кружке со спиртом. В тот же миг спирт вспыхивал!

… Однако дед Василий использует свои способности не только в развлекательных целях, но и ради повышения производительности труда. Например, работая электриком, частенько проверял фазу, не отключая рубильник: пальцем р-раз! -- и порядок. Так же с ремонтом бытовых приборов. Починить телевизор, магнитолу или стиральную машину для деда Василия -- проще простого. Правда, в последнее время берется помогать только «своим»: возраст уже не тот, глаза и руки быстро устают… Кстати интересуюсь, как долго наш герой в состоянии пропускать через себя смертельные для других «двести двадцать»?

-- Хоть до утра! -- улыбнулся в ответ Василий Трофимович. А на вопрос, владеет ли подобными способностями кто-либо из его родственников, резонно заметил. -- Не знаю, такое ведь нарочно не попробуешь.

«Когда ученые на мне экспериментировали, от напряжения в 850 вольт у меня на руках вздулись вены»

… После службы в армии Василий работал некоторое время на радиозаводе и швейном комбинате в Свердловске, затем устроился лаборантом кабинета физики в среднюю школу. Там на его необычные способности довольно скоро обратили внимание.

-- Хоть образования у меня -- всего четыре класса, в электроприборах я хорошо разбираюсь, -- говорит Василий Трофимович. -- В 1962 году к нам в школу приехала комиссия, в которую, кроме советских чиновников, входили представители из США, Чехословакии и Польши. Увидев, как я голыми руками подключаю к сети -- под напряжением -- вольтметры и амперметры для лабораторной работы, гости изумленно развели руками.

… О свердловском феномене тут же стало известно в Москве. Через несколько дней за Василием Максютинским прислали персональное авто, отвезли в аэропорт и спецрейсом отправили в столицу, в научно-исследовательский институт.

-- Ученых собралась полная лаборатория, -- вспоминает Василий Трофимович. -- Усадили меня возле трансформатора, привязали к рукам два провода и приказали крутить регулятор напряжения. Доведя напряжение до 850 вольт (всего прибор был способен выработать тысячу), я остановился, потому что вздулись вены на руках. Тут же подбежал врач, измерил давление, пощупал пульс и что-то записал в журнал. Потом меня накормили обедом, дали двести рублей и в тот же день отправили на самолете обратно в Свердловск.

-- Такие люди, как Василий Максютинский, уникумы, -- говорит доцент кафедры общей физики и методики преподавания физики Волынского государственного университета Игорь Мирошниченко. -- Тело любого человека способно проводить электрический ток, но сопротивляемость организма у каждого «своя». Сопротивление кожи наибольшее и у здорового человека колеблется в пределах десяти килоом. Если кожа чистая, то даже высокое напряжение может «не пробить» ее. В противном случае ток силой 100 миллиампер способен убить человека, поразив сердечную мышцу. Сопротивление организма повышается, если на коже в месте контакта с проводом есть мозоли и если уровень гемоглобина высок -- кровь тогда вязкая. Наоборот, человек более уязвим перед электротоком в состоянии алкогольного опьянения и при некоторых заболеваниях, например при гриппе.

А как родные Василия Максютинского воспринимают своего знаменитого родственника? Дочь Светлана, простая сельская женщина, оказалась весьма немногословной:

-- Привыкли уже за столько лет к папиным «чудачествам», но всякий раз, когда он берет голыми руками провода и сует их в розетку, боимся по-настоящему. Мало ли что!