Весьма специфическая речь экс-премьера России нередко становится любимым предметом для «кулуарных» обсуждений среди журналистов. Впорочем, не только для них
Виктора Степановича Черномырдина, бывшего главу правительства России, а ныне Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Украине, многие небезосновательно называют кладезем афоризмов и крылатых выражений. Одно его «хотели, как лучше, а получилось, как всегда» чего стоит! Эти слова, пожалуй, уже можно отнести к разряду всенародно любимых поговорок. Впрочем, сам Виктор Степанович, не обольщаясь по поводу собственного «красноречия», относится к этому, судя по всему, спокойно, можно сказать, по-философски: «Ну и что? Зато доходчиво. Сказал -- и сразу все понимают». Может, оно и так. А несомненно другое: личность политика Черномырдина, как и его речь, настолько своеобразна и интересна, что Виктора Степановича просто не мог обойти своим вниманием российский литературный критик Александр Щуплов, особо интересовавшийся историей современной отечественной политики, а точнее -- ее действующих лиц и исполнителей. Посвященную г-ну Черномырдину главу из книги А. Щуплова «Кто есть ху». Энциклопедия политических кличек», вышедшей в издательстве «Вагриус», мы, с любезного согласия автора, предлагаем вниманию читателей «ФАКТОВ».
В 1992 году в западной прессе по поводу назначения Виктора Черномырдина премьером писали: «Кажется, в Кремле нашли нефть. Иначе зачем Ельцину понадобилась главная нефтяная вышка России?». А российские острословы «окрестили» Виктора Степановича «Газпромом», «Керосинкой», «Дядей Витей» и «Дядькой Черномором» «Младший брат Брежнева», «Леня Брежнев — молодые годы», «Кремлевские брови», ЧВС -- это все тоже про него. Президент России Борис Ельцин называл Черномырдина «политическим тяжеловесом».
В определенный момент истории приветствие: «Наш дом — Россия!» — «Воистину наш дом!» -- чуть ли не вытеснило по своей популярности традиционное пасхальное. Будучи лидером этого движения (»Наш дом -- Россия»), Виктор Черномырдин получил кличку Домовой. Еще одно прозвище движения — Нашдомроссия. А членов думской фракции НДР величали «нашдомовцами» с неувядающим лозунгом: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Виктор Черномырдин то и дело обнаруживает кровную связь с народом: играет на гармошке, а предвыборным летом 1999 года съездил в Петербург и спел на людях песню: «Выйду на улицу, гляну на село: девки гуляют — и мне весело!»
Виктор Степанович является любимцем журналистов, еженедельно ожидающих от него очередных приколов и афоризмов. И он не обманывает надежд: так, на расширенном заседании правительства один из присутствующих фермеров предложил премьеру для выработки общего консенсуса «собрать всех вождей на даче и не выпускать их до тех пор, пока они ничего не придумают». В ответ премьер Черномырдин улыбнулся и обратился к министру внутренних дел Куликову: «Анатолий Сергеевич, ответь товарищу, где можно собрать всех вождей?.. »
По опросу еженедельника «Собеседник» (1999), Виктор Черномырдин был назван «Главным матерщинником страны». Это вызывает удивление: речь экс-премьера слишком эзотерична, чтобы обнаружить в ней демаркационные линии между речевыми нормативами и аномалиями. Афористический фонд Черномырдина стал расхожим понятием и раскавыченной цитатой. Сам он однажды признался: «У меня к русскому языку вопросов нет. Нету вопросов!». И подвердил этот тезис не только делом, но и, в первую очередь, словом. Оптимально, с присущей ему откровенностью и недвусмысленностью высказался Виктор Черномырдин по всем животрепещущим вопросам современности:
«Правительство -- это не тот орган, где, как говорят, можно одним только языком »;
«Помогать правительтву надо, а мы ему -- по рукам, по рукам, все по рукам Да еще норовим не только по рукам, но и еще кое-куда» (1999);
«Меня всю жизнь пытаются задвинуть. Задвигал только нет!» (1999);
«Я с молодых лет всегда работал первым лицом» (1998);
«А кого обвиняют в коррупции? Меня? США? А чего это они вдруг проснулись? (1999);
«Вряд ли должность определяет или дает мне какой-то вес. Ну куда же еще больше нужно человеку, который все уже прошел, все многое знает в этой жизни. Многое знаю. Может, даже лишнее. Вот это слишком все прямолинейно и перпендикулярно, что просто мне неприятно лично» (1999);
«Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно» (о влиянии бизнеса на политику, 1998);
«Вы думаете, что мне далеко просто. Мне далеко не просто» (1998);
«Мы не однодневки, не одноразовые» (1999);
«Сегодня им один не понравится, завтра другой То им черный, то им кудрявый, то им рыжий, то им сивый Ну что это за подход? Можно перекрасить всех — ума тут не надо» (1997);
«Два еврея схватились. Вся страна будет наблюдать этот балаган» (о битве двух олигархов Б. Березовского и Ю. Гусинского летом 1999 г. );
«Россия со временем должна стать еврочленом» (1997);
«Геннадий Андреевич, ну зачем вы так? Не расчленяли и никто не расчленит!» (укор в адрес Г. Зюганова, 1998);
«Я же вижу по глазам: вас же тошнит » (1998);
«Впервые за многие годы отмечено сокращение сброса поголовья скота» (1997);
«Если бы я все назвал, чем я располагаю, — да вы бы рыдали здесь!» (1997);
«Их хоть на попа поставь или в какую-другую позицию -- все равно никакого толку не будет» (о критиках правительства, 1998).
«Я готов и буду объединяться со всеми. Нельзя, извините за выражение, все время врастопырку!» (1998);
«Тут у многих, между прочим, лежит. Ну и пусть лежит. Вот у тебя лежит? Ну, значит, он тебе не нужен, ну если нет нужды его использовать» (1998);
«У кого руки чешутся? У кого чешутся, чешите в другом месте»;
«Красивых женщин я успеваю только заметить. И ничего больше» (1996);
«Ни то не сделали, ни эту не удовлетворили, ни ту»;
«Когда моя наша страна в таком состоянии, я буду все делать, я буду все говорить » (1998);
«Если мы дойдем до фени, то так низко опустимся, что трудно будет выбираться» (1999);
«Ну, Черномырдин говорил не всегда так складно. Ну и что? Зато доходчиво. Сказал — и сразу все понимают. Ну, это мой, может быть, стиль. Может, я не хочу, что самый правильный, но очень понятный и очень доходчивый. А это нужно сейчас» (1999).
Отношение к Виктору Черномырдину близко к объективному:
Борис Ельцин: «Виктор Степанович Черномырдин большую жизнь прожил, побывал и сверху, и снизу, и снизу, и сверху » (1997);
Борис Немцов: «В правительстве сложно что-то сделать, если твоя фамилия не Черномырдин» (1997);
Александр Невзоров: «Черномырдин -- это реальность, и по моей информации, большая и глубокая. Но все их карты спутает и расшвыряет Владимир Вольфович. Дело в том, что в России никогда по разумности к власти не приходят » (1995);
«Экспресс-газета» в 1998 году опубликовала интервью с личным фотографом премьера Черномырдина -- Александром Макаровым:
-- «А что «употребляет» Виктор Степанович?
-- Водку и виски. Шампанское не любит. Например, утром предстоит подписание международного договора, после этого по протоколу положено выпить бокал шампанского. Премьер в ужасе: «Опять шампанское? С утра?!»
-- За глаза вы его как называете?
-- В команде его называют сокращенно -- ЧВС. Или дедом, шефом
(Как удалось выяснить корреспондентам «Экспресс-газеты», за Виктором Степановичем закрепились и многие другие прозвища. Например, ласковое Степаша. За внешнее сходство некоторые зовут его «Леня Брежнев -- молодые годы». Есть и оставшееся с детства -- «Черномор». За хозяйственную жилку прозвали «Домовитым», за профессионализм -- «Газпромом». Авторитетно -- Дядей Витей).
-- Говорят, премьер-министр за словом в карман не лезет. А матерится он часто?
-- Редко. Виктор Степанович может иногда крепко приложить, но это значит, что его действительно допекли и вывели из себя »
Устойчив слой фольклора вокруг Черномырдина:
«Я на Витину гармошку Понавешаю рублев, Чтобы Витина гармошка Заиграла про любовь».
«Ой, ты Витя дорогой, До чего же ты хорош -- Как умоешься, причешешься -- На Шварценеггера похож».
(Частушки, популярные в Оренбургской губернии, на родине В. С. Черномырдина)
Виктору Степановичу слагались оды. Скажем, губернатор Московской области А. Тяжлов на организационном съезде движения «Наш дом — Россия!» в 1995 г. провозгласил:
«Сквозь грозовые тучи Россия к свету выйдет. Штурвал покрепче в руки! Газуйте, Черномырдин!»
А вот как звучит посвящение от Юрия Горного:
«Пять лет вы были истинным примером, достойным подражающей мечты. И дай же, Бог, грядущим всем премьерам добиться этой вашей высоты »
Мораль: «В харизме нужно родиться» (В. Черномырдин, 1998).
Еще мораль: «Легче слона научить летать, чем наше правительство -- работать» (Николай Второй, 1913 г. ).
Виктор Черномырдин: «Вряд ли должность определяет или дает мне какой-то вес. Ну куда же еще больше нужно человеку, который все уже прошел, все многое знает в этой жизни. Многое знаю. Может, даже лишнее»