Происшествия

«я знал, что если катя прыгнет с восьмого этажа на растянутое одеяло, то разобьется. Ведь так спасают только в мультфильмах! »

0:00 — 28 февраля 2002 eye 397

Нескольких минут хватило криворожскому пожарному Олегу Шутенко, чтобы спасти девочку от неминуемой гибели

В полдень 19 февраля жители улицы Кокчетавской в Кривом Роге стали свидетелями леденящей кровь картины. В окне восьмого этажа жилого дома, объятого пламенем, внезапно появилась маленькая девочка в легкой пижамке. Испуганно оглядываясь на кухню, в которой бушевал огонь, ребенок забрался на подоконник, перебросил ножки, и стал звать на помощь, из последних сил цепляясь за створку окна, чтобы не сорваться вниз. Водители проезжавшего транспорта повыскакивали из маршруток, чтобы поспешить на помощь попавшей в беду малышки. Бежали к месту происшествия и соседи, прихватив одеяло, чтобы поймать девочку в случае падения. Увидев, что весь подъезд задымлен и пробраться к ребенку нельзя, жильцы растянули одеяло и стали кричать малышке. чтобы она прыгала вниз. Однако девочка, оцепенев от страха, не могла сдвинуться с места…

«Я решила: когда загорится подоконник, закрою глаза и прыгну вниз»

В двухкомнатной квартире по улице Кокчетавской Елена Николаевна жила вместе с детьми -- двенадцатилетним Костей и девятилетней Катюшей и своей престарелой бабушкой Полиной Павловной, которая почти не передвигалась самостоятельно. В тот день Елена Николаевна ушла на работу, брат -- в школу, а Катя, которая немножко приболела, осталась дома с прабабушкой.

Катя читала книгу, когда бабушка Поля попросила принести ей спичку, чтобы почистить ухо. Потом старушка попросила правнучку сделать ей оладушки. Маленькая хозяйка ушла на кухню и засуетилась у плиты. Через какое-то время старушка позвала ее и спросила, почему в доме пахнет горелым. И тут девочка увидела, что из шкафа, стоящего в комнате, валит дым. Открыв дверцу, увидела, что горит подушка и ее нарядное платье. Набрав в кастрюльку воды, Катя бросилась тушить пожар, но пламя разгоралось все сильнее.

Испугавшись, Катя выбежала на лестничную клетку и стала стучать в соседнюю дверь, но ей никто не открыл. Девочка вернулась обратно, закрыла дверь на замок, и, вспомнив, как мама учила ее вызывать пожарную, милицию и скорую помощь, набрала с перепугу телефон… милиции 02. Там никто долго не отвечал, и девочка решила позвонить бабушке Люде, но в коридоре, где стоял телефон, начал плавиться счетчик, посыпались искры, и Катя убежала на кухню -- единственное место, где еще не было огня. Девочка слышала, как из спальни доносились крики бабушки, умоляющей внучку погасить огонь, но ничего сделать не могла. Вскоре огонь перекинулся и на кухню, и Катя, задыхаясь от гари и дыма, забралась на подоконник открытого окна…

-- Дяди растянули внизу одеяло, -- вспоминает Катюша. -- Один из них кричал, чтобы я прыгала. Другой, наоборот, приказал, чтобы я оставалась на месте. А я только просила :»Помогите!» Мне казалось, что у меня оторвется голова, если я прыгну, и я решила сидеть на окне. Но потом загорелась занавеска. Подоконник стал горячим. Я решила, что когда он загорится, то закрою глаза, и прыгну вниз…

В суматохе люди забыли… вызвать пожарных

В это время на балкон четвертого этажа вышла Светлана Шутенко, жена пожарного, жившего в этом же доме, только в другом подъезде. Увидев пламя, она позвала мужа, который в тот день не работал. «Я выходной», -- попытался отшутиться супруг. Однако, услышав, что в огне пожара находится ребенок, бросился на балкон.

-- Девочка висела на самом краю подоконника, а сзади к ней подбиралось пламя, -- рассказывает Олег Шутенко. -- Внизу собрались люди, которые пытались ее спасти и растянули одеяло. Я знал, что если она прыгнет, то разобьется. Ведь так спасают только в мультфильмах! Ну, может быть, еще спасали сто лет назад, когда дома были двухэтажными, и люди выпрыгивали с высоты второго этажа. С восьмого этажа девочка падала бы с такой огромной скоростью, что и руки поотрывала бы людям, которые держали одеяло, и упала бы на землю… Девочка была уже вся на внешней стороне окна и только ручками держалась за створки окна. Сердце у меня екнуло. Ведь моей дочке Настеньке тоже 12 лет, она учится в гимназии. Я крикнул ребятам внизу, чтобы они достали веревку и бежали на крышу. Сразу нашлось три веревки, да и у меня дома лежал кусок спасательной веревки.

На крышу побежали человек восемь. Когда возник вопрос, кому спасать ребенка, один из добровольцев предложил спустить веревку, чтобы девочка обвязалась сама. Слишком уж рискованно было спускаться человеку без специального снаряжения. Если бы сместился центр тяжести, спасатель мог повиснуть вверх ногами, оборвать веревку или уронить девочку. Поскольку единственным профессиональным пожарным был Олег, он и вызвался совершить этот смертельно опасный спуск.

Когда Олег, которого обвязали веревкой, приблизился к Кате, сидящей в окне восьмого этажа, ему никак не удавалось уговорить девочку, чтобы она обхватила его за шею. Девочка рыдала: «Сгорела бабушка, сгорела кошечка!» Но когда пожарный пообещал ей спасти и бабушку, и кошечку, успокоилась, и крепко обняла его за шею. Олег обхватил ее одной рукой (второй он держался за веревку) и дал сигнал, чтобы его поднимали наверх. Но под самым козырьком крыши стало ясно, что это препятствие им не преодолеть, и тогда пожарный решил забраться в квартиру девятого этажа. К счастью, форточка на кухне оказалась открытой. Олег с Катюшей благополучно проникли в кухню, но когда открыли кухонную дверь, им в лицо ударил густой дым -- пожар проник в соседние квартиры.

-- Когда Катя опять увидела дым, с ней случилась истерика, -- вспоминает Олег. -- Она бросилась к окну, чтобы снова спасаться. Я ее успокоил, напоил водичкой, умыл личико, стал с ней разговаривать. Боялся, что от дыма и гари станет плохо мне или девочке, она и так, бедная, натерпелась. Я решил больше не рисковать, и просто-напросто закрыл все двери и стал дожидаться, когда подъедут мои коллеги.

-- Почему же они так долго не ехали?

-- Вы не поверите, но в суматохе, люди … забыли вызвать пожарных! Была потеряна масса времени. У меня дома телефона нет, поэтому ноль один набрала соседка. Но прошло уже минут 15--20, и пожар успел уничтожить все имущество. Зато девочку, бабушку и даже кошечку мы спасли! На пожар приехали пожарные 11-й и 26-й частей. На девятый этаж подали автолестницу, и я передал Катюшу водителю Володе, который и спустил ее на землю. Двадцать шестая часть в это время спасала бабушку, которая была без чувств, но, слава Богу, жива. Спустившись вниз, я увидел полные ужаса глаза моей жены Светланы. Испереживалась она, конечно, страшно. Зато дочка Настя, узнав, что я спас девочку, воскликнула: «Вот, опять самое интересное пропустила!» Говорю ей: «Доця, здесь нет ничего интересного, беда, да и только… »

«Внучечку в третий раз спасает Господь… »

Костя, вернувшись вечером из школы, увидел, что дверь в квартиру заколочена. Кто-то из детей сказал, что их квартира сгорела, но жива ли прабабушка Поля и сестричка Катя, мальчик не знал. Он побежал к бабушке Люде, живущей в соседнем районе, и они поехали на место пожара. В это же время с работы возвращалась Елена Николаевна, которой тоже никто не сообщил о случившемся несчастье. Подъезжая к дому на трамвае, Лена почувствовала такую тревогу, что, выйдя на своей остановке, быстро побежала домой.

-- Я ничего перед собой не видела, -- вспоминает Лена. -- И остановилась, только когда увидела перед собой маму, которая шла забирать Катюшу. У мамы были глаза, полные ужаса, и я поняла, что произошло что-то страшное. Мама говорит: «Успокойся, Лена, все живы! И Катя жива!» Оказалось, что бабушку увезла в больницу «скорая», а Катю после пожара забрала к себе женщина из соседнего, дома, Татьяна Федоровна. Они с дочерью Мариной успокоили, выкупали и накормили Катю, дали ей детские вещи, чтобы она переоделась, а когда мы хотели их вернуть, сказали: «Не вздумайте!» Дочь Марины подарила Катюше куклу Барби. Я очень благодарна этим людям, которые отнеслись к чужому ребенку, как к своему. Мы сели на диван, я обняла Катюшу, а она говорит: «Мама, все сгорело! И Бакси (ей подарили игрушечную обезьянку), и «Читанка». А я ей: «Катюша, слава Богу, что ты жива осталась! А «Читанку» новую купим!»

-- Внучечку третий раз спасет Господь, -- утирая слезы, рассказывает Катина бабушка Людмила Дмитриевна. -- Катюша в детстве дважды тяжело болела, лежала в реанимации. И каждый раз я молилась Господу, чтобы он спас ее. Из-за этих болезней ребенок до четырех лет не разговаривал, нам пришлось отдавать ее в специальное учреждение для детей с нарушениями речи. Катюша стала разговаривать лучше. И тут такой стресс для ребенка! После пожара первые несколько часов Катя не могла говорить, заикалась. Мы так боялись, что она опять замолчит! Но через несколько дней речь восстановилась.

-- Вы уже говорили с Катюшей о причинах пожара?

-- Вообще-то дети знают, как обращаться с газом, электроприборами, к тому же у нас на кухне электрозажигалка, но мало ли что могло произойти? Я стала расспрашивать Катюшу, пообещала, что не буду ее ругать, если узнаю, что квартиру нечаянно подожгла она. Но дочка утверждала, что ничего не поджигала.

-- А что бабушка?

-- Она до сих пор в больнице, мы ее оттуда заберем, когда приведем в порядок квартиру. Я навещала ее, спрашивала о пожаре. Она говорит, что Костя поджег. А когда я ей сказала, что Кости не было дома, она развела руками: «Тогда я не знаю!» Я ей рассказала, что Катя едва не сгорела, а бабуля спрашивает: «Подушки целые?» Понимаете, прабабушка у нас старенькая -- 85 лет. Она была раньше очень подвижная, поэтому, когда у нее отказали ноги, тяжело переживала, что приходится доживать век, сидя на кровати. А потом начались странности. Могла что-то сотворить, перестала узнавать людей. А когда приходила в себя, просила таблетки, чтобы умереть. Говорила мне: «Тебе детей надо поднимать, а я тебя связала по рукам и ногам». Я ей отвечала: «Ради Бога, одним ребенком меньше, одним больше!» С мужем мы давно развелись, и получается, что у меня осталось на руках трое детей: одному девять, второму двенадцать, третьему… 85. Однако бабушку мои слова не успокаивали, она даже пыталась покончить с собой.

-- Вы хотите сказать, что, возможно, и в этот раз она пыталась покончить с собой?

-- Не могу ничего утверждать. Но вряд ли она могла, находясь в спальне, зажечь подушку в шкафу, который стоит в комнате. Разве что добралась до него ползком, иногда она так передвигается по квартире, когда меня нет дома. А кроме Кати и бабушки, посторонних в квартире не было…

-- Не боитесь оставлять детей с такой бабушкой?

-- А разве у меня есть другой выход? Я целый день на работе. Дети, особенно сын, у меня самостоятельные, приучены ухаживать не только за собой, но и за бабушкой. Когда мы на следующий день после пожара пришли посмотреть на квартиру, соседи стали говорить: «Вот что ваша бабка наделала! Вы знаете, что она у вас такая вредная, почему вы ее не сдадите?» Я им ответила: «Как это сдать? Мы все под Богом ходим, всех нас старость ожидает… »

В первый момент при виде выгоревшей дотла квартиры Лена чуть не потеряла сознание. Пошло прахом все, что с таким трудом наживалось. К счастью, родные и коллеги пообещали помочь с кое-какой мебелью и одеждой для детей. Сказали, что не оставят в беде и в горисполкоме, и в службе по делам несовершеннолетних, куда обратилась Елена Николаевна. Она попросила передать через газету благодарность всем этим людям и пожарным 29-й и 11-й частей, участвовавших в тушении пожара.

К сожалению, пожар напрочь испортил отношения Лены с соседями. Одни квартиры были затоплены водой из пожарных брандспойтов, другие закоптились от черного дыма, проникавшего во все щели. Поэтому, как только погорельцы появились на следующий день во дворе, их взяли в оборот разгневанные владельцы пострадавших квартир, требуя, чтобы Лена немедленно их отремонтировала.

-- Мне стало так обидно! -- говорит бабушка Людмила Дмитриевна. -- Я спросила у них: «Почему же вы не вызвали пожарных, когда загорелась наша квартира? Неужели не ощущали дым, гарь? Ведь даже если в доме у кого-то молоко сбежит, и то слышно! Катюша стучала к вам в двери, а вы даже не открыли!» А соседка и говорит: «А что я буду открывать? Я спасала свои стены!»

-- Может, они знают, что Лена работает маляром-штукатуром, поэтому и требовали ремонта?

-- Мне, конечно, ничего не стоит поклеить обои, побелить, но почему сразу такая агрессия? -- восклицает Лена. -- Я стояла перед соседями и думала: одни рисковали жизнью, спасая Катю,другие отдали ей последнюю одежду и обувь, которую купили для своего ребенка, а третьи… спасали свои стены!

… Когда мы с заместителем по работе с личным составом третьего отряда пожарной охраны Кривого Рога Валерием Конопатиным и спасителем Кати Олегом Шутенко прощались с гостеприимными хозяевами квартиры (Лена с детьми пока живет у мамы), Людмила Дмитриевна ежеминутно благодарившая Олега за спасение внучки, воскликнула: «Катюша, будешь выходить замуж, обязательно пригласишь дядю Олега на свадьбу!» Катюша пообещала так и сделать, и, немного смутившись, вручила своему спасителю цветы и маленький радиоприемник, чтобы он «слушал по радио сигналы тревоги и спасал других детей». Дядя Олег долго отказывался от подарка и согласился принять его только после того, как Катюша клятвенно пообещала запомнить номер пожарной охраны -- ноль один…