Культура и искусство

К своему юбилею известная российская группа «чайф» выпустила один альбом на монгольском языке, а песни ко второму нашла… На балконе

0:00 — 11 января 2002 eye 267

На горе пиратам, новый диск будет продаваться только по телефонному заказу

В этом году исполняется ровно 25 лет со дня исторического знакомства двух Владимиров -- Шахрина и Бегунова, положившее начало деятельности легендарной уральской группы «Чайф». Музыканты решили отметить эту дату оригинально: несколько дней назад они презентовали новый альбом «Оранжевое настроение-4». Надо заметить, что номер альбома сразу привел фанатов группы в замешательство: дело в том, что предыдущие акустические альбомы «Чайфа» под номером один и два хорошо известны, а вот третий номер -- сплошные загадки. Как нам удалось выяснить у лидера группы Владимира Шахрина, про «третье настроение» музыканты говорить не любят -- это первый опыт работы с зарубежной студией звукозаписи, причем, весьма экзотической. Словом, «Чайф» к юбилею выпустил альбом своих песен на … монгольском языке! Записывали в юрте, а вокруг, по словам музыканта, бродили дворовые собаки, хриплым воем помогая уральской группе. Шахрин: «Конечно, все это было сделано для смеха -- но альбом-то вышел, причем, почти все права на него принадлежат зарубежным коллегам. Я не знаю дальнейшей судьбы этой пластинки. Даже если она имела успех в Монголии, думаю, русские слушатели этого опыта не оценили бы».

Что же до «Настроения» под номером четыре, то тут все проще, хотя появление пластинки сопровождалось некоторыми мистическими совпадениями. В году этак 95-м музыканты решили систематизировать накопленный за долгие годы песенный материал -- они собрали все имеющиеся у них бобины и кассеты в один целлофановый пакет для того, чтобы отправить его в Москву. Идея создания архива со временем забылась, а музыканты пребывали в счастливой уверенности, что пленки отправлены в столицу. В один прекрасный день Шахрин искал на своем балконе санки для дочери и вдруг наткнулся на потертый пакет, доверху набитый старыми записями «Чайфа». Шахрин: «Я сразу узнал пленки. Ведь когда ты находишь клад, точно уверен, что это клад, а не какая-нибудь ерунда… В тот же день мы заперлись в квартире Бегунова. Все записи можно было послушать только раз -- не дай Бог рассыплются в руках… Для записи альбома мы замечательно экипировались -- на каждого приходилось по четыре-пять гитар. Когда я из дома выходил, нагруженный гитарами разной величины, моя младшая дочь изрекла: «Вот так, наверно, отцы из дома и уходят!»

Еще школьные, по-юношески наивные творения Шахрина и Бегунова составили основу «Четвертого настроения»: смесь из ранних (»Марьиванна», «Фудзияма») и более поздних (»Оранжевое настроение», «На трамвайной колбасе») творений «Чайфа» лучше всего подходит для какой-нибудь полустуденческой, полудембельской вечеринки. «У меня есть друг, он такой же, как все. / Только любит кататься на трамвайной колбасе!» Или еще проще: «Как-то раз Марьиванна встала утром рано-рано/ и уже в который раз разломала унитаз… » Тема унитазов вообще широко представлена на новом альбоме: музыкантам приходится объяснять, что в 80-е годы, когда песни писались, починка санузла была вселенской проблемой.

Кроме того, Шахрину пришла в голову идея отснять весь процесс работы над альбомом на видео в режиме постоянно включенной камеры. Запись продолжалась всего три дня, за это время было записано 30 тридцатиминутных кассет, из которых надо было собрать часовой фильм. Решили строить кино по принципу «конструктора» -- для каждой из 12 песен теперь существует отдельный эпизод длительностью не более 6-7 минут. Так что фильм можно начать смотреть с любого момента и на любой минуте завершить просмотр. Этот фильм совсем не похож на обычное музыкальное видео, почти все пространство которого занимают песни, а между ними -- крохотные бытовые зарисовки, призванные развеселить публику. Здесь нет ни одного «исполнения песни» от начала до конца, каждая песня -- эпизод, который разбивается на множество фрагментов, «подсмотренных» камерой. Фильм про «Чайф» сможет получить каждый покупатель нового диска, а сам же диск -- в целях борьбы с пиратами -- решено продавать только через специальные телемагазины!.. Такого в истории российского шоу-бизнеса еще не было. Владимир Шахрин: «Не надо удивляться таким экспериментам. Конечно, есть определенный риск в том, что мы ограничиваем свою аудиторию, но ненависть к пиратам, поверьте, больше. Не надо искать новый альбом на рынках -- нужно просто поднять телефонную трубку и заказать его. Зато вместе с диском покупатель получит фильм и буклет от «Чайфа».