Чтобы ребенок научился правильно говорить и писать, не ругайте его за ошибки, а постарайтесь убедить, что у него все получится
Орфографические ошибки (например, слитное написание предлогов и раздельное -- приставок), неразборчивый почерк, пропуск букв при чтении и разговоре и прочие трудности в устной и письменной речи -- признаки словесной слепоты, или дислексии и дисграфии.
Нарушениями чтения и письма страдают 5--8% школьников. Почему? Специалисты называют несколько причин. Одна из них -- наследственность. Как правило, у таких людей недостаточно активно левое полушарие головного мозга, в котором расположены центры речи и письма.
Однако швейцарские специалисты из Международного центра экспериментальных исследований детской психологии имени Эдуарда Клапареда утверждают и другое: ребенок, которого в первые годы жизни кормили, когда ему не хотелось есть, будет сопротивляться усвоению духовной пищи в школьном возрасте.
Совсем не напрасно специалисты советуют родителям не позволять малышам подолгу смотреть телевизор. А уж грудничкам находиться у экрана тем более опасно. Глаза ребенка сызмала привыкают к хаотичным движениям, а в школе «перепрыгивают» со строчки на строчку, не позволяя сосредоточиться.
Причинами дислексии и дисграфии могут быть также косоглазие, леворукость, неврологические проблемы, а также нарушение речевого (фонематического) слуха, при котором люди не различают созвучные слова (»день--»тень»). Подвержены недугу и загруженные школьники, которых родители заставляют учить сразу несколько иностранных языков, поэтому до пятого класса невропатологи и психологи советуют осваивать не больше одного.
Как быть родителям такого ребенка
В первую очередь следует обратиться к логопеду, невропатологу и психологу.
Не ругайте ребенка за то, что он допускает ошибки. Дислексики очень эмоциональны, поэтому остро переживают неудачи. Поощряйте его даже за незначительные успехи, хвалите, убеждайте, что у него все получится.
Не заставляйте малыша писать под диктовку и не проверяйте его на скорость чтения. Пусть списывает слова из книги. Такому ребенку важно визуально воспринимать алфавит, слова, научиться узнавать их при чтении, воспроизводить на бумаге. До тех пор, пока он не закрепит правильное написание слов, ему противопоказаны задания, где необходимо исправить ошибку в слове, так как неправильный вариант может закрепиться в памяти.
Такому ребенку нельзя много читать и писать, так как зрительное и умственное переутомление может ухудшить ситуацию.
Подготовила Мария ЗАВАДА