7 фактов из жизни легендарного американского боксера, которому исполнилось 60 лет
Есть люди, которые становятся воплощением своего времени, и Мохаммед Али лучший тому пример. Он -- живая история, живая легенда. Знаменитому американскому боксеру уже 60 лет. На своем пути он испытал всеобщую любовь и всеобщее презрение, был обласкан славой и столько же раз слышал проклятия в свой адрес. Он сам назвал себя «величайшим человеком на земле», и люди до сих пор спорят, не зная, соглашаться ли им с этим утверждением.
1. 17 января 1942 года в городе Луисвилл (штат Кентукки) родился Кассиус Клей. Он рос в дружной семье, учился помогать близким и любить их. Наступили 50-е. Золотое время для Америки: экономический рост, низкая преступность, особенно в небольших городках, где все хорошо знают друг друга. Больше всего на свете Кассиус любил с братом Руди носиться на велосипедах по улицам, обгоняя автобусы Однажды парочка местных хулиганов постарше отобрала у Клея велик, подаренный ему родителями. Мальчишка возвращался домой весь в слезах и наткнулся на полицейского. Узнав, что случилось, страж порядка преподал Кассиусу несколько уроков кулачного боя. Так темнокожий подросток стал боксером. Первые настоящие перчатки он надел на заднем дворе небольшой бакалейной лавки, хозяин которой заманивал подобной возможностью мальчишек, чтобы они потом помогали ему в магазине. Леонард Такер разбирался в боксе, и сразу понял, что Кассиус далеко пойдет. В тех дворовых поединках никто из соперников не мог даже задеть Клея. Кассиус выиграл несколько соревнований подряд, и вскоре в Луисвилле все заговорили о нем. «Он был хорошим парнем. Только очень болтливым » -- вспоминает Такер. Действительно, Кассиус постоянно вмешивался в разговоры старших о боксе и с удивительной точностью предсказывал исход поединков профессионалов. Но когда он заявлял, что побьет всех и станет чемпионом, жители Луисвилла только посмеивались, считая мальчишку хвастуном.
2. В 1960 году Кассиус Клей защищал американский флаг на Олимпиаде в Риме и вернулся домой с золотой медалью. «Я вдруг понял, что моя олимпийская награда ничего не значит. Она ничего мне не дала: в Кентукки я остался всего лишь одним из негров!» -- злился темнокожий чемпион. С досады он швырнул медаль в реку Огайо и ушел в профессиональный бокс. Международный олимпийский комитет обиделся на строптивого американца. На долгие годы его имя стало табу. Однако в 1996 году именно ему доверили зажечь олимпийский огонь в Атланте и вручили новую золотую медаль взамен выброшенной.
3. Карьера Клея-профессионала стремительно неслась к самой вершине. Свой первый бой в новом качестве Кассиус провел 29 октября 1960 года против Танни Хансейкера и заработал за победу первый чек. Вознаграждение составило 2000 долларов. К 25 февраля 1964 года, когда Клей вышел на ринг, чтобы драться за чемпионский титул против Сонни Листона, в его активе было 19 побед и ни одного поражения. Он двигался с невероятной для тяжеловеса скоростью. «Я порхаю, как бабочка, и жалю, как оса!» -- хвастался Кассиус. Бой проходил с явным преимуществом Клея, но его противник намазал себя какой-то едкой мазью. Вещество попало Кассиусу в глаза, и он два раунда дрался почти вслепую. Когда гонг ударил в восьмой раз, Сонни не вышел на ринг, заявив, что у него травмировано плечо. Их второй бой состоялся 25 мая 1965 года. Листон оказался в нокауте уже в первом раунде.
4. После первого боя с Сонни Листоном Клей заявил, что принял ислам и сменил имя. Он требовал, чтобы отныне все его называли Мохаммедом Али. Свое решение боксер объяснил следующим образом: «Кассиус Клей -- имя раба. Я не хочу быть рабом и отказываюсь от своего имени. Теперь меня зовут Мохаммед Али». Это заявление вызвало в Штатах бурю негодования. Даже жители родного города проклинали спортсмена. А ведь благодаря ему Луисвилл появился на географических картах! Второй раз Мохаммед Али отправил город и всю Америку в нокдаун, когда в апреле 1967 года отказался служить во Вьетнаме. Он заявил, что не может идти в армию из религиозных побуждений. Кроме того, чемпион сказал: «Вьетконг лично мне ничего плохого не сделал!» Али рисковал многим. Его тут же лишили всех титулов и лицензии. Отныне он не имел права и близко подходить к рингу. Суд приговорил его к пяти годам лишения свободы. Боксер подал апелляцию. Его война с обществом и властями длилась почти столько же, сколько война во Вьетнаме, изменившая Америку. Али стал героем для тех, кто протестовал против американского военного присутствия в Юго-Восточной Азии, и продолжал выступать в тех штатах, где лицензия не требовалось. Наконец, ему вернули титулы и право драться во всех городах, зато принялись обвинять в жестокости. Али отвечал: «Это просто моя работа. Трава растет, птицы летают, волны накатывают на песок. А я колочу людей!»
5. 26 октября 1970 года Мохаммед Али возвращает себе чемпионский титул. Это дает ему повод для целого ряда хвастливых высказываний. «Они все падают в том раунде, который называю я! Я самый великий! В боксе я -- астронавт. Джо Луис и Демпси были просто пилоты. Я дерусь в собственной лиге! Такому великому человеку, как я, трудно не говорить об этом!» Конец этой эйфории пришел 8 марта 1971 года в Нью-Йорке: Мохаммед Али впервые очутился в нокдауне. Отправил его туда Джо Фрэйзер. Это был 32-й бой Али и его первое поражение! 31 марта 1973 года в Сан-Диего танец бабочки не спас Мохаммеда от сильнейшего удара Кена Нортона. В первом же раунде тот сломал Али челюсть. Но трехкратный чемпион не ушел с ринга и дрался еще 11 раундов, проиграв поединок по очкам. 10 сентября он взял над Нортоном реванш, а в конце января 1974 года побил Джо Фрэйзера, восстановив тем самым свою репутацию. 30 октября того же года Али вышел на ринг против Джорджа Формена. Бой проходил в Киншасе (Заир). На кону стоял титул чемпиона мира в тяжелом весе среди профессионалов. Мохаммед семь раундов позволял Джорджу молотить себя, словно грушу, только прикрывал голову. Тренер Али онемел от ужаса. Публика свистела. Формен уверовал в победу и продолжал наступать. Постоянные атаки измотали его. В восьмом раунде Мохаммед неожиданно взвинтил скорость и одним мощным ударом уложил соперника! До Али никто с таким успехом не применял подобную тактику. А Формен потом в недоумении говорил: «Он не мог так быстро двигаться! Я же почти победил его!» И все же лучшим боем Али, а возможно, лучшим и в истории бокса, специалисты считают его третий поединок с Джо Фрэйзером. Он состоялся 1 октября 1975 года в Квезоне (Филиппины). Соперники продержались 14 раундов. Судьи отдали победу Али.
6. Он понимал, что уже не тот. Он слишком долго дрался. Но уходить не хотел. 15 февраля 1978 года Али проиграл бой молодому Леону Спинксу в Лас-Вегасе. Ровно через через семь месяцев в матче-реванше вернул себе чемпионский титул и объявил, что покидает бокс. Но через два года не смог устоять перед искушением побороться за вакантный титул против Ларри Холмса и проиграл. В последний раз великий боксер вышел на ринг 11 декабря 1981 года в Нассау (Багамские острова). Али был уже слишком тяжел, и малоизвестный Тревор Бербрик воспользовался этим, хотя Мохаммед продержался 10 раундов. Бербрик мог радоваться, если бы не одно обстоятельство: в начале 1982 года Али положили в больницу. Врачи обнаружили у него болезнь Паркинсона. Дерясь с Тревором, Мохаммед уже почти не контролировал свою дрожащую левую руку. Он завершил свою карьеру с великолепным показателем -- 61 бой, 56 побед и только пять поражений.
7. Он по-настоящему сильный человек. Тяжелая болезнь не сломила его чемпионский дух. Сейчас каждое движение причиняет ему невероятную боль. В Атланте Али с трудом удержал двумя руками олимпийский факел, но со стороны его мучения никто тогда не заметил. Он уже не может говорить громко, только шепотом. Но его едкие остроты язвительны, как и прежде. Он говорит, что по-прежнему дерется -- с Паркинсоном. Мохаммед очень изменился. Иначе относится к жизни. Еще в 1992 году он пришел к следующему выводу: «Человек, который в 50 лет воспринимает мир так же, как в 20, 30 лет своей жизни потратил впустую». Свой авторитет, свое влияние, свое имя легендарный боксер пытается направить во благо. «Служить другим -- это твоя арендная плата за жилье, за место на земле » -- считает он. Но Мохаммед Али по-прежнему любит быть в центре внимания. Известность ему вряд ли наскучила. Он был доволен, когда к его 60-летию на Аллее славы в Лос-Анджелесе установили звезду с его именем. Ему понравилась шумиха вокруг фильма «Али», вышедшего на экраны в декабре. Он улыбается всякий раз, когда приезжает в гости к брату в Луисвилл. Ведь Рахаман Али живет на бульваре Мохаммеда Али. «Я никогда не забуду твой адрес!» -- смеется чемпион, входя в дом младшего брата.