Получить обморожение можно и при температуре плюс 5 градусов
В Киевском центре термических травм нет свободных коек. Многие здешние пациенты перенесли операции по удалению отмороженных участков тела.
-- Как мне теперь жить? -- в отчаянии 50-летняя киевлянка Виктория Михайловна. -- У меня отморожены колени, ступни, кисти рук. Уже ампутировали все пальцы на правой ноге, три пальца на левой руке и мизинец на правой.
Виктория Михайловна пострадала в результате нападения грабителей, за несколько дней до Нового года отправившись по делам в пригород Киева.
-- В безлюдном месте меня кто-то неожиданно окликнул, -- вспоминает она. -- Я обернулась, и вдруг -- резь в глазах. Наверное, чем-то брызнули в лицо. Потеряла сознание. Очнулась через двое суток в местной больнице. Первым делом назвала номер телефона в Киеве, чтобы позвонили сыну
У нашей собеседницы отобрали сумку. Но этого нападавшим показалось мало: с лежащей в снегу женщины сняли сапоги!
-- У этой пациентки отморожение III-IV степени, -- объясняет заведующий отделением реконструктивно-восстановительной хирургии Киевского центра термических травм Вячеслав Назаренко. -- В таких случаях нам не всегда удается сохранить всю конечность, мы вынуждены удалять омертвевшие участки.
Обычно глубокие отморожения получают люди в состоянии сильного алкогольного опьянения, долгое время находившиеся на холоде, бомжи и пострадавшие в результате нападения на улице. Последнее время подобные травмы получают и люди, работающие на открытых лотках, например продавцы рыбы. Они долго не ощущают боль в замерзших пальцах, поэтому поступают к нам с тяжелыми отморожениями. Кроме того, лишиться пальцев можно, если в холодную пору несколько километров нести в руках тяжелые сумки: передавливаются сосуды, в пальцах нарушается кровообращение, и ткани повреждаются.
-- Без ампутации нельзя обойтись?
-- Если бы у Виктории Михайловны не удалили пораженные пальцы, вскоре началось бы воспаление соседних тканей и дело могло закончиться куда печальнее. Кстати, мы не делаем операции сразу после поступления больного к нам. Определенное время наблюдаем, как реагируют на лечение пострадавшие ткани, насколько глубоко они поражены, пытаемся восстановить кровообращение. Если все же нужна операция, удаляем только те участки, которые нельзя вернуть к жизни.
-- Если бы вы знали, какую адскую боль я испытываю, -- говорит Виктория Михайловна, глядя на свои забинтованные руки. -- Спасибо врачам, они как могут облегчают страдания своих пациентов. А я все время думаю, что в тот день могла никуда не ехать и руки-ноги остались бы целыми Да кто же знает, где и когда беда приключится? Теперь вряд ли смогу работать, а до пенсии еще несколько лет. Честно говоря, очень хочется найти этих негодяев, которые в один момент сломали мою жизнь.
Конечно, от нападений на улице никто из нас не застрахован. Но часты случаи, когда человек, получивший отморожение, не торопится идти к врачу, пытаясь лечиться самостоятельно.
-- При любой степени отморожения очень важно как можно быстрее получить помощь или консультацию специалиста, -- продолжает Вячеслав Назаренко. -- Тогда удается оказать эффективную помощь. Первые «звоночки» легкого отморожения -- покалывание, синюшность, онемение. Более серьезные симптомы -- появление волдырей. Если заниматься самолечением, может начаться гнойное воспаление и общее отравление организма. Отмороженные ткани заживают долго даже при своевременном лечении, но если время упущено, процесс становится мучительным и необратимым. При общем переохлаждении, сочетающемся, как правило, с отморожениями кистей и стоп II--III степени, пострадавшему необходимо лечение в условиях реанимационного отделения.
-- Считается, что замерзшие руки или щеки нужно растереть снегом
-- Так лишь наносится дополнительная травма поврежденным тканям. Некоторые согреваются, засовывая руки в горячую воду. Но, как ни парадоксально звучит, это лишь усугубляет процесс отмирания отмороженных тканей. Сильно замерзнув, нужно отогреваться естественным путем: дома надеть на руки варежки, на ноги -- несколько пар теплых носков, закутаться в шаль или плед.
С каждым годом число людей, получивших отморожение, увеличивается. Первые пациенты поступают в центр термических травм на второй-третий день после того, как температура воздуха опустилась до нулевой отметки. Нередки случаи отморожения рук или ног при 3-5 градусах тепла. Больные диабетом или с какой-либо сосудистой патологией получают более тяжелые травмы. Человек, которого настиг на улице приступ эпилепсии, тоже чаще всего некоторое время лежит на тротуаре без помощи. В этом году таких пострадавших было уже двое.
У пациентов, которых мы видели в отделении, пострадали либо ноги, либо руки. Напрашивался вопрос: неужели лицо более устойчиво к низким температурам?
-- Лицо лучше всего снабжается кровью, поэтому восстанавливается быстрее, а прихваченный морозом верхний слой кожи отшелушивается сам, -- объясняет Вячеслав Назаренко. -- Крайне редко нам приходится удалять пациенту часть уха или кончик носа. Отмороженные части после лечения очень чувствительны, при малейшем понижении температуры воздуха багровеют или синеют, начинают зудеть. Как правило, через год-два это проходит.
Врачи столичной скорой помощи зимой практически ежедневно фиксируют смерть на улице от переохлаждения. И говорят: если бы окружающие люди были более участливы, вызывали «скорую» лежащим на тротуаре или в снегу, погибших было бы меньше. Температура тела человека, находящегося на морозе без движения, быстро снижается до 35 градусов и ниже. А это -- переохлаждение организма, которое без своевременного лечения может привести к смертельному исходу.
-- Рыбаки, целыми днями сидящие на льду, тоже часто становятся вашими пациентами?
-- За последние несколько лет я помню только одного рыбака, попавшего к нам, -- отвечает Вячеслав Назаренко. -- Он упал в воду и слегка отморозил кисти. Рыбаки тщательно готовятся к долгому пребыванию на воздухе, соблюдая необходимые меры предосторожности. Надевают, например, только толстые варежки, а не перчатки, в которых руки хуже согреваются.
-- Бывают ли случаи отморожения летом?
-- Прошлой весной к нам поступила девушка, прикладывавшая к месту ушиба сухой лед. Отморожение оставило следы на ее лице. А руки не пострадали -- лед она держала, обернув пальцы носовым платком. Надеюсь, что ее примеру никто не последует.