Происшествия

Когда слепой музыкант впервые взял в руки свой компакт-диск, он отчетливо «увидел» нарисованный на нем замок, русалку, сову и попугая

0:00 — 31 января 2002 eye 453

29-летний виннитчанин Александр Войтко, в детстве потерявший зрение, пишет песни, излучающие доброту, жизненную силу и счастье

Еще в детстве Саша Войтко решил стать музыкантом. Эта идея пришла к нему после раздумий о передающемся из поколения в поколение семейном предании о том, что один из его прадедов -- по отцовской линии -- был известным на всю губернию капельмейстером. Далекий предок играл чуть ли не на всех духовых инструментах. А было у него их целых два воза! Саша любил слушать задушевные бабушкины песни -- в мамином роду все прекрасно пели. Только парень и предположить не мог, что осваивать вокал и гитару ему придется после того, как он ослепнет… Впрочем, мечта стать музыкантом оказалась сильнее свалившегося на него несчастья.

Через год после травмы головы 10-летний Саша полностью ослеп

Во врем игры в футбол Саша упал и сильно ушибся. Последствия тяжелой травмы головы не замедлили сказаться: мальчик начал терять зрение. В надежде остановить прогрессирующую слепоту родители возили сына к самым опытным докторам киевских и московских клиник. Но на обоих глазах Саши произошло отслоение сетчатки, и через год он полностью потерял зрение.

-- Когда произошло это несчастье, я надеялся, что со временем все образуется, и вскоре я буду видеть, -- вспоминает Александр Войтко, инвалид первой группы по зрению. -- Тем более, что через несколько месяцев после потери зрения в моих глазах появился свет. Но оказалось, он вспыхнул, чтобы исчезнуть навсегда. Сейчас я полностью осознал, какое это тяжкое испытание -- жизнь во тьме. Иногда мне кажется, что время остановилось, застыло. Только музыка спасает от тяжелых и злых мыслей.

Родители сильно переживали постигшее сына несчастье. Мама, Галина Ивановна, хотела спрятать Сашу от чужих глаз, глядящих на него с жалостью и интересом. Поддерживая увлечения сына музыкой, родители покупали ему грампластинки, аудиокассеты, хотя доставать их в то время было непросто да и стоили они немало. Наблюдавшие парня винницкие врачи посоветовали отдать его учиться. Саша также мечтал об учебе и поступил в Курское музыкальное училище для незрячих, единственное в бывшем Союзе. Освоив баян и фортепиано, он принялся учиться играть на… гитаре. С гитарой не разлучался никогда. Даже после занятий тихонько наигрывал и пел. Случайно услышанные истории, подхваченные на лету обрывки фраз талантливый парень воплощал в песенные образы. В 1993 году, в Донецке, на фестивале «Червона рута» он стал лауреатом в номинации авторской песни. Самые известные Сашины песни «Рiздвянi свята», «Останнiй блюз», «Я був собi» исполнил известный эстрадный певец Лери Винн. А Ирина Шинкарук песню «Зимно» поет под аккомпанемент гитары Саши Войтко. Многие его песни, к примеру, «Янка», «Не лякай мене, сова!», «Король дитячих мрiй», можно услышать в авторском исполнении на первом канале Национального радио и «Променi». Трудно поверить, что написаны они слепым музыкантом -- столько в них радости жизни, счастья, любви… Впрочем, по другому и быть не может, ведь самые первые Сашины слушатели -- его жена Оксана и маленький сынишка Ростик.

В два года Ростик начал учить алфавит, поняв, что родители не могут читать ему книжки

-- Как-то позвонил мне знакомый и пригласил на вечеринку. А зная мое увлечение песнями Саши Войтко (я часто слышала их по радио), сообщил, что он будет там петь, -- улыбаясь, рассказывает Оксана. -- Я восхищалась его талантом и мужеством. Наверное, впервые я так сильно сожалела, что плохо вижу (как и Саша, я -- инвалид первой группы по зрению), так хотелось разглядеть этого гитариста. Несколько лет мы встречались. А затем поняли, что друг без друга нам не жить.

Оксана Войтко сознается, что ей легче, чем Саше. Она родилась с дегенерацией сетчатки (передавшимся по наследству недугом глаз) и никогда не видела богатого красками мира. А муж ведь этот мир видел, поэтому, рассказывая ей о нем, часто грустит. К счастью, с рождением сына времени на грусть и печаль в семье все меньше. Малыш, слава Богу, здоров. А растить его помогают бабушки и дедушки. Родился Ростик, когда Оксана еще училась на филфаке в Винницком педагогическом университете. Забавный карапуз, которому недавно исполнилось три годика, окончательно разрушил размеренный ритм жизни незрячей супружеской четы. Как и все мальчишки, он любит «вооружаться до зубов» и играть в войну, переговариваться с находящимися в соседней комнате родителями по игрушечному мобильнику, докладывая им обстановку «на фронте».

-- Недавно сын пошел в детсад, и сейчас постигает все тамошние правила поведения, -- объясняет Оксана, ласково прижимая к себе вскарабкавшегося к ней на колени мальчугана. -- Знаете, воспитывая сына, мы не учим его брать на себя заботу о родителях. Все происходит само собой, Ростик уже помогает нам по мелочам. К примеру, всегда подает папе тапочки, а мне помогает на кухне. Если мы куда-то уходим, сын обязательно скажет, все ли у нас в порядке с прической и одеждой. А еще часто делает «ревизию» в семейном гардеробе и откладывает те вещи, которые, по его мнению, уже пора стирать.

-- Вначале Ростя никак не хотел смириться с тем, что его мама и папа незрячие, -- дополняет жену Саша. -- Прибежит ко мне с детской книжечкой и просит: «Читай!», или альбом и фломастеры подсовывает: «Рисуй!». Я объясняю, что не могу. Он вроде понимает, но на следующий день все повторяется сначала. А когда сыну исполнилось два годика, он решительно заявил, что сам будет учить буквы и читать. И сейчас уже читает по слогам. Рассматривая детские книжечки, обязательно рассказывает нам о том, что изображено на картинках, а рисуя, сообщает какое веселое у него получилось солнышко, какой большой дом…

В семье -- полное взаимопонимание. Оксана рассказывает, что в начале супружеской жизни пыталась помогать Саше с написанием текстов для песен. Она филолог, да и музыкой серьезно занималась, пела в ансамбле. Но вскоре поняла, что самое главное -- не мешать мужу. А домашнюю работу супруги стараются делать вместе. Саша охотно помогает жене в приготовлении вкусных блюд. Чистить картошку или нарезать салаты -- это по его части. Приготовить обед не составляет для них особого труда. Главное, чтобы необходимые продукты находились на привычном месте. Поэтому Оксана считает, что на кухне должна быть одна хозяйка! Конечно, их быт значительно облегчили бы газовая плита с поджигателем, специальная стиральная машина и другая техника. Увы, пока это семье не по карману.

Незрячие люди очень ответственно относятся к своей работе

Чтобы немного заработать, Саша вместе со своим другом некоторое время подрабатывал в одном из винницких ресторанов. Он играл на гитаре, а друг -- на флейте. Превосходное звучание сливающихся воедино инструментов рождало живую инструментальную музыку, которая нравилась многим посетителям. Но постепенно публика начала отдавать предпочтение привычным фонограммам. Вскоре подвернулась работа в ночном клубе. Но играл там Саша недолго -- администрация уволила музыканта по требованию некоторых клиентов, которые возмутились, что для них играет слепой.

-- У меня есть много незрячих друзей, которые очень ответственно относятся к своей работе, поскольку понимают, что это их единственная возможность заработать на хлеб, -- говорит Саша. -- Это настройщик музыкальных инструментов Максим Ярославский, оператор, строящий звук в концерте, который может починить любую технику, Сергей Грачов, блестящий музыкант Виктор Нечитайло. Но большинство людей все же предпочитают иметь дело со зрячими, опасаясь, как бы слепые их не подвели. Впрочем, это не удивительно, ведь нас, инвалидов, еще со времен бывшего Союза изолировали от здоровой части населения в Украинском обществе слепых. Некоторое время я работал в винницком обществе слепых руководителем вокально-инструментального ансамбля, но эту должность, увы, сократили. Поверьте, потенциал многих незрячих людей намного больше, чем однообразная работа, на которую они обречены на предприятиях для слепых, -- вязать жгуты для кипятильников или выполнять монотонные операции на производстве насосов.

-- И все же государство пытается делать шаги навстречу людям с физическими недостатками, -- считает Оксана. -- Они имеют привилегии при поступлении в высшие учебные заведения, а при желании учатся наравне со здоровыми. Кстати, на протяжении пяти лет учебы в университете я постоянно ходила на лекции с диктофоном, а еще мне здорово помогали отец и мать, поочередно штудируя учебники (родители хорошо видят, а у нас с сестрой только 15--20 процентов зрения). Теперь я -- дипломированный специалист. К сожалению, работы пока нет. Хотя, ее и для здоровых людей не хватает. Но иногда так и хочется крикнуть на весь мир: люди, не надо жалеть нас, инвалидов! Дайте нам достойную работу -- и мы сами себя обеспечим. Увы, происходящие в нашем городе культурные мероприятия, на которые приглашают инвалидов, зачастую превращаются именно в такие вот жалостливые. На них мы настолько осознаем свою ненужность, ущербность и чувствуем себя так неловко, что даже друг с другом пообщаться боимся, чтобы, не дай Бог, не обидеть. Хотя есть и положительные примеры. На устроенных городской социальной службой для молодежи вечерах с участием инвалидов побывать приятно. Кстати, на таких мероприятиях часто поет Саша.

Побывав в концертных турах по Украине и за рубежом, Александр распознает города… по их дыханию

Александр Войтко рассказывает, что с большим удовольствием сейчас работает над аранжировкой новых песен Ирины Шинкарук. Музыкальное сопровождение этих песен осуществляется под новый синтезатор (клавишник, который часто называют музыкально адаптированным компьютером) и электроаккустическую гитару. В приобретении этой техники Саше помогли винницкий писатель-фантаст Игорь Федорив, заместитель председателя акционерного общества «Винницамясо» Иван Бондарчук и киевский меценат Андрей Выговский. Музыкант убежден, что в Украине много чутких людей. Так, на киевской фирме «Тик-так» помогают с приобретением необходимых комплектующих к музыкальным инструментам. Работающий там Игорь Нога охотно рассказывает Саше о музыкальной жизни столицы, а музыкальный критик Алексей Коган, с которым вместе как-то выступали в прямом эфире на радио «Континент», снабжает его информацией о последних новинках поп-джаза.

-- Продюсером моего первого компакт-диска под названием «Залишився тiльки дим» выступил киевлянин Александр Береговский, -- продолжает музыкант. -- Кстати, этот альбом был так выстрадан, что, когда я приехал в столицу и впервые взял его в руки, сразу до мельчайших подробностей «увидел» его обложку. Передо мной возвышался замок, а рядом -- русалка, неподалеку от нее сидит сова и попугай -- герои моих песен. Мне действительно «явилась» эта картинка, хотя, объяснить, как это случилось, не могу. Возможно, нечто подобное в моменты эмоциональных подъемов происходило и с другими слепыми людьми?

Кстати, компакт-диск, как рассказывают продавцы музыкальных интернет-салонов, покупают многие иностранцы. Сейчас Саша приступил к подготовке еще одного диска и надеется, что он будет по душе почитателям поп-джаза. Александр мечтает о компьютере со специальной музыкальной картой, тогда звучание синтезатора было бы красивее и современнее. Кроме того, с помощью компьютера и Интернета можно было бы более активно держать связь с внешним миром. А еще сочинитель хотел бы записать музыку, которая ему часто снится. Но всякий раз, просыпаясь, он лишь мучительно вспоминает о тех чарующих звуках.

Не так давно в составе участников фестиваля «Червона рута» вместе с Александром Пономаревым, Ириной Шинкарук, группой «Брати блюзу» Саша побывал в Польше, Германии, Венгрии, Франции. Теперь он узнает европейские города по какой-то особой ауре, по… дыханию. Вот только, сетует Саша, стоя у Эйфелевой башни, вынужден был ограничиться восхищенными рассказами друзей об этом уникальном сооружении.