Перепутав сердечную боль с изжогой, 37-летний сергей чуть не умер от тяжелого инфаркта

0:00 — 31 января 2002 eye 412

Мужчину удалось спасти лишь благодаря тому, что врачи успели ввести препарат для рассасывания тромбов. К сожалению, запасы таких лекарств в украинских клиниках практически исчерпаны

«Голодное» сердце

Сергея, которому приходилось чередовать физический и умственный труд, уже с полгода мучила непонятная боль за грудиной. Когда болевые ощущения становились невыносимыми, он, считая это изжогой, пил «шипучку» -- раствор соды. В последние две недели приступы участились, боль начала появляться при быстрой ходьбе. Сергей забеспокоился, однако понадеялся, что все пройдет само по себе. Но однажды ночью проснулся от дикой боли. Благо, быстро приехала «скорая», потом специализированная кардиологическая бригада. Оказалось, что у Сергея -- крупноочаговый инфаркт миокарда…

К счастью, этого пациента в столичном Институте кардиологии имени академика Стражеско удалось спасти. Но последствия инфаркта могли быть значительно более легкими, обратись Сергей к врачам для осмотра на несколько месяцев раньше, когда «изжога» только зарождалась.

-- Инфаркт миокарда часто возникает потому, что кровеносный сосуд, питающий сердце, сужается -- его «перекрывают» так называемые холестериновые бляшки, -- говорит заслуженный врач Украины доктор медицинских наук профессор Валентин Шумаков, руководитель отдела инфаркта миокарда и восстановительного лечения Института кардиологии им. Н. Стражеско Академии медицинских наук Украины. -- Это атеросклероз коронарных сосудов сердца, который развивается медленно, часто в течение десятилетий. Анатомические исследования показали: зародыши будущих атеросклеротических бляшек можно найти даже у новорожденных! Вероятность возникновения ишемической болезни сердца в зрелом возрасте во многом зависит от генетических «поломок», унаследованных человеком или приобретенных в процессе внутриутробного развития. Например, если нарушен обмен холестерина и его производных.

… По словам Валентина Шумакова, атеросклероз может поражать любые участки артерий (а не вен), но чаще страдают так называемые центры гидравлического удара -- места, где артерии разветвляются. Факторы риска -- местное воспаление стенки сосуда и чрезмерное количество холестерина в организме. Здесь следует объяснить, что человек не может жить без холестерина, «добываемого» из пищи, -- из него примерно на сорок процентов состоит оболочка каждой клетки. Но если обмен веществ нарушен, то избыточное количество холестерина ведет к инфаркту, от которого не гарантирует даже бесхолестериновая диета.

-- Развитие инфаркта начинается с воспаления в районе атеросклеротической бляшки, залегающей под внутренним слоем кровеносного сосуда, -- продолжает Валентин Шумаков. -- На каком-то этапе поверхность бляшки разрушается, из нее выходит холестериновое содержимое и образует тромб, который закупоривает просвет сосуда. Если противотромботическая система человека работает исправно, то этот тромб очень быстро растворяется и ишемия (ограничение кровообращения) длится недолго -- инфаркт не развивается. Но если тромб закупоривает сосуд дольше, нежели на двадцать минут, клетки сердечной мышцы без притока крови гибнут.

Запас противотромботических средств в Украине иссякает

В нашей стране за год регистрируют более 50 тысяч инфарктов, что в 3--4 раза меньше, чем в США или Великобритании. Но это не потому, что у нас болеют меньше, просто диагностируют хуже. Особенно в селах: как там снять кардиограмму, если в некоторых районах на 50 сел -- один электрокардиограф? Но даже те, кому поставлен диагноз «инфаркт», получают недостаточное лечение.

-- Больному при инфаркте нужно срочно ввести препарат, который рассасывает тромб -- тромболитик, и чем быстрее, тем большую часть сердечной мышцы удастся спасти. Через 12 часов после начала приступа использование препарата не имеет смысла, -- предупреждает Валентин Шумаков. -- Эти лекарства включены в перечень обязательных при инфарктах во всех развитых странах, но в Украине такие средства не производят. И импортных почти нет. Было белорусское лекарство, однако его регистрацию производитель не возобновил. Поэтому сейчас почти катастрофическое положение: используем остатки. О сложившейся ситуации мы писали в Минздрав, в другие инстанции -- ответа нет. А ведь благодаря тромболитикам из 50 тысяч наших сограждан, у которых ежегодно случается инфаркт, можно спасти как минимум 20 тысяч.

… Самая современная технология лечения хронической ишемической болезни и острого инфаркта миокарда -- прямая баллонная ангиопластика и стентирование. Их выполняют без проведения обычной операции -- ничего не надо резать. Через сосуд вводят катетер с баллончиком, находят место тромбирования и, как печную трубу, прочищают сосуд, восстанавливая кровообращение. А чтобы в этом месте снова не появилась бляшка и не образовался тромб, можно установить так называемый стент -- сетчатую металлическую трубочку, которую расширяют по диаметру сосуда. Она будет удерживать пораженные атеросклерозом стенки.

-- Оборудование, позволяющее применять прямую баллонную ангиопластику, в нашем институте есть, однако государство не обеспечивает ни катетерами, ни контрастным веществом, ни стентами, -- сетует Валентин Шумаков. -- Поэтому такие операции производятся за счет пациентов. А стент стоит полторы тысячи долларов. Случается, что одному больному нужно ставить несколько стентов, в зависимости от количества пораженных сосудов. Альтернатива ангиопластике -- коронарное шунтирование. Но при этой операции часто нужно останавливать сердце, поэтому риск осложнений выше.

Сегодня в Институте кардиологии АМН Украины состоится научно-практическая конференция, на которой ведущие специалисты в области фармакологии, кардиологии, геронтологии, семейной медицины смогут обменяться мнениями о самых современных препаратах и методах лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Медицина не стоит на месте. Но главное, чтобы пациенты поняли: тем, кто вовремя обращается к врачу, удается избежать инфаркта и надолго сохранить нормальное качество жизни.