Недавно исполнилось 80 лет со дня смерти Варвары Ханенко, подарившей Киеву семейное собрание художественных ценностей
В годы оккупации Киевский музей западного и восточного искусства (сегодня Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. -- Авт. ) имел особый статус. Для офицеров вермахта он оставался на чужбине своеобразным островком Европы. Поэтому особняк не отдали под резиденцию обербургомистра Киева, положившего на него глаз, а пытались сохранить экспозицию, оставшуюся после эвакуации основной коллекции.
Посетил «киевский Эрмитаж» и рейхскомиссар Украины Эрих Кох. Высказав удивление по поводу того, что еще до революции в России были люди с таким изысканным художественным вкусом, он отобрал для своей ставки в Ровно 87 картин, мраморный бюст римской школы и несколько китайских ваз
Варвара Ханенко ждала мужа из поездки. В 1905 году Богдан Иванович находился на Дальнем Востоке в составе группы главного уполномоченного Красного Креста. Стояли сильные морозы, и молодой женщине пришла в голову мысль удивить мужа новой изразцовой печью. Не откладывая дело в долгий ящик, Варвара Николовна проконсультировалась по поводу эскиза с искусствоведом, преподавателем киевского Университета св. Владимира Адрианом Праховым (под руководством которого строился Владимирский собор в Киеве), закупила уникальные северорусские расписные изразцы XVII века, причем каждый из 335 штук имел свой оригинальный рисунок, и наняла рабочих Вернувшись в Киев после длительной поездки, Богдан Иванович зашел в свой кабинет-библиотеку и удивился: в комнате было непривычно жарко. Растроганный, он с нежностью обнял жену
Сегодня старинная печь восстановлена и служит одним из экспонатов мемориального зала, посвященного основателям музея -- супругам Ханенко. На стене -- фотопортрет Богдана Ивановича, читающего французскую газету «Le Petit Journal», на его письменном столе раскрыто пособие для любителей изящных искусств, изданное в Санкт-Петербурге в 1857 году. Сотрудники музея приложили немало усилий, чтобы особняк Ханенко остался прежде всего уютным домом, напоминающем о вкусах и интересах киевских меценатов Варвары и Богдана Ханенко.
Собирать произведения искусства Богдан Ханенко начал еще в Петербурге. После окончания юридического факультета Московского университета в 1871 году он занимался адвокатской практикой в столице царской России. Здесь молодой юрист посещал все художественные выставки, каждый четверг занимался в кружке страстного коллекционера и ценителя искусств Дружинина, встречался с Айвазовским, Шишкиным, Крамским, Куинджи.
В 1881 году, прервав многообещающую карьеру юриста, Богдан Иванович ушел в отставку, чтобы посвятить себя просветительству и меценатству. Через несколько лет чета Ханенко переехала в Киев. На визитке Богдана Ивановича, несколько большей по размеру, чем принято сегодня, в шесть строчек значились его звания и должности: камергер Двора Его Императорского Высочества, председатель правления Общества свекольно-сахарных и рафинадных заводов братьев Терещенко, председатель Киевского комитета торговли и мануфактуры, член Государственного Совета от промышленников, помощник Главного Уполномоченного Красного Креста на Дальнем Востоке, Товарищ (Помощник) председателя Киевского отделения Попечительства Императрицы Марии Федоровны о глухонемых.
После петербургской выставки 1908 года коллекция киевлян Ханенко получила хвалебные отклики в прессе и была признана лучшим частным собранием России. Ее украшением стали картины итальянских живописцев Перуджино и Беллини и нидерландского мастера XV века «Поклонение волхвов». Петербургская Академия художеств и Антропологическое общество в Париже, отдав должное художественной образованности Ханенко, избрали его своим членом-корреспондентом.
Для пополнения своего собрания супруги посещали многие европейские аукционы. В 1912 году на берлинском аукционе Ханенко приобретают «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса. Стоимость этой покупки, как и всех остальных, неизвестна, поскольку семейные архивы Ханенко таинственным образом исчезли.
Редкая удача, о которой мечтает каждый коллекционер, ждала Богдана Ивановича в Москве. Вместе с покупкой дома коннозаводчику Малютину достались старые картины. Новый хозяин распорядился снести их на чердак, желая как можно скорее избавиться от «хлама». Оптовый товар за незначительную сумму достался коллекционеру Ханенко. Из приобретенных картин в Киев прибыли 45 полотен западноевропейских художников XVI-XVIII ст. , в том числе шедевр испанского художника Сурбарана «Натюрморт с мельницей для шоколада».
С началом Первой мировой, опасаясь оккупации Киева, коллекционеры Ханенко передали 90 ящиков с наиболее ценными картинами на хранение в Московский исторический музей, еще одна часть собрания находилась в их петербургской квартире на Дворцовой набережной. Но после 1917 года музей оказался не очень надежным хранилищем. Ящики, полученные из Киева, вскрыли, а их содержимое самовольно распределили между различными музеями или продали. Иконы и несколько произведений итальянских мастеров из ханенковской коллекции оказались в Третьяковской галерее, несколько полотен -- в Румянцевском музее в Москве, одну картину обнаружили даже в Ташкенте.
В первую советскую пятилетку из коллекции Ханенко Госторг СССР изъял и передал в ленинградскую контору «Антиквариат» для продажи за границу восемь живописных работ, серебряный немецкий кубок XVII ст. , два кресла XVIII ст. , уникальный французский гобелен, датированный 1512 годом. В 1930 году его назвали лучшим готическим гобеленом в Англии. Покупки (по заниженным раз в пять ценам) полотен киевских коллекционеров пополнили экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке (»Сельский праздник» Брейгеля), Эрмитажа (»Амур, нацеливший стрелу» Натуара) и др.
Для пополнения казны Страны Советов по распоряжению Наркомобразования из киевского собрания Ханенко были переданы в Госбанк 245 изделий из золота высокой пробы и 45 -- из серебра. Сведения об изъятых византийских крестах, монетах IV-XIII ст. , браслетах, кубках, серьгах теряются после 1939 года. Есть основания предполагать, что эти высокохудожественные исторические изделия были бездумно переплавлены в слитки.
Богдан Иванович, страдавший болезнью легких, умер в мае 1917 года. Незадолго до смерти он завещал художественную коллекцию, семейный особняк и уникальную библиотеку, насчитывавшую более 10 тысяч томов, в том числе три тысячи -- по искусству, городу Киеву. Но с единственным условием -- музей должен носить имя Ханенко. На его содержание предусматривались средства от сдачи квартир шестиэтажного доходного дома, построенного меценатом рядом со своим особняком (сегодня -- ул. Терещенковская, 13. -- Авт. ).
После революции киевская власть менялась шесть раз. В 1918 году, выполняя волю мужа, Варвара Николовна дарит завещанное им Украинской Академии наук, которая, по ее мнению, должна была действовать при любой власти в городе. Однако после организации в особняке Ханенко музея происходит непредвиденное. Ее родную сестру Ефросинью с детьми, кузину Катерину Вишневскую, а также семьи верных слуг, живших в это голодное время в особняке за счет Варвары Ханенко, выселили в соседний флигель.
Теперь и сама дарительница не имела права находиться в помещениях Музея искусств УАН (имени Ханенко). Варваре Ханенко выделили небольшую комнату. Тайно беря ключи от залов, она ночью пробиралась в них со своей собачкой и, забившись в угол, любовалась семейными приобретениями.
В 1924 году ввиду отсутствия у Ханенко революционных заслуг городское руководство предписало Академии наук подыскать более достойную кандидатуру для соответствующего наименования музея. Стороны пошли на компромисс -- «более соответствующего лица» искать не стали и музей стал просто Музеем искусств при Академии наук.
К счастью, Варваре Николовне не пришлось быть свидетелем того, как из названия их с супругом детища убрали фамилию Ханенко. Она умерла в 1922 году и была похоронена рядом с супругом в Выдубицком монастыре. На их могиле стоял простой деревянный крест с надписью «Ханенкам от Дуняши». Долгие годы Дуняша была горничной Варвары Николовны.
1998 год. Позади 10 лет реставрационных работ в киевском особняке-музее Ханенко, в течение многих лет именуемом Музеем западного и восточного искусства. Уже с улыбкой вспоминаются аврал на строительном объекте, сдающемся ко Дню Киева, ночные бдения научных сотрудников, готовящих экспозицию, чиновничьи придирки. Например, требование в целях безопасности посетителей заменить уникальную дубовую парадную лестницу с витыми колоннами и резным ограждением на бетонную
Новую экспозицию музея открывали супруга Президента Украины Людмила Кучма и мэр Киева Александр Омельченко. К этому событию приурочили свой приезд в Киев внук Варвары Николовны по отцовской линии (своих детей у супругов не было) Петр Терещенко с сыном Мишелем и невесткой Мари-Элен. Французские гости с восхищением рассматривали восстановленный особняк киевской родственницы. Вот уже почти три года он носит название Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.