Политика

Трех предупреждений, вынесенных окружной избирательной комиссией александру жиру, достаточно для снятия его с регистрации

0:00 — 9 июля 2002 eye 255

Но Центризбирком, по сути, признавая факты нарушений закона, пока закрывает на них глаза

Вот уже три с половиной месяца политологи, аналитики и избиратели пытаются найти ответ на вопрос, что же на самом деле происходит в 35-ом избирательном округе Днепропетровской области, где на довыборах в Верховную Раду баллотируются заместитель начальника УВД области Виктор Драчевский и бывший народный депутат Александр Жир. С легкой руки украинских электронных масс-медиа политическая элита Украины твердо убеждена в том, что в округе бесчинствует админресурс, преследуются независимые СМИ, а окружная избирательная комиссия то и дело выносит какие-то не такие решения.

На самом деле ситуация в этом заколдованном месте украинской политики намного интереснее, и уж по крайней мере она не вписывается в стандартные клише «борьбы власти с оппозицией». 35 округ сегодня фактически стал полигоном для отработки юридических технологий предвыборной борьбы, которые всегда играли здесь, в Никополе и Марганце, определяющую роль в избирательных кампаниях.

Александру Жиру, благодаря тщательно созданному и хорошо раскрученному имиджу «оппозиционного политика», удается грубо нарушать Закон «О выборах народных депутатов» и при этом уходить от предусмотренной тем же законом ответственности. По сути округ уже можно заносить в отечественную книгу рекордов Гиннесса: за три недели короткой кампании окружная комиссия вынесла кандидату в депутаты А. Жиру три предупреждения о нарушениях закона. Для снятия с регистрации, напомним, достаточно двух предупреждений. Тем не менее Александр Жир до сих пор в списке претендентов на мандат парламентария. Несмотря на откровенный характер этих нарушений.

«Эпизод первый» случился 10 июня, за 9 дней до официального старта предвыборной агитации. В эфире Марганецкого канала МСТ появились народные депутаты Владимир Филенко и Сергей Соболев, агитировавшие за кандидата в парламентарии Жира. Кандидат к тому моменту уже был зарегистрирован окружной комиссией, но начало срока предвыборной агитации еще не наступило. Значит, налицо грубейшее нарушение ч. 7 ст. 84 Закона «О выборах народных депутатов». Окружная комиссия, в которую попала кассета с записью телепередачи (ее кандидат в депутаты Олег Бедняк приложил к жалобе), разобралась в ситуации профессионально. Тщательно проанализировав текст, она пришла к выводу, что высказывания законодателей носили агитационный характер. Кроме того, окружком собрал показания очевидцев, которые свидетельствовали: кандидат Жир знал о том, что народные депутаты Филенко и Соболев собираются выступать в эфире, он встречался с ними в тот день, а следовательно — Александр Жир был не против, чтобы за него поагитировали. Изучив все обстоятельства дела, комиссия вынесла кандидату первое предупреждение.

После этого начались довольно странные вещи. Центризбирком, куда Жир обратился с жалобой на действия окружной комиссии, отменил решение окружкома о вынесении предупреждения. При этом ЦИК не отрицал факт нарушения Закона «О выборах народных депутатов», зафиксированных окружной комиссией, но в постановлении, которое подписал зампред комиссии г-н Демьяненко, значится: «не усматривается, что Жир А. А. принимал участие в подготовке выступлений народных депутатов Соболева С. В. и Филенко В. П. ». Получается интересная ситуация. Закон нарушен, причем нарушен грубо (агитировать за 9 дней до официального начала агитации!). Но отвечать за это нарушение некому. Жир открестился от агитационных высказываний Соболева и Филенко, а наказывать самих народных депутатов… Как справедливо отмечал герой культового советского фильма: «он же -- памятник, кто ж его посадит?!.. »

Впрочем, непонятно, почему ЦИК не принял к сведению показания свидетелей, видевших Жира с народными депутатами непосредственно перед их выступлением в телеэфире, где они агитировали избирателей. Любой следователь, даже выпускник юридического института с тройками в дипломе, счел бы такую последовательность косвенным доказательством. Но Центризбирком поступил иначе. О возможных мотивах этого поступка -- позже.

Видимо, вдохновившись решением ЦИК, Александр Жир продолжил допускать вольности в отношениях с законом о выборах. Грубые нарушения правил агитации посыпались одно за другим. Второе предупреждение Жир получил за открытую агитацию в центре города председателя Комитета по вопросам свободы слова и информации Верховной Рады, народного депутата Николая Томенко. С точки зрения закона, это -- нарушение. Дело в том, что парламентарии (несмотря на выборный характер их должностей) все же являются должностными лицами государства, которые не имеют права агитировать во время избирательной кампании.

Наконец, буквально в минувший четверг комиссия вынесла Жиру третье предупреждение. На сей раз его подвела команда. Причем, характер нарушения закона свидетельствует либо о правовой безграмотности помощников и доброжелателей Жира, либо о том, что они были вполне уверены в безнаказанности своих действий. Скорее всего, второе. Нарушенная норма элементарна: закон устанавливает, что взносы в избирательный фонд кандидата от физических или юридических лиц не могут превышать 17 500 гривен, в то время как один из жертвователей в избирательный фонд Жира внес 25 000 гривен. Именно простота и очевидность этой нормы в очередной раз иллюстрирует парадоксальность ситуации: Жир и его команда действуют вразрез с законами, но к должным юридическим последствиям это не приводит.

Позволим себе одно характерное наблюдение. По логике вещей, любой кандидат, получивший первое предупреждение, должен быть максимально осторожным в своих действиях и высказываниях, жестко контролировать работу своей команды. Чтобы как минимум не допустить второго предупреждения и, соответственно, снятия с регистрации. Жир поступает вопреки этой логике: получив первое предупреждение, он провоцирует сначала второе, потом третье.

И есть основания предполагать: нарушения (а значит, и предупреждения) могут быть и дальше. Хотя бы потому, что и Жир, и его команда начинают серьезно нервничать. На встречах с избирателями Александр Жир становится все более резким и несдержанным, невосприимчивым к критике. А его заявления об админресурсе, которым якобы обладает основной оппонент Жира -- Виктор Драчевский -- избирателю порядком надоели. Ресурс жалоб на неравные условия для кандидатов, который в прошлой кампании использовал Жир, образно говоря, на всю катушку, уже практически исчерпан. Доходит до смешного: в то время как Александр Жир говорит о неравных условиях доступа к эфиру, на деле все обстоит с точностью до наоборот: на двух никопольских телеканалах время, отведенное для политической рекламы Жира, в два раза превышает количество времени, отведенного для Драчевского.

Несмотря на все это, Жир сдает электоральные позиции одну за другой. По сути, сегодня перед ним возникла реальная угроза проиграть избирательную кампанию «вчистую». Две предыдущие Жир проигрывал с минимальными показателями. Что позволяло ему после выборов включить механизм юридических технологий. Неоднозначность законодательства о выборах, огромное количество лазеек и нестыковок в избирательном законе дали ему в 1998 году возможность опротестовать результаты и после долгих судебных разбирательств в конечном итоге пробиться в парламент. В марте 2002 года история повторилась: после тяжб в Верховном суде и споров с Центризбиркомом выборы были признаны недействительными.

Правда, Жир не учел одного фактора: среди его оппонентов появились люди, которые тоже не прочь использовать юридические технологии. То есть действовать против Жира его же оружием. Например, тот же Олег Бедняк -- автор первой жалобы на действия Жира в окружную комиссию. Сегодня юридические придирки перестали быть абсолютным ноу-хау Александра Жира. Других же аргументов -- в частности, для убеждения избирателя в правоте своей позиции -- у него явно недостаточно. Поэтому, видимо, кандидат в депутаты начинает нервничать. Например, совсем недавно на одной из встреч своего главного оппонента с избирателями Александр Жир настолько вышел из себя, что отобрал у своего оператора видеокамеру и лично снимал всех входящих и выходящих из Дворца культуры, где проходила встреча.

Впрочем, не все в избирательной кампании Жира похоже на ошибки. Действия Александра Александровича и его команды больше напоминают пренебрежительное отношение к нормам закона. По всей видимости, кандидат в депутаты считает, что ради выигрыша, который с каждым днем становится еще более призрачным, можно пойти на все.

Что же придает Александру Жиру уверенности в своих действиях и позволяет безнаказанно нарушать закон сегодня? Прежде всего, система органов, призванных контролировать избирательный процесс в стране. Народные депутаты знали, что делали, когда творили этот закон. В частности, это касается и его положений об избирательных комиссиях.

С одной стороны, существуют окружные избирательные комиссии, созданные из представителей политических партий и кандидатов. Сомнений в объективности этих органов контроля быть не может по сути -- наличие в одной и той же комиссии членов, допустим, «Нашей Украины», БЮТа и «Единой Украины» делает маловероятной любую необъективность в принятии решений. По своей сути окружная комиссия находится в эпицентре событий кампании и уже в силу своего политически пестрого состава должна действовать строго по закону. Впрочем, в 35 округе так она и действует: нарушения, зарегистрированные комиссией, очевидные, не допускающие (по крайней мере, с точки зрения закона) двойных толкований. Еще и потому, что в силу определенных политических обстоятельств находится под пристальным вниманием общественности. В том числе и мировой.

С другой стороны, есть Центризбирком. По закону решающая роль в формировании состава ЦИК принадлежит Верховной Раде, ее комитетам и комиссиям. По сути, на состав Центризбиркома может повлиять соответствующий комитет Верховной Рады, а в комитетах -- куда ни глянь -- представители «Нашей Украины». Имиджем которой, как флагом, размахивает на встречах с избирателями и в прессе Александр Жир. Злые языки утверждают, что именно этим и объясняется странная толерантность ЦИКа по отношению к нарушениям закона о выборах. Особенно когда в роли нарушителя выступает представитель реальной или декларированной оппозиции. Впрочем, может быть, причина толерантности главного избирательного штаба страны не так уж приземленно-прагматична, возможно, ее причина в другом. Например, в стремление во что бы то ни стало избежать политического скандала. А он, наверняка убеждены в Центризбиркоме, неминуем, если оппозиционер начнет говорить о необъективности, неравных условиях, преследованиях… Таким образом, любое предупреждение, вынесенное А. Жиру за нарушение закона о выборах, может быть истолковано как попытка политического давления на него и в его лице -- на всю оппозицию.

Эта двойственность создает ряд серьезных проблем в предвыборной кампании в 35 избирательном округе. Выборы здесь проходят по удивительному, нигде прежде не виданному сценарию. Жир нарушает закон, окружная комиссия регистрирует нарушения и выносит предупреждения -- одно, второе, а затем третье… А ЦИК с легкой душой предупреждения отменяет. За этим всем наблюдают остальные 10 кандидатов в народные депутаты, ни один из которых еще не дал ни малейшего повода обвинить его в нарушениях. Нетрудно представить, какие мысли и слова о справедливости, о законности, о равных условиях приходят к ним! Сам факт, что вынесено уже три предупреждения, а для снятия с регистрации достаточно двух, способен кого угодно разубедить в честности и открытости избирательного процесса.

Тем не менее, все остается по-прежнему. Сегодня ситуация в 35 округе напоминает погоню за Неуловимым Джо. Его никто не ловит, потому что он никому не нужен. Или наоборот -- потому что он кому-то сильно нужен. Во всяком случае, надежды на торжество законности (о которой Жир говорил также долго, как большевики — о революции) еще есть. Если Центризбирком перестанет действовать из соображений «политкорректности», а начнет действовать в соответствии с духом и буквой закона, то все встанет на свои места. Впрочем, буквально в конце прошлой недели парламент 227 голосами «продавил решение о создании следственной комиссии по довыборам в трех округах». На то и Верховная Рада, чтобы ЦИК не дремал?

Материал подготовил Виктор ТАРАНЕНКО