Десять лет назад ушла из жизни одна из самых популярных актрис советского кино
Ее имя всегда окружали легенды. Целиковская, как сказали бы сейчас, была подлинным секс-символом своей эпохи. Казалось, без ее участия не обходилась ни одна картина того времени, а ведь на счету актрисы всего четырнадцать художественных и пять телевизионных фильмов. О ней пели песни и слагали стихи. Писать о личной жизни звезд экрана в то время было не принято, поэтому она становилась объектом народного творчества, где отличить правду от вымысла просто невозможно. И, возможно, аргументы «было»-»не было» не столь уж и важны, главное, что зрители помнят и любят Людмилу Васильевну Целиковскую.
Несколько фактов из жизни актрисы
1. Людмила Целиковская была родом из Астрахани -- города, стоящего на бескрайней Волге и знаменитого своими арбузами. Правда, прожила там маленькая Люся недолго, и вскоре семья переехала в Москву. Отец работал дирижером в Большом театре, мама там пела. Большой театр стал для Людмилы первой встречей с настоящим искусством -- она очень любила сидеть рядом с музыкантами в оркестре.
2. В юности Людмила Целиковская мечтала стать певицей. Она даже поступала в Гнесинское музыкальное училище, но возникли проблемы с выбором факультета: по мнению преподавателей, для оперной певицы у нее был слабый голос, а для пианистки -- недостаточно большая рука. Надо было выбирать другую профессию
3. В семнадцать лет Целиковская поступила в Щукинское театральное училище. Прочла пушкинский «Сон Татьяны», спела романс, а напоследок рассмешила приемную комиссию: когда спросили, как ее зовут, юная абитуриентка выпалила: «Людмила Васильевна!», а на вопрос, кто готовил ее к экзаменам, ответила: «Мама». Услышав смех преподавателей, Людмила расплакалась: была уверена, что ее не возьмут. Но ее взяли
5. Целиковская очень рано начала сниматься в кино, что не вызвало восторга у преподавателей -- студентам запрещалось появляться на экране, непокорных просто исключали. И если в училище за Людмилу заступился Рубен Симонов (»Кого же еще снимать, если не Целиковскую!» -- сказал он), то в 1943 году за работу в кино ее исключили из Вахтанговского театра и восстановили только в 45-м.
6. За роль царицы Анастасии -- первой жены Ивана Грозного -- Людмила Целиковская вместе с другими создателями картины «Иван Грозный» должна была получить Сталинскую премию. Но в последний момент сам Сталин вычеркнул ее из списка, сказав: «Царицы такими не бывают!» Естественно, спорить с ним никто не посмел. Сейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто неприязнью к самой Целиковской -- со Сталиным у Людмилы Васильевны были непростые отношения. Ей вообще удавалось стоять в стороне от власти, не заигрывая с ней, и, как результат, у нее не было никаких привилегий. Однажды Целиковскую пригласили выступить на даче одного из членов правительства. Дабы охладить пыл чересчур настойчивого поклонника, пришлось влепить ему пощечину. Сбежав, она еще долгое время ожидала ареста и впредь в подобные игры с представителями власти никогда не играла.
7. Звание народной артистки РСФСР Целиковская получила только в 1963 году, то есть почти через пятьдесят лет после съемок в кино. Интересно, что зарубежный кинобомонд оценил советскую актрису раньше -- в 1955 году за главную роль в картине «Попрыгунья» она получила «Серебряного Льва Святого Марка» и почетный приз «Пизанетти», которого традиционно удостаивается лучший зарубежный фильм фестиваля.
8. Людмила Целиковская была замужем пять раз. Первые два брака -- с однокурсником Юрием Алексеевым-Месхиевым и писателем Борисом Войтеховым -- не оставили особого следа ни в душе, ни в судьбе актрисы. В 1943 году на съемках фильма «Воздушный извозчик» Целиковская познакомилась с Михаилом Жаровым. Ей в то время было двадцать три года, ему -- сорок два, у них были семьи, но влюбленных этот не остановило: их безумный роман закончился свадьбой. Они прожили вместе пять лет. Жаров очень любил Целиковскую, ничего для нее не жалел, создавал неслыханные по тем временам условия для съемок (зимой -- теплый вагончик в качестве раздевалки, американская косметика вместо грима, дублерша), специально для нее снял картину «Беспокойное хозяйство», где у актрисы была главная роль. И все-таки они развелись -- в 1948 году на вечере Вахтанговского театра Целиковская познакомилась со знаменитым архитектором Каро Алабяном. Вскоре они поженились, с Алабяном Людмила Васильевна познала и самое большое счастье, и самое большое горе в своей жизни.
9. В 1949 году Целиковская родила сына Сашу, когда мальчику исполнилось три года, он заболел полиомиелитом. По словам Людмилы Васильевны, если бы она могла хотя бы представить себе, что ее ждет, наверное, покончила бы с собой. Но даже в те тяжелые годы она не плакала, а все силы бросила на спасение сына -- непрерывные врачебные консультации, массаж по пятнадцать (!) раз в день, изнурительные физические упражнения. Целиковская заставляла сына бегать, прыгать и лазать по деревьям, и, в конце концов, ей удалось совершить невероятное -- Саша выздоровел. Немало горя принесла актрисt и принципиальность Алабяна. Он единственный выступил против строительства столь милых сердцу Сталина высотных домов в Москве (по его мнению, в Советском Союзе не было необходимой технологии), и результат не заставил себя долго ждать: семью выселили из служебной квартиры, а Алабяна освободили от всех должностей, и единственным шансом спастись от ареста было бегство. Людмила Васильевна осталась одна. Даже когда опасность миновала и Алабян вернулся, семья еще долго существовала на деньги, которые актриса зарабатывала в театре. А в 1959 году Алабян умер.
В то трудное для Целиковской время ее очень поддержал Юрий Петрович Любимов, и вскоре она стала его женой. Брак с Любимовым принято считать самым трагическим в судьбе актрисы. Они прожили вместе двадцать лет, и внешне их жизнь была счастливой: увлекательные поездки, гостеприимный дом, в который почитали за честь быть приглашенными самые знаменитые и талантливые люди Москвы 70-х годов. Людмила Васильевна много сил и времени посвящала Театру на Таганке -- любимому и опальному детищу Юрия Петровича: пользуясь связями, улаживала конфликты и даже писала инсценировки знаменитых впоследствии спектаклей. В то время ее очень мало снимали в кино, практически не занимали в театре. Ей, несмотря на неоднократные представления театральной администрации, так и не дали звание народной артистки СССР. Все понимали, что Целиковская «обязана» этим обстоятельством Любимову -- став женой режиссера-диссидента, она навлекла на себя гнев властей. К чести Людмилы Васильевны надо сказать: она никогда не упрекнула в этом своего мужа. Они жили и расстались, как интеллигентные люди. Узнав, что он полюбил другую женщину, приняла решение расстаться. Говорят, с тех пор она ни разу о нем не упоминала. Во всяком случае, вслух.
10. В разговорах с друзьями Людмила Васильевна любила говорить, что у нее были любовники на все буквы русского алфавита. Скорее всего, это была шутка, хотя у сильного пола она действительно пользовалась невероятной популярностью.
11. Расставшись с Любимовым, Целиковская играла в антрепризных спектаклях, занималась спортом и рукоделием, переводила с английского. В последние годы все ее моральные и физические силы забирала дача, которую она сначала активно строила, а потом столь же активно обустраивала. На вопрос о своей жизни всегда отвечала, что успела сделать два хороших дела: родила сына и построила дачу.
12. У Людмилы Васильевны был рак, но от нее это тщательно скрывали -- так решил сын. После операции она прожила еще полтора года, активно работала, а последние несколько месяцев своей жизни провела в больнице. Сын и внук посещали ее до последнего дня. Одну из самых любимых зрителями советских актрис похоронили на Новодевичьем кладбище. Сын Людмилы Целиковской Александр Алабян и ее внук Каро, которого назвали так в честь деда, живут в доме отца и матери на Садовом кольце. Каждый год 8 сентября, в день рождения Людмилы Целиковской, там собираются гости -- те, кого она любила и с кем дружила при жизни.