Происшествия

В результате сильнейшего ожога кипятком двухлетний малыш… Заговорил «по-взрослому»

0:00 — 13 июля 2002 eye 1041

Но настоящее чудо то, что ребенок выжил после смертельно опасной травмы. По словам врачей, еще совсем недавно он был бы обречен

… Сколько ни рассказывай взрослым о том, как дети переворачивают на себя кастрюли с кипятком и добираются до раскаленных печей, тяжелые ожоги случаются у малышей все так же часто. В самом деле, подчас очень трудно уследить за непоседливым и любознательным ребенком, но тогда родителям нужно хотя бы знать -- на всякий случай -- как оказывать первую помощь, чтобы последствия были не столь серьезными. А украинские врачи все шире применяют новейшую методику лечения ожогов, в том числе таких, которые до недавнего времени считались смертельными. Главное -- как можно скорее доставить пострадавшего к специалистам по таким травмам, лучше всего в ближайший ожоговый центр.

«Ванюшина кожа сразу съежилась и начала слезать»

-- Беда случилась в пятницу, 16 марта, а днем раньше сыну исполнился год и девять месяцев, -- рассказывает Галина Кузьмич, жительница села Гута Боровенская Камень-Каширского района. -- Я сняла с плиты ведро с только что закипевшей водой и поставила его на пол. Ваня играл рядом, а пробегая мимо, нечаянно зацепил ведро -- оно опрокинулось. Испугавшись, малыш попытался отскочить в сторону, но не удержался на ногах и рухнул в разлившийся кипяток. Я схватила Ваню на руки, сняла одежду и закричала мужу, чтобы вызывал врача. Ванечка сначала орал не своим голосом, да так, что сбежались соседи, а потом стал терять сознание. Его кожа моментально съежилась и слезла. Особенно пострадали правая рука, животик, спинка и коленки. А я ничем не могла помочь сыну, потому что не знала, что и как нужно делать…

Сельский врач, узнав о беде и сразу прибежав на помощь, уколол Ване обезболивающее. Затем малыша укутали в простынь и одеяло и на машине помчались в районную больницу. В травматологическом отделении его перевязали, поставили капельницу. У Вани уже не было сил ни кричать, ни двигаться -- он лежал еле живой.

-- Через два дня мы вызвали на консультацию специалиста из Луцка, -- продолжает Галина. -- Обследовав Ваню, он сделал надрез на правой ручке, выпустил собравшуюся под кожей жидкость и сказал, что теперь больному будет легче. Но спустя два дня Ване стало совсем плохо: его раны, все тело начало гнить! И главврач районной больницы отправил нас на «скорой» в Луцк, в ожоговый центр. Здесь сыну сразу назначили одну операцию, через неделю вторую, потом еще и еще. Кожу с ножек пересаживали на спинку, животик и ручки. Смертельная опасность вроде бы миновала, но впереди нас ожидала масса проблем.

«Ради спасения сына нам пришлось все продать и влезть в долги, но это мелочи… »

-- Ваня Кузьмич поступил к нам в крайне тяжелом состоянии: обожжено было около 45 процентов поверхности тела, глубокий ожог -- примерно на 30 процентах, а такая травма смертельно опасна, -- говорит заведующая Волынским областным ожоговым центром и отделением пластической хирургии заслуженный врач Украины Лидия Шепель. -- Еще несколько лет назад мальчик был бы обречен. От высокой температуры его тело раздуло, словно шар, развился сильный отек легких, «остановился» желудочно-кишечный тракт. Такое критическое состояние продержалось почти две недели. К счастью, нам удалось вытащить бедняжку с того света, в том числе благодаря последним достижениям ожоговой медицины.

Мы вывели мальчика из шока и начали снимать омертвевшие участки кожи, сразу закрывая их стерильными лоскутами свиной. Так удалось избежать заражения и унять боль. Под этими лоскутами раны быстро «подсохли», и примерно через две недели мы начали пересаживать собственную кожу малыша с непострадавших участков тела. В общей сложности выполнили Ванечке пять трансплантаций.

-- Раны на теле Вани постепенно затягивались, однако врачи сказали, что для лучшего заживления сыну нужна донорская кровь, -- вспоминает Галина. -- А у Ванечки самая редкая группа -- четвертая, резус положительный. Ни моя кровь, ни мужа ему не подходила. Своей кровью «поделились» врач лор-отделения Наталия Сиомаш и младшая медсестра из перевязочной Людмила Ципащук. Переливание делали раз десять, и Ванечкины раны стали заживать быстрее. На лечение у нас ушло несколько тысяч гривен. Пришлось многое продать, влезть в долги, но это, конечно, мелочи по сравнению с тем, что могло случиться с Ванюшкой. Выписали нас через два с половиной месяца, а сейчас опять лежим в стационаре: чтобы лучше заживали раны, сыну снова переливают кровь. Слава Богу, ребенок чувствует себя хорошо: сидит, ходит, правда, пока не может нормально нагибаться. А на ручку пришлось наложить гипс, чтобы из-за ожога не деформировался сустав…

И вдруг молодая женщина радостно улыбнулась:

-- Это какое-то чудо; до 16 марта, когда случилась беда, Ваня разговаривал лишь по слогам, а после того дня в больнице заговорил почти по-взрослому!

Малышу 15 июня исполнилось два года. Галина сказала, что семья отметила не просто очередной Ванин день рождения, а его второе появление на свет. Хорошо, когда такие истории заканчиваются благополучно, как у этого мальчика.

Что делать при ожогах?

-- В первую очередь нужно снять одежду и охладить обожженные места, -- объясняет заведующий отделением реконструктивно-восстановительной хирургии Киевского центра термических травм Вячеслав Назаренко. -- Причем совершенно неважно, что стало причиной ожога: кипящие вода, масло, молоко, огонь или кислота. Пораженное место нужно держать под холодной водой как можно дольше либо, если площадь ожога велика, обмотать пострадавшего холодной мокрой тканью. Немедля вызовите «скорую помощь», чтобы обожженного доставили в специализированный ожоговый центр. Ни в коем случае не смазывайте пострадавшие участки тела жирном или мазями: они образуют пленку, под которой обожженные ткани «пропекаются» еще глубже.