Близится к завершению следствие и стали известны подробности страшной трагедии, произошедшей в Первомайске (Луганская область). Прошло 40 дней со дня похорон погибших, но горожане все еще не верят в случившееся и пытаются найти оправдание парню
«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что в Первомайске (Луганская область) была убита вся семья Моргуновых (имена и фамилии в публикации изменены. -- Авт. ). По версии следствия, убийства совершил единственный оставшийся в живых член семьи -- 16-летний Сергей. Парень, «обидевшись» на родителей, хладнокровно расстрелял отца, мать, младшую сестру и старшего брата. Сотрудники милиции шаг за шагом раскручивали цепочку трагических событий
-- К большому сожалению, с жестокостью детей приходится сталкиваться все чаще и чаще, -- говорит начальник Первомайского городского отдела милиции УМВД Украины в Луганской области Юрий Еланский. -- Но то, что произошло в доме Моргуновых, даже я, имея за плечами 30-летний стаж работы в правоохранительных органах, объяснить не могу. Судя по обстановке в доме, детям в этой семье всего хватало. Трудно представить, что 16-летний парень мог такое сделать со своими близкими.
Семья Моргуновых была по меркам провинциального Первомайска весьма обеспеченной. В доме -- телевизоры, видеомагнитофоны, не часто встречающаяся в этих краях спутниковая антенна, автомобиль, добротная усадьба. Отец троих детей 41-летний Иван Степанович был старшим прапорщиком в местном военкомате, мама Наталья Петровна -- младшая медицинская сестра. Дети, как считали все вокруг, просто загляденье: и трудолюбивые, и вежливые, и учатся хорошо. Старший, 21-летний Владимир, поступил в университет, младший, Сергей, -- один из лучших учеников в школе, 13-летняя Настя -- отличница и красавица. Соседи рассказывали, что отец собирался Сергею купить «Запорожец» -- пусть, дескать, учится ездить. Так что же стало причиной трагедии?
27 мая Сергей сказал родителям, что идет на проводы в армию своего друга. Разумеется, его отпустили. Однако в семье существовало твердое правило: дети всегда должны в десять часов вечера быть уже дома. Но Сергей появился лишь ранним утром следующего дня. Всю ночь мать и отец не сомкнули глаз, ожидая сына. За этот проступок родители, вероятно, высказали Сергею все, что о нем думают.
-- Это была образцовая, или если можно так сказать, эталонная, семья, -- вспоминает классный руководитель Сергея Любовь Орлова. -- Я полностью исключаю, что отец его бил. Да, он был строгим и требовательным, но ни в коем случае не практиковал рукоприкладство.
-- Теперь никто не скажет, бил его отец или нет, потому что все погибли, а милиции приходиться опираться лишь на рассказы самого Сергея, -- добавил Виктор Самохвалов, один из соседей Моргуновых. -- Однако я никогда не слышал и не видел, чтобы детей в этом доме кто-то с излишней строгостью наказывал. Но отец -- человек военный, а посему требовал от своих детей, а особенно от сыновей, строгой дисциплины.
Но именно строгой дисциплины так и не смог, по всей вероятности, простить отцу Сергей, который считал, что достиг того возраста, когда родительские слова ему уже не указ.
-- Отец Сергея, Иван Степанович, не реже чем раз в месяц, а порой и каждую неделю заходил в школу узнать, как его дети учатся, -- рассказывает директор средней школы N 1 Владимир Якунин. -- Он у нас состоял в родительском комитете. Всегда принимал активное участие в жизни школы. Я постоянно говорил, что побольше бы нам таких родителей, может быть, и проблем было бы с ребятами поменьше. А теперь вот не знаю, что сказать
28 мая, накануне трагедии, Иван Степанович зашел в школу, будучи полностью уверенным в успехах своего сына. И вдруг узнал, что Сергей скатился до троек, причем по предметам, которые всегда шли на «отлично». Классный руководитель пыталась успокоить отца, заметив, что если Сергей поднажмет в следующем году, то вполне сможет наверстать упущенное и стать первым в классе. Тем не менее Ивана Степановича это не успокоило. То, что он услышал, и стало причиной очередной воспитательной беседы с сыном. Как она протекала, сказать теперь сложно. Однако на следующий день Сергей решил радикально изменить свою жизнь.
Отец не был страстным охотником, но оружие любил и время от времени проверял свое ружье, чистил и прятал в сейф. Накануне трагедии в сейфе сломался замок, и двустволка хранилась в платяном шкафу.
Взяв ружье, Сергей стал дожидаться прихода родителей. Первым с работы вернулся отец. Сергей выстрелил в него в упор, а затем, как это принято у заправских киллеров, сделал контрольный выстрел в голову.
-- Я еще подумал, что он опять меня ругать будет, потому и выстрелил, -- рассказывал во время следствия Сергей.
О том, что он совершал продуманные действия, свидетельствует и такой факт: чтобы сделать контрольный выстрел, Сергею пришлось перезарядить ружье, поскольку один из стволов был не в порядке.
Через 15 минут в дом вошла мать с корзинками продуктов. Из комнаты Сергей увидел, как она прошла на кухню, прицелился сквозь матовое стекло двери в ее силуэт и выстрелил. Мать рухнула на пол, однако была еще жива. Она попыталась встать и спросила: «Что же ты делаешь, сыночек? Не надо». Сын подошел вплотную, вновь перезарядил ружье и выстрелил ей в голову. На следствии сказал: мать убил, потому что «они же с отцом ведь все равно заодно».
Спустя некоторое время вернулась с прогулки Настя. Увидев на полу тела родителей, сестренка закричала: «Что же ты наделал? Как же мы теперь жить будем?» Эти слова стали для нее последними.
По словам Любови Орловой,Сережа был очень выдержанным и спокойным парнем, что не характерно для его сверстников.
Из школьной характеристики Сергея: «Всегда начатое доводит до конца Тщателен и аккуратен при уборке класса». Убив родителей и сестру, парень аккуратно убрал, подмел и пропылесосил квартиру (впоследствии оперативники нашли в мешке пылесоса дробинки, выпущенные из ружья). Тела родных вытащил на веранду и сбросил в подвал.
Классный руководитель вспоминала, что утром 3 июня (спустя пять суток после того, как убил родителей) парень пришел к ней и спросил, когда надо будет прийти с ребятами и красить полы, так как они договаривались сделать у себя в классе ремонт.
30 мая Моргуновым позвонила сестра матери Анна Петровна, живущая в соседнем Стаханове. Услышав голос Сергея, удивилась, что он остался один дома. Сергей сказал ей: родные, мол, уехали в Луганск, чтобы положить отца в больницу на обследование. А жить будут у третьей сестры матери -- Виктории. То, что Иван Степанович направился в больницу, Анне Петровне не показалось странным -- отец Сергея страдал язвенной болезнью и время от времени ложился в областную клинику.
Чтобы узнать, как дела у родных, Анна Петровна позвонила Виктории. Но та удивилась, сестра с мужем вроде бы даже не собирались приезжать. А в больнице Виктории сообщили, что пациент с такой фамилией к ним не поступал. Анне Петровне это показалось странным, и она позвонила старшему племяннику Володе Моргунову и попросила выяснить, что происходит.
Тем временем, наведя дома порядок, Сергей нашел деньги, которые отец выручил от продажи своей машины, и устроил для друзей вечеринку с выпивкой, закуской и сигаретами. На вопрос «где же родители?» отвечал, что все уехали на море, оставив его дома одного. После гулянки он отправился на дискотеку, где был допоздна, демонстрируя всем, что теперь до десяти часов домой ему возвращаться не обязательно.
-- Сергей в тот вечер говорил, что собирается переехать из Первомайска в какой-нибудь большой город и снять там квартиру, -- вспоминает один из ребят, который был на дискотеке.
Кстати, когда его задержали, при нем нашли 15 тысяч гривен и почти четыре тысячи долларов, которые отец выручил, продав свой «Фольксваген». И именно на часть этих денег молодежь все эти дни и гуляла.
В пятницу, 31 мая, из Луганска на выходные приехал старший брат Сергея -- 21-летний Володя Моргунов. И его постигла участь остальных членов семьи. Сбросив тело брата в подвал, Сергей разобрал двустволку и спрятал запчасти в разных местах дома, надеясь, что это послужит доказательством непригодности оружия. После этого он снова позвал друзей и праздник продолжился. Тем более это был последний день в десятом классе.
-- Я брата не хотел убивать, -- говорил следователю Сергей. -- Все надеялся, что, постучав в дверь и не дождавшись ответа, он повернется и уйдет. Однако у него были свои ключи
-- 31 мая Сергей пришел на последний звонок -- вспоминает Владимир Якунин, директор школы, где учились дети Моргуновых. -- И ничего особенного в его поведении я не заметил.
Когда вечером 4 июня Анна Петровна вошла в дом сестры, там вовсю шла гулянка. Увидев на столе всевозможную выпивку, тетя быстро разогнала компанию и потребовала от Сергея объяснений. Тот пытался что-то пояснить, но вдруг вскочил и выбежал на улицу.
-- Тетя тогда и представить себе не могла, что наличие этой подвыпившей компании спасло ей жизнь, -- говорит Юрий Еланский. -- Вполне возможно, что и ее могла постичь страшная участь ее родных.
Всю ночь Анна Петровна не сомкнула глаз, переживая за любимого племянника, сбежавшего из дома. Лишь наутро удалось немного вздремнуть. Разбудил ее стук в окно. На пороге стояли Валя, невеста и сокурсница старшего племянника, и друг Володи по академии Юра. Прибыть из областного центра в Первомайск ребят заставили плохие предчувствия: Володя, уехав домой на выходные, почему-то не вернулся на очень важный экзамен. Выслушав их, тетя поделилась своими переживаниями по поводу младшего племянника, а старшего, по ее словам, в доме нет.
-- Как же нет? -- удивилась Валя. -- Вот же его сумка стоит.
Разговаривая, они вышли на веранду дома и заметили, что вход в подвал приоткрыт и оттуда тянет каким-то неприятным запахом. То, что они увидели, было ужасно: внизу лежали убитые отец, мать, 13-летняя дочь и старший 21-летний сын Моргуновы.
-- 5 июня в городское отделение милиции прибежали две насмерть перепуганные молодые женщины и стали сбивчиво объяснять, что обнаружили в доме четыре трупа, -- говорит Юрий Еланский. -- Приехавшие на место сотрудники милиции установили, что жертвы были убиты из охотничьего ружья около пяти дней назад. Тут же на место происшествия выехали начальник управления внутренних дел и областной прокурор.
Единственный, кто мог что-либо пояснить, был Сергей. Его нашли благодаря мужу Анны Петровны: подвозя супругу к родственникам, он обратил внимание на стоящую у ворот легковую машину и запомнил ее номер. Именно в этом автомобиле и обнаружили утром 5 июня спящими всех, кто накануне гулял в доме убитых.
Когда Сергея привезли в милицию и стали выяснять хронологию событий, то он твердо заявил, что без адвоката говорить ничего не будет. Парню был предоставлен адвокат, он начал все подробно рассказывать.
По словам начальника УМВД Украины в Донецкой области Григория Епура, следственный эксперимент на месте преступления подтвердил причастность подозреваемого к этим убийствам. Рассказывая о содеянном, Сергей был спокоен, вспоминал все детали совершенного. А потом и вовсе признался: «Только теперь я чувствую себя по-настоящему взрослым».
В связи с особой тяжестью преступления, дело было передано в Луганск, и теперь оно находится на особом контроле в следственном управлении областного УМВД.
Прошло 40 дней со дня похорон семьи Моргуновых, страсти в городе немного поутихли. Однако до сих пор никто из местных жителей не может понять, чем же все-таки были вызваны эти жуткие и фактически беспричинные убийства! Люди строят различные догадки о жизни Сергея. Один из его школьных учителей предположил, что на парня повлияли какие-то космические силы, к примеру, вспышки на Солнце или затмение Луны.
-- А может, он в какой религиозной секте был? -- пытается найти объяснение Любовь Орлова.
-- Наверное, он попал в какую-то дурную компанию, -- размышляет соседка Сергея Оля. -- Может, свою роль сыграли наркотики?
-- А я вообще не верю, что это мой племянник сделал, -- говорит Анна Петровна. -- Наверное, мальчика подставили, а убийства совершили заезжие киллеры. И ни в какой секте Сережа не был, он очень хороший. Сейчас, говорят, он в изоляторе и вовсе перестал спать, кричит по ночам.
Пытаясь найти оправдание поступку Сергея, в городе рассказывают, что якобы он даже повесился в изоляторе, замученный угрызениями совести. Однако сотрудники милиции полностью опровергли эту информацию. Сергей дает показания, а основной причиной содеянного называет обычную ревность. Якобы с мнением старшего брата родители считались, а младшей сестре уделяли больше внимания. А с его мнением, как он утверждает, никто не считался и поблажек не давали. Вот и копил обиду.
По данным милиции, в употреблении наркотиков Сергей замечен не был, да и на учете у психиатра не стоял. Следствие продолжает выяснять, что же произошло в доме Моргуновых, и правоохранители пока отказываются от комментариев.
По словам Григория Епура, дело будет передано в суд примерно в конце лета. Пока же Сергей -- лишь подозреваемый. Назвать его виновным сможет только суд. Но поскольку юноша является несовершеннолетним, максимальный срок, который его ожидает -- десять лет лишения свободы. По возвращению домой наследник может стать единственным хозяином родительского добра.