Политика

Если захваченный террористами самолет угрожает важному объекту и не реагирует на предупредительный огонь поднятых в воздух истребителей, то он будет уничтожен, даже если на его борту есть пассажиры

0:00 — 18 июля 2002 eye 171

В положение о порядке применения оружия при охране государственной границы внесены изменения, позволяющие использовать военную силу против нарушителей воздушного пространства Украины

События 11 сентября 2001 года «подвигли» украинское правительство на внесение изменений в принятое в 1998 году Положение о порядке применения оружия, боевой техники и специальных средств во время охраны Государственной границы и исключительной (морской) экономической зоны Украины. Этот шаг был связан с отсутствием правовой базы для применения оружия при чрезвычайных обстоятельствах в мирное время силами и средствами, осуществляющими боевое дежурство по охране воздушного пространства Украины.

Если в нашем воздушном пространстве обнаруживается самолет-нарушитель, то в небо поднимается звено истребителей

Разъяснить основные положения принятого документа «ФАКТЫ» попросили пресс-секретаря главнокомандующего Войсками ПВО Украины Сергея Азыркина.

-- Данный документ регулирует действия и превентивные меры, которые вынуждены осуществлять боевые дежурные подразделения в отношении самолетов гражданской авиации, представляющих непосредственную опасность для важных административных, военных, промышленных и энергетических объектов, и позволяет использовать военную силу против нарушителей воздушного пространства Украины, а также лайнеров, захваченных террористами. В то же время применение оружия запрещено в отношении лиц, нарушивших госграницу, но не оказывающих вооруженного сопротивления, женщин с явными признаками беременности, лиц преклонного возраста…

-- Предположим, воздушную границу страны пересек захваченный террористами самолет, и на его борту оказалась в том числе и беременная женщина… Что в таком случае ожидает пассажиров?

-- Средства ПВО обнаруживают приближающийся объект еще километров за 200 до госграницы. И если он входит в наше воздушное пространство без разрешения на пролет, то, как обычно происходит в таких случаях, в небо поднимается звено истребителей. Они совершают облет самолета-нарушителя и проводят визуальное наблюдение. После этого предпринимаются меры принудительной посадки…

Могу заверить, в подобном случае нами будет сделано все, чтобы посадить самолет, но… Если пилот не будет выполнять указаний, а мы будем уверены, что целью террористов является определенный объект, тогда предупредительные выстрелы из бортового оружия произведут истребители. Если же и это не возымеет действия, то последует команда «открыть огонь на поражение».

-- Но вдруг в самолете находятся ни в чем неповинные пассажиры?

-- А вы вспомните 11 сентября: на борту самолета, врезавшегося в башню, было 7О человек. Погибли тысячи. Тут вопрос о пассажирах не стоит: либо 200 человек погибнут, либо несколько десятков тысяч людей…

Помимо войск ПВО, обнаружить в небе непрошенных гостей и уничтожить их могут и пограничники

-- В постановлении говорится, что, помимо войск ПВО, разрешение на применение оружия получают и погранвойска…

-- Безусловно, основной груз ответственности за воздушное пространство страны лежит на подразделениях ПВО. Но летательные аппараты бывают разных классов. Матиас Руст, например, летел на легкомоторном самолете «Сессна». Такие самолеты, если хотят избежать обнаружения средствами ПВО, двигаются, как правило, на очень малой высоте -- 20--30 метров. И их очень трудно обнаружить. Поэтому велика вероятность того, что пограничники быстрее засекут объект и, в принципе, могут его уничтожить. На такой высоте можно сбить легкий самолет даже из автомата.

Хочу отметить, что принятое постановление носит прежде всего предупреждающий характер, но при необходимости оно сработает. А в случае нарушения установленного порядка применения оружия, боевой техники, специальных средств военнослужащими войск ПВО и пограничниками, они понесут строгую юридическую ответственность.

После трагедии в США 11 сентября 2001 года в Украине в подобных ситуациях принято решение открывать огонь на поражение. Вопрос о жизни пассажиров самолетов обсуждению не подлежит: погибнет либо 200 человек в воздухе, либо несколько десятков тысяч людей на земле…