Происшествия

Отказать льготнику в бесплатном проезде водитель маршрутки не имеет права

0:00 — 24 июля 2002 eye 1059

Сейчас столичные власти подписывают с владельцами маршрутов договора, где этот вопрос будет урегулирован

«ФАКТЫ» уже сообщали о намерении столичных властей ввести новые правила перевозок пассажиров микроавтобусами. Некоторые положения документа, утвердить который предстояло в городском управлении юстиции, стали причиной очередного этапа «холодной войны» между главным управлением транспорта (заказчик услуг по перевозкам пассажиров, а также разработчик правил) и частными перевозчиками. Самый спорный вопрос: как быть с льготниками? Ведь водители маршруток без особого энтузиазма возят тех, кто пользуется правом бесплатного проезда.

До сих пор основной груз льготных перевозок падал на плечи коммунального транспорта

Новые правила предусматривали: теперь в частных микроавтобусах льготникам станут выделять 30 процентов мест. Однако, как следует из писем и звонков наших читателей, предупреждениями типа «водитель может за один рейс перевозить бесплатно только одного пассажира» все еще пестрят салоны микроавтобусов. Когда же начнут действовать новые правила?

-- Вопрос перевозок в частных маршрутках пассажиров, пользующихся льготами, уже давно требовал урегулирования, -- подчеркнул заместитель главы столичной администрации начальник главного управления транспорта Киева Иван Салий. -- Ведь бесплатный проезд в общественном транспорте определенной категории пассажиров предусмотрен действующим законодательством. До сих пор основной груз льготных перевозок падал на плечи коммунального транспорта. Частники, в лучшем случае, соглашались везти только одного льготника, а иногда вообще не пускали его в маршрутки.

Естественно, такие действия были явно незаконны. К тому же необходимо рационально распределить пассажиров-льготников между коммунальным транспортом и частниками. Мы предусмотрели, что в маршрутках «бесплатным» пассажирам отведут 30 процентов общего количества мест. Но в городском управлении юстиции, утверждая новые правила, внесли свои изменения: частные перевозчики должны перевозить всех льготников.

На окончательное решение вопроса понадобится еще некоторое время. Ведь может случиться так, что к маршруткам выстроятся очереди льготников и частникам придется возить их всех бесплатно. Поэтому надо найти наиболее приемлемый для всех вариант.

-- Пока что могу сказать однозначно: отказать льготнику в бесплатном проезде водитель маршрутки не имеет права, -- утверждает Иван Салий. -- Сейчас мы подписываем с владельцами маршрутов договора, где регламентируем этот вопрос. Думаю, процесс завершится до 1 сентября. И тогда, если пассажира не захотели везти бесплатно -- а такое право ему предоставляет закон, можно будет обратиться с жалобой в главное управление транспорта, и виновного накажут.

Водитель может остановиться по просьбе пассажира, но лишь там, где это не запрещено правилами

А тем временем частные перевозчики уже подсчитывают возможные убытки от такого решения. На компенсации из местного бюджета они практически не надеются и недоумевают: какая выгода работать на маршруте, если машину заполнят исключительно бесплатные пассажиры?

Однако это лишь одно из новшеств, которое предстоит пережить владельцам маршрутов. Теперь микроавтобусы должны ездить исключительно по установленному графику. Интервал движения машин должен быть указан на информационных щитах, установленных на конечных остановках. Следить за соблюдением графика обязаны диспетчера, подключатся к этому делу и специалисты управления транспорта.

Четкий график движения вводят, чтобы микроавтобусы не задерживались долго на конечных остановках, ожидая, пока пассажиры заполнят маршрутку «под завязку». Иногда на остановках из-за этого скапливается до десятка машин, к примеру на Лыбедской площади или возле станции метро «Святошин». Тогда микроавтобусы становятся причиной заторов, мешают другим участникам движения, а большие автобусы не могут подъехать к месту своей законной остановки, чтобы высадить пассажиров. И приходится нарушать правила дорожного движения, останавливаясь во втором ряду.

Кстати, многие водители маршруток также грешат подобным. Да и понятие «остановка по требованию» не означает, что высаживать пассажиров можно где угодно. Действительно, водитель может остановиться по просьбе пассажира, но лишь там, где это не запрещено правилами. А вот перегружать маршрутку нельзя в любом случае -- в микроавтобусе должно ехать лишь столько человек, сколько мест для сидения предусмотрено техническими данными автомобиля. Не исключено, что со временем на маршрутах Киева будут ездить микроавтобусы, в которых смогут сидеть не менее 20 пассажиров.

Уже сейчас предпочтение отдают тем кандидатам на перевозки, которые располагают комфортабельными и вместительными машинами. Вскоре на маршрутах исчезнут корейские микроавтобусы «KIA» (несколько «долгожителей» еще ездит), абсолютно не приспособленные для работы в качестве маршруток. Дальше очередь за «Газелями». Примечательно, что практически все эти машины, также не отличающиеся элементарными удобствами, принадлежат коммунальным автопаркам. В свое время их руководство рассчитывало, что сможет работать на «своих» маршрутах постоянно, не участвуя в тендерах, автоматически продлевая разрешения, поэтому обновлением микроавтобусов практически не занимались. Теперь же бороться за маршрут им придется наравне с другими перевозчиками, а значит необходимо приобретать новые машины.

На конечных остановках, особенно в центре города и возле крупных пересадочных узлов, смогут одновременно стоять лишь один-два микроавтобуса определенного маршрута. На машинах обязательно должны появиться логотипы фирмы-перевозчика, в салоне -- номера телефонов как владельцев маршрута, так и контролирующих фирм.

P. S. Сейчас многие киевляне, ездящие на дачные и садовые участки пригородными автобусами, жалуются, что водители часто отказываются возить льготников. Есть маршруты, где в течение дня подается два-три автобуса (как правило, утром и вечером), где льготники могут проехать, не оплачивая проезд, а в остальных необходимо платить. Иван Салий называет это «самоуправством руководителей автотранспортных предприятий, которые так поступать не имеют права».

Обо всех случаях подобных самоуправств на маршрутах, которые обслуживают столичные АТП, пассажиры могут сообщить в главное управление транспорта по телефону 228-22-41.