Происшествия

После удара током в 10 тысяч (! ) вольт 28-летний электромонтер василий терновик лишился части черепа. Но остался жив

0:00 — 26 июля 2002 eye 6287

Специалисты утверждают, что в подобных случаях люди обычно превращаются в пепел

Электромонтеров 28-летнего Василия Терновика и 33-летнего Александра Марченко поразило разрядом в 10 тысяч вольт, когда они ремонтировали поврежденную шквальным ветром, пронесшимся по Волынской области, линию электропередач на Гороховском литейно-механическом заводе. Бедняги горели в том аду около семи (!) минут. С них в мгновение ока слезла кожа и обуглились кости. Почерневших, их невозможно было отличить друг от друга. К сожалению, Александр скончался, не приходя в сознание. Василию лишь чудом удалось вырваться из лап смерти. Он не только выжил, хотя такой разряд, по мнению специалистов, способен превратить человека в пепел, но и начал ходить. Даже на Троицу провел пару дней дома -- вместе с дочуркой Софийкой, которой чуть больше года, и женой Ниной…

«Узнать Васю было невозможно: вместо него на белой простыни чернел кусок обгорелого мяса»

-- Несчастье случилось в пятницу 12 апреля, -- вспоминает мама Василия Терновика Галина Владимировна. -- Мне позвонили со «скорой» и сказали, что Вася обжегся. Я даже представить себе не могла, насколько это ужасно… Встретивший меня возле районной больницы старший сын Игорь сказал, чтобы я в реанимацию не заходила, потому что там не на что смотреть. Через два часа я все-таки вошла в палату и от увиденного упала в обморок. Вася и Саша лежали на соседних кроватях, причем сыну досталась та же койка, на которую несколько лет назад после тяжелой операции определили моего отца… Узнать ребят было невозможно: вместо них на белых простынях чернели куски обгорелого мяса -- из-за этого в палате стоял невыносимый запах.

В Гороховскую центральную районную больницу скорая помощь доставила потерпевших в состоянии клинической смерти. Благодаря грамотно и быстро проведенному медиками комплексу реанимационных мероприятий произошло невозможное: уже на следующий день Василий пришел в себя. Поскольку он некоторое время был нетранспортабельным, необходимое лечение проводилось на месте…

-- По лицам врачей читалось, что Вася обречен, -- рассказывает Галина Владимировна. -- Его голова распухла, с лоскутов обугленной кожи стекала тягучая жидкость (вспоминая об этом, бедная мама не выдержала и заплакала. -- Авт. ). Подумать только, их ударило током силой в 10 тысяч вольт! Врачи мне говорили, что после таких поражений не живут… На улице я, прислонившись к столбу, со слезами на глазах молила Бога: «Ты мою маму забрал -- оставь хотя бы сына!». Я же его с таким трудом вырвала из Югославии, где он принимал участие в боевых действиях… Васенька у меня очень хороший, шустрый парень. И тут -- такое горе… Кто виноват в случившемся, я не знаю, да и, честно говоря, не хочу знать.

«Ребята горели около семи минут!»

-- Что вам известно об обстоятельствах чрезвычайного происшествия?

-- В тот день ребят вызвали на литейно-механический завод, чтобы устранить какую-то неисправность в электрооборудовании. Там было три трансформатора. Если я правильно поняла, из-за сильного ветра произошла «захлестка» проводов, и в какой-то момент по ним пошел ток высокого напряжения (спецкомиссия пришла к заключению, что порывом ветра неожиданно сорвало провод с соседней линии электропередач с напряжением 10 тысяч вольт и бросило его на обесточенную, на которой как раз работали электрики. -- Авт. )… Вася с Сашей горели около семи минут! Говорят, картина была ужасная. В больнице, куда «скорая» доставила то, что осталось от ребят, стоял дикий рев -- мужчины кричали от невыносимой боли. Ради их спасения медики сделали все возможное и невозможное. Мне потом объяснили, что от высокого напряжения у них резко сократились мышцы, что привело к образованию так называемых «лампасов» и, как следствие, к нарушению кровообращения. Чтобы возобновить ток крови, хирурги под руководством консультанта из Луцка Олега Мазепы понадрезали эти лампасы. Районных врачей каждые четыре часа консультировала заведующая Волынским ожоговым центром, заслуженный врач Украины Лидия Петровна Шепель — для этого наш домашний номер телефона на время «передали» больнице.

… У второго пострадавшего, Александра Марченко, полностью сгорело бедро и часть черепа, фактически сварились почки. К сожалению, усилия медиков по его спасению оказались тщетными. А пришедшего в сознание Василия в понедельник, 15 апреля, утром на карете скорой помощи отвезли в Луцк. Разговаривая с матерью пострадавшего после его осмотра, Лидия Шепель была предельно откровенна: «Мы сделаем все возможное, но я не Бог». К вечеру у Василия развилось тяжелейшее осложнение -- отек мозга. Сказать, что шла борьба за его жизнь -- значит ничего не сказать…

-- Я была поражена, когда обычно сдержанная Лидия Шепель, буквально из ничего сделавшая Васе колено, плакала у окна, наблюдая за его первыми шагами, -- вспоминает Галина Владимировна. -- Сейчас мы все не нарадуемся, глядя на то, как сын поправляется.

По словам моей собеседницы, пятница -- несчастливый для ее семьи день. Именно в пятницу, 22 марта, умерла ее мама, а ровно через три недели случилась беда с Васей… Кстати, 20 лет назад от ожогов, правда, химических и не таких сильных, пострадал и муж Галины Владимировны: ему на ногу пролилась соляная кислота из неожиданно лопнувшего бутыля. К счастью, все обошлось более-менее благополучно. А пересадку кожи отцу Васи делала тогда именно Лидия Петровна Шепель, да так искусно, что не осталось и следа.

-- В тот день шквал пообрывал много проводов на столбах, -- бодрым голосом рассказывает Василий Терновик. -- Мы с напарником, как обычно, обслуживали аварийный участок. В конце дня получили по радиостанции вызов на Гороховский литейный завод, где тоже произошел обрыв. Приехав на место, осмотрели «фронт работ». А дальше… ничего не помню. Очнулся я уже в Луцке, в ожоговом центре. Может, оно и к лучшему, что ничего не помню.

-- Как вы себя чувствуете?

-- Нормально, только температура немного беспокоит…

У Василия от лобной кости до затылка был совершенно голый череп, а сейчас нет и намека на лысину

-- Василий перенес более десяти сложнейших операций, -- говорит Лидия Петровна Шепель. -- Покалечен он был страшно! Мы удалили с его головы омертвевшую кость размером 18 на 14 см. К счастью, сквозного, до твердой мозговой оболочки, омертвения костной ткани у него не наблюдалось. Но местами осталась тоненькая, не более четырех миллиметров, костная пленочка -- во время операций я ощущала, как она прогибается. Для сравнения: у здорового человека толщина костного покрытия черепной коробки составляет от сантиметра до почти двух сантиметров в зависимости от расположения. Кроме того, у Василия в результате мощного электрического поражения были открыты и вывернуты коленные суставы, что чревато верной смертью либо, в лучшем случае, ампутацией обоих конечностей. Он мог в любую минуту погибнуть от сепсиса (заражения крови). Слава Богу, ничего этого не произошло. У парня оказался невероятно крепкий организм.

Черепом молодого человека занимается молодой талантливый специалист, пластический хирург Татьяна Зубанова. У Василия был совершенно голый череп от лобной части до затылка, а сейчас даже намека на лысину нет. Наращивая его же кожу с помощью специальных устройств с боковых частей головы на центральную, хирурги за полтора месяца перекрыли весь пораженный участок.

-- Сегодня Василий проходил компьютерную томографию, которая покажет, не собирается ли под пораженными участками гной, -- продолжает Лидия Петровна. -- Результат будет известен чуть позже, однако в любом случае это несмертельно, поскольку поддается лечению… Сделано уже немало, но до полного выздоровления пациента нам еще предстоит пройти долгий и трудный путь. Совместными усилиями мы уже преодолели примерно две трети, то есть самое страшное уже позади. Но треть все же осталась. Василий уже самостоятельно ходит, но «гоп» мы все вместе скажем, только отправив его в санаторий (улыбается. -- Авт. ).

-- Как вы думаете, что помогло Василию выжить в безнадежной ситуации?

-- Очевидно, разряд пошел не сквозь тело, а по его поверхности, по касательной. В противном случае, были бы поражены сердце, легкие, другие внутренние органы. Кроме того, значительную часть удара принял на себя его напарник… Подобный случай -- тоже настоящее чудо! -- имел место в моей практике несколько лет назад. Мощный электрический разряд поразил левую часть тела 19-летнего парнишки. В результате его сердце было словно после обширнейшего, тотального инфаркта, безусловно смертельного. Но парень выжил! Помню, после резекции (иссечения. -- Авт. ) его обуглившихся ребер мы некоторое время наблюдали необычную картину: пульсировавшее под мягкими тканями сердце просматривалось как на ладони. Потом это место удачно зарубцевалось…

-- Какова первая помощь при ударе током высокого напряжения?

-- Прежде всего, потерпевшего нужно срочно отправить в любую ближайшую больницу. Очень часто при общей электротравме останавливается сердце -- в этом случае необходим его закрытый массаж и искусственное дыхание. Ни холодная водичка, ни нашатырь здесь не помогут…

Галина Владимировна Терновик искренне благодарит за все, что они сделали для ее сына, работников Гороховской центральной райбольницы, заведующую Волынским ожоговым центром Лидию Шепель и врача центра Олега Мазепу. Мать очень благодарна за помощь и сочувствие главе райгосадминистрации Галине Якимчук, депутатам местных советов, работникам Гороховского филиала «Волыньоблэнерго», районных и областных ЗАГСов, управлений юстиции, нотариатов, милиции, суда, прокуратуры, аптеки ь16, автостанции и начальнику автопарка Геннадию Шелесту. Она от души благодарит также священников всех конфессий (за здоровье Василия отслужили молебны во всех (!) храмах Горохова и района), а также жителей села Скриговое, соседей, 60 доноров, знакомых и незнакомых людей -- всех, кто принимал участие в спасении ее сына.

Фото Николая КОМАРОВСКОГО, специально для «ФАКТОВ»