Происшествия

Подхваченная гигантским смерчем 52-летняя алие алышева, жительница села выпасное джанкойского района, за пару минут пролетела 150 метров и оказалась на другой улице

0:00 — 26 июля 2002 eye 769

От разрушительной стихии, «прошедшейся» по степному Крыму в виде гудящего исполинского столба, скорость ветра внутри которого, по расчетам синоптиков, достигала 800 километров в час, больше всего досталось селам Выпасное и Любаново

Вслед за несчастной женщиной, попавшей 22 июля около 5 часов вечера «в лапы» грозового урагана и получившей при «приземлении» на чужом огороде почти смертельные травмы (сейчас за ее жизнь борются реаниматологи и травматологи Джанкойской районной больницы), воздушный вихрь мгновенно поднял в небеса кур, гусей, индюков и прочую живность. За селом птицы попадали на землю уже без единого перышка. В числе унесенных ветром со скоростью пассажирского «Боинга-777» оказались и дворняги, «взлетавшие» вместе со своими будками, а также несколько телят, которых ищут по сей день. У нескольких жителей села «без вести пропали» дворовые деревянные туалеты, а также крыши, двери и окна домов. О том, как это происходило, жители пострадавших от смерча сел подробно рассказывали корреспонденту «ФАКТОВ».

«Грохот стоял такой, будто низко над селом неслись реактивные самолеты»

-- Сначала небо на западе стало багрово-красным, потом потемнело, и на село двинулся гудящий столб высотой в 200--300 метров, -- наперебой рассказывали о перипетиях ураганного погрома женщины из Выпасного, плотной гурьбой обступившие заезжего корреспондента. -- А когда смерч бушевал на сельских улицах, стало совсем темно, как ночью, хотя солнце стояло еще высоко -- ведь было всего 5 часов. Это так страшно! Все кричали, особенно маленькие дети. Мы не знали куда бежать. Грохот стоял такой, будто низко над селом летят реактивные самолеты, а на земле буксуют КамАЗы. Это напоминало конец света или атомную войну: вот только что были дома, сады -- и в одно мгновение нет ничего, лишь развалины и пустые подворья. Собачьи будки с привязанными на цепях Тузиками и Шариками унесло аж за околицу. Правда, собачки потом, скуля и повизгивая, возвратились домой. А от будок одни щепки остались…

Мужчины оказались не столь словоохотливы, но один из них все-таки рассказал историю своего спасения: «Жена быстро сообразила, что надо прятаться в погреб. Я — за ней, а тут уже началось это светопреставление. Лезу вниз головой, а меня ураганом тянет наверх. Спасла деревянная лестница да руки жены -- я за них еще ни разу в жизни так крепко не держался! -- а то унесло бы вместе с собаками в сторону кладбища… Когда все стихло, выбрались мы из домашнего убежища. Во дворе — пусто, зато тещину веранду (а мать жены живет от нас через четыре дома) к нам принесло. Тут тебе и горе, тут тебе и радость. Шучу, конечно!»

-- Наутро 23 июля живописное Выпасное представляло собой жуткую картину, напоминающую последствия авиационной бомбежки, -- говорит заместитель главы Джанкойской районной госадминистрации Александр Сидоренко. -- Из 150 домов в той или иной мере пострадал 81, причем тринадцать сельских подворий вообще не подлежат восстановлению. Дома, сараи и другие хозяйственные постройки рушились на глазах у людей -- то, что наживалось и создавалось десятилетиями, было утрачено за каких-то 3--5 минут. Чтобы спастись от стихии, многие опускались с детьми в подвалы. В небе летали листы шифера и целые крыши, многометровые балки и вырванные с корнями деревья… Пострадавших жителей Выпасного мы уже начали переселять в другое село, где недавно были построены 18 квартир. Кстати, в соседнем Любаново ураганом начисто снесло купол местной церкви, это село тоже осталось без электроснабжения и связи. Подобного буйства стихии в Крыму не припомнят даже 80-летние старики…

«Я изо всех сил давила на педали велосипеда, «убегая» от смерча»

Меньше чем за пять минут смерч не только разрушил дома и хозяйственные постройки, но и нанес серьезные увечья людям, оказавшимся в его эпицентре: семь жителей Выпасного были доставлены в больницу с переломами позвоночника и другими тяжелыми травмами, в том числе и Алие Алышева, до сих пор находящаяся в реанимационном отделении Джанкойской райбольницы. Затраты на лечение в сумме 1800 гривен уже оплатила райгосадминистрация.

О произошедшем с Алие Алышевой рассказал председатель сельсовета Дмитрий Таласов:

-- Алие в то предвечернее время, как и все селяне, управлялась по хозяйству во дворе. Вдруг, в несколько секунд ураган поднял крышу ее дома и бросил посреди двора. Не успела женщина опомниться, как смерч подхватил ее и понес на край улицы. Через метров 150 Алие упала на чужой огород. Причем с большой высоты. Нетрудно представить, что пережила эта женщина, пока летела над селом в «воронке» из земли, соломы, кусков шифера, веток и целых деревьев! «Полет наяву» закончился для нее черепно-мозговой травмой и переломом позвоночника. Мало того, у нее оторвало ребра от позвоночника. В больницу Алие доставили без сознания. Двое суток была подключена к аппарату искусственного дыхания. Теперь уже пришла в себя, но… Как она дальше будет жить с такими травмами? Ведь еще нестарая, 52 года. Нине Иванчуковой тоже пришлось полетать, но только до края своего огорода, метров 20…

На всю жизнь, похоже, останется инвалидом и Евгений Ковалев: здание, в котором он находился, в одно мгновение развалилось, как карточный домик. Придавленного Женю вытянули живым, но с переломами позвоночника, тазобедренных суставов и бедра…

-- Разрастающуюся черную полосу с запада мы с соседями сначала приняли за приближающийся дождь и порадовались: ну, наконец-то польет нам картошку! -- вспоминает фельдшер Ирина Горнушкина. -- А потом началось! Как в фильме «Ураган Торнадо». Детей я затолкала в дом и велела им ухватиться за дверной проем, а мама сначала отказалась прятаться, осталась в летней кухне готовить ужин. Но я все же силой, буквально в последнюю минуту, затянула ее в дом. Когда все кончилось, мы увидели, что от нашей летней кухни и следа не осталось.

Бригадир-полевод Анна Бабушкова во время урагана оказалась в открытом поле.

-- Когда крутящийся черный столб был от меня уже примерно в 300 метрах, я развернула велосипед и рванула… Где только силы взялись? Наверное, все олимпийские рекорды по скорости перекрыла, -- рассказывает Анна. -- И успела-таки укрыться на насосной станции. А после урагана приехала в село -- моего дома нет! Как в кино о войне: треснувшие стены и балки ребрами светят… Крыша и все, что было на подворье, улетели в неизвестном направлении. Из дома тоже все вынесло — и мебель, и телевизор… Да что там мебель! Через три улицы перелетел вырванный с корнями 35-летний орех -- вон он лежит в чужом дворе, на корнях — бетонные блоки, которыми был замощен двор.

«Как только смерч долетел до сельского кладбища, он вдруг стих, словно растворился»

-- Я кричу своим внукам: «В хату i на вулицю не йдiть! Держiться за одвiрки!». Тем и спаслись. А большие деревья, абрикос и орех, росшие на улице, вырвало и унесло на другой конец села. А не дай Бог, внучата оказались бы во дворе — страшно и подумать! -- вздыхает Надежда Ускова.

Школьницы Оксана Сачек и Оля Громыкина увидели смерч из окна дома. «Он двигался к селу и менялся на глазах — желтый, красный, черный, -- вспоминают девочки. -- Потом -- страшный гул! Начали сыпаться стекла из окон, штукатурка со стен и потолка. Мы упали на пол и переждали. Нам просто повезло, что потолок не обвалился».

-- А я попыталась спрятаться в летней кухне. Держу двери, а тут на меня падает стена. Разбила ноги, лицо, -- жалуется пенсионерка Зинаида Ивановна Мацеборук. -- Мне 82 года, я пережила войну, а такой страсти еще не видела. Только на третий день откопала теленка, приваленного в разрушенном сарае…

-- Смерч прошел через село наискосок и, что самое поразительное, стих, будто растворился, как только дошел до сельского кладбища, -- удивляется Вера Басова. -- Хотя перед этим сорвал крышу со стоявшей в усадьбе соседа половины вагона: массивная железяка, весом примерно с тонну, полетала, покружилась над селом и упала, никого, слава Богу, не зацепив… Это сейчас мы спокойно рассказываем, а тогда было так жутко! Я в тот день оставалась с внучками — восьмилетней Катей и пятилетней Олей. Дети вцепились в мои руки, а потом мы встали на колени и сквозь слезы молились Богу, прося спасения. Потом всю ночь не могли уснуть от пережитого. Да и все село -- тоже. Разве можно было уснуть в ту ночь?! Дежурила скорая помощь, приехали солдаты из МЧС, все районное начальство, милиция охраняла…

«Только мы выбежали из дома, как через крышу в него провалилось огромное дерево с корнями»

Манарович Андрей с приятелем ехал на рыбалку, смерч застал их на Северо-Крымском канале. «Услыхали свист и вой, спрятались под мост, -- говорит Андрей. -- Вода из канала (а там глубина пять метров!) начала подниматься в небо, и мы увидели бетонные плиты дна. Воду из канала смерч понес на Выпасное».

-- Моя мама-инвалид, жена, малолетние дочки Настя и Женя находились в доме. Я каким-то шестым чувством почувствовал, что сейчас будет страшное, и приказал всем своим выйти в веранду, -- вспоминает Алексей Москаленко. -- Только мы выбежали, и тут же крышу дома и потолок проломило прилетевшее огромное дерево. Оно опустилось корнями посреди комнаты, в которой еще минуту назад находилась семья. Видимо, в рубашках все родились…

Сильно пострадали и приусадебные хозяйства — основной источник достатка на селе. Оставшихся в живых коров и свиней откапывали из под развалин сараев. Правда, основное стадо удалось спасти: животные в это время находились за селом на пастбище… Хотя привязанного за селом бычка, по словам одного из жителей Выпасного, ураган перенес на три километра! Хозяин и не надеялся, что животное останется живым.

«Дирижирует» восстановлением пострадавших сел вице-премьер крымского правительства Владимир Шкаберин

Жители Выпасного не остались наедине со своим горем. Сегодня село напоминает растревоженный муравейник: снуют машины, работают трактора и бульдозеры. За два дня восстановлена подача воды и электроснабжение. Сельские строители от зари до зари ремонтируют дома, подлежащие восстановлению. Словом, жизнь в крымской степной глубинке налаживается. Наш приезд совпал с приходом колонны большегрузных автомобилей с долгожданным шифером. Прямо на улице люди заполняют документы на получение нового жилья и субсидий из резервного фонда Совета министров АРК. А дирижирует всем эти сложным «оркестром» вице-премьер правительства Крыма Владимир Шкаберин. Он лично посещает семьи, лишившиеся крова, оперативно на месте решает все житейские проблемы, вплоть до купли домов, обеспечения сжиженным газом и бесплатными стройматериалами, которые, кстати, безвозмездно выделил для попавших в беду крымчан губернатор Донецкой области Виктор Янукович. Из всех сел Джанкойского района в пострадавшие села ежедневно люди везут, что у кого есть — гвозди, стекло, строительный лес…

Оценку «отлично» поставили сельчане 75 бойцам бригады Главного управления МСЧ Украины во главе с генерал-майором Александром Александровым, которые оперативно, буквально по следам смерча, прибыли на место бедствия и приступили к восстановительным работам. В пострадавших селах были разбиты палатки для людей, оставшихся без крыши над головой, работала специальная техника для разбора завалов, восстановления разрушенных зданий и линий электропередач. А тем временем над Крымом стоит циклон, уже третьи сутки не прекращаются дожди с порывами ветра, гремят грозы… Крымчане, естественно, опасаются, что может возникнуть новый смерч. Однако специалисты Крымского гидрометцентра заверяют, что подобные смерчи -- явление чрезвычайно редкое, хотя и непредсказуемое. Впрочем, в прошлом году они появлялись на полуострове, но они были настолько маломощны, что никакого вреда не принесли.