Генпрокурор пообещал, что расследование причин трагедии на аэродроме «Скнилов» будет проводится «непредвзято и объективно»
Вернувшись в понедельник с места катастрофы Су-27, произошедшей на львовском аэродроме, Генпрокурор Святослав Пискун сразу же провел пресс-конференцию. Он убежден, что к трагедии привела преступная халатность военных. Четверо чиновников руководящего состава Военно-воздушных сил были задержаны прокуратурой с тем, «чтобы никто не мог препятствовать в исполнении следственных действий по уголовному делу», а также для того, чтобы расследование велось «непредвзято и объективно».
-- Уже сейчас можно достоверно говорить о том, что одной из причин трагедии стала небрежность военных, -- подчеркнул Святослав Пискун. -- Есть также признаки правонарушений в действиях самих пилотов, неправильно использовавших летательный аппарат в данных условиях. Сейчас они находятся в Виннице в военном госпитале. Когда поправятся, следователь решит, какую меру пресечения для них избрать.
Сославшись на тайну следствия, Генпрокурор не сказал журналистам, что стало известно во время допроса летчиков, а лишь отметил: «Я не сомневаюсь в том, что они говорят правду». При этом руководитель Генпрокуратуры подтвердил просочившуюся из материалов дела информацию о том, что перед роковым вылетом по неизвестным причинам самолет, на котором должны были лететь пилоты, был заменен другой машиной того же класса. Данное решение принималось руководителем полета.
Относительно других возможных виновников случившегося Святослав Пискун заметил, что пока у Генпрокуратуры новых «планов на аресты нет». Однако, по словам главы надзорно-правового ведомства, соответствующие решения будут зависеть от того, что будет установлено в процессе следствия. Сейчас тщательно изучаются действия всех должностных лиц, в том числе и правоохранителей, участвовавших в проведении этого мероприятия. Не называя конкретных фамилий, Генпрокурор сказал: «Мы знаем, кто был организатором, каково состояние техники, знаем всех причастных. Все они допрашиваются, и виновные будут привлечены к уголовной ответственности».
По крайней мере уже то, что зрители оказались на летном поле непосредственно под летающими самолетами, явно свидетельствует о грубейшем нарушении правил безопасности полетов. При этом Святослав Пискун подчеркнул, что летчики четко выполняли утвержденный план полетов, который, как оказалось, был неверным.
На высказанное журналистами предположение о возможном попадании птиц в двигатели самолета Генпрокурор ответил: он сомневается, что пернатые виновны в том, что самолет летел на довольно низкой высоте -- 200 метров. Что касается версии об отказе техники, то результаты экспертизы будут готовы через неделю и тогда уже можно будет делать какие-то выводы. В целом же, по мнению Святослава Пискуна, следствие по делу львовской трагедии должно завершиться через полтора-два месяца. «Я чувствую поддержку Президента и руководства государства, -- подчеркнул Генпрокурор. -- Все делается для того, чтобы была установлена истина по этому делу. Государство сделает серьезные выводы, и эта страшная трагедия будет уроком для всего мира».
Кстати, в понедельник суд Западного военного гарнизона принял решение об аресте четверых задержанных прокуратурой военных чиновников. Это сообщение распространило российское бюро радио «Свобода». А между тем, украинским журналистам дежурный военной прокуратуры Западного оперативного командования сказал, что «дано строжайшее указание информацию (о принятом судом решении по поводу меры пресечения к задержанным. -- Авт. ) не разглашать». Более того, даже в Генпрокуратуру сведения по этому факту не поступали. Неужели решение об аресте является тайной следствия даже для самих следователей?
Журналисты поинтересовались также у Генпрокурора, есть ли новости в деле об убийстве Игоря Александрова. Святослав Пискун ответил, что следствием установлен заказчик убийства журналиста. Более того, он объявлен в розыск.
Несмотря на то, что генеральный не назвал имя подозреваемого, можно предположить, кто это. По «старой» версии, заказчиком убийства считался некий Благов, якобы предложивший подозреваемому Вередюку в качестве оплаты «за работу» автомобиль «Жигули» и две тысячи гривен. Сам Вередюк за пять дней до слушания кассационной жалобы Донецкой прокуратуры в Верховном суде умер -- по официальным данным, «от сердечной недостаточности, осложнившейся инфарктом миокарда».
Что касается расследования обстоятельств убийства Гонгадзе, то Святослав Пискун сообщил, что к материалам этого дела будут приобщены результаты «американской экспертизы» записей Николая Мельниченко, кроме того, им будет дана «правовая, а не политическая оценка». В то же время, по словам Генпрокурора, доказательства и показания, собранные за границей членами временных следственных комиссий парламента, не могут быть использованы в ходе следствия в Украине, поскольку этим уполномочены заниматься работники прокуратуры на основании договора между Украиной и США о взаимной правовой помощи в уголовных делах.
Отвечая на вопрос журналистов, будет ли Генпрокурор вносить в Верховную Раду представление о даче согласия парламента на привлечение к уголовной ответственности Юлии Тимошенко, С. Пискун отшутился: «После моего назначения можно ожидать всего».