Жмеринским пожарным удалось достать из узкого колодца мальчика и спустившуюся за ним маму живыми и невредимыми
«Впала киця у криницю, а за нею -- Дiма, а потiм i мама», -- весело щебечет трехлетний Димка, вспоминая случившееся с ним несколько дней назад «приключение», о котором «ФАКТЫ» сообщали 26 июля. Малыш не понимает, какая опасность ему угрожала, а о том, что сильно испугался, оказавшись в глубоком темном колодце, уже, похоже, забыл. Димка рассказывает, что играл в соседском дворе с котенком, а когда тот неожиданно запрыгнул на краешек сруба колодца, едва прикрытого ветхой крышкой, бросился снимать своего пушистого «друга». Но котенок вдруг провалился в отверстие между крышкой и «стенкой» колодца. Тогда мальчик нагнулся и бесстрашно бросился за своим любимцем. Старшая сестра Димы десятилетняя Юля, которую мама попросила присмотреть за братишкой, находилась в это время неподалеку, но она не заметила, как малыш «нырнул» в колодец. А когда раздались отчаянные крики зовущего на помощь брата, кинулась его искать. Сообразив, что крики доносятся из колодца, девочка очень испугалась и быстро побежала за мамой
-- Димка у нас такое шило -- никаких сил нет присматривать за ним! -- тяжело вздохнув, по-взрослому сетует Юля. -- Как-то он уже засматривался в один колодец, и мы тогда объяснили ему, что этого делать нельзя: мол, закружится голова, и упадешь туда, переломаешь ручки-ножки, а то и вовсе погибнешь
Он пообещал не заглядывать больше в колодцы. Зато каждый день ищет какие-то новые приключения Однажды так раздразнил дворняжку, что она его искусала. А то в шкаф спрячется, и все его долго ищут. Когда приезжаем к бабушке в село, он, бывает, на огромный стог сена взбирается. А недавно, представляете, с разбегу ударился лбом о металлический забор! В тот день, когда он упал в колодец, мы с ним гуляли в соседском дворе, где живет моя подружка Аленка. Димка сказал, что хочет домой, к маме. Я его отпустила -- ведь наш дом рядом. А он, вместо того чтобы идти домой, побежал за котенком.
-- Когда перепуганная Юля сказала, что наш малыш упал в колодец, я поначалу не поверила, -- говорит Димкина мама Лариса Панчак. -- А прибежав к колодцу и заглянув в него, увидела только темное зеркало воды. Снизу доносился жалобный плач сына: «Мамочка, я боюсь!» -- но самого Димки в глубине колодца не было видно. Я поняла: мне сейчас же, срочно надо туда, к сыну. Но как к нему добраться? Позвала на помощь соседей -- Петра и Люду Скрипаловских и Инну Деркач. К этому моменту малыш уже перестал откликаться на мой зов. Жутко стало: а вдруг он захлебнулся?! Я попросила, чтобы меня поскорей спустили в колодец. Страх за сына лишь придавал смелости -- я знала, что не дам Димке погибнуть! Ухватилась обеими руками за трос, ногами уперлась в ведро, и соседи начали осторожно опускать меня. Колодец оказался очень узким, поэтому мне пришлось еще и руками отталкиваться. Спуск показался бесконечно долгим. В кромешной темноте, погрузившись в воду, я, к своей великой радости, тут же нащупала еле слышно всхлипывавшего Димку.
Лариса тотчас же схватила сынишку на руки. Именно в этот момент она поняла, что малыш не утонул только потому, что повис на собственной футболке, которая зацепилась за кусок торчащей из воды трубы. Позже хозяин колодца Владимир Савченко рассказал, что, когда делали крышу колодца, в него упал кусок железной стойки. Тянуть воду этот кусок железа не мешал, поэтому его отсюда и не доставали.
-- Эта самая стойка и удерживала на воде Димочку, который, естественно, совсем не умеет плавать, -- продолжает свой рассказ Лариса. -- К счастью, я тоже нащупала одной ногой в воде какой-то металлический крюк и уперлась в него, а другой ногой и спиной вжалась в стенки колодца. Сынишку в это время начало сильно знобить, он беспокойно ерзал у меня на руках, буквально вырывался и кричал, что «водичка кака». Видимо, очень испугался. Я пыталась успокоить его, но безрезультатно
Тревожная весть о том, что маленький Димка упал в колодец, не могла оставить равнодушными жителей улицы Кармелюка в Жмеринке, где произошло это несчастье. Тем более что проживают здесь в основном молодые семьи, у многих есть маленькие дети. Соседи Панчаков, встревоженные случившимся, бежали к колодцу с длинными ремнями, веревками и другими подручными средствами. Они кричали Ларисе в колодец, чтобы она держалась, что уже вызвали пожарных, и спасатели вот-вот приедут. Советовали ей посадить мальчика в ведро и привязать его покрепче брошенной в колодец веревкой. Обещали вытянуть ребенка без проблем.
Поймав одну из веревок, Лариса попробовала завязать узел, но не смогла -- ее руки совсем ослабли. Еле держась на крюке по колено в ледяной воде, задыхаясь (в глубоком колодце не хватало воздуха), она изо всех сил старалась не уронить сынишку. И еще женщина поняла, что ни за что не отпустит дрожащего, пережившего ужасный стресс Димку наверх одного, ведь в таком состоянии он мог выпасть из ведра. Ей ничего больше не оставалось, кроме как ждать помощи сверху. Чтобы хоть немного согреть сына, Лариса крикнула соседям, чтобы ей опустили свитер -- в него она и закутала продрогшего и перепуганного мальчика.
А в это время пожарная автомашина, за рулем которой был командир отделения водителей Жмеринской самостоятельной государственной пожарной части N 8 УМВД Украины в Винницкой области старшина внутренней службы Роман Скорик, мчалась к месту происшествия. Роман -- опытный водитель, да и дорогу на Корчовку (так местные жители называют микрорайон, где живут и Панчаки, и он сам) знает как свои пять пальцев.
-- Мы еще издали узнали двор, где случилось несчастье -- там было очень много людей, -- вспоминает Роман Скорик. -- Увидев нас, они выбежали навстречу, размахивая руками. Кричали: «Быстрей, быстрей!». Пока я ставил машину и подкладывал каблук под колесо, чтобы она не скатилась (местность здесь «горбистая»), начальник нашего второго караула старший лейтенант Валентин Войцех скомандовал спускать его в колодец. Он быстро достал специальную веревку, связал двойную спасательную петлю, набросил себе на ноги и шею и зафиксировал ее карабином на пожарном поясе. На эту подготовку ушло не более двадцати секунд, как и требуется по нашим нормативам. Мы промотали веревку вокруг барабана колодца, чтобы плавно спускать командира и, в случае чего, притормозить его. А удерживали ее вместе с сержантом внутренней службы Сергеем Колесником и старшим лейтенантом Владимиром Кручком. Кстати, у Сергея это был не первый такой случай: в марте прошлого года ему пришлось в селе Леляки доставать из колодца 83-летнего Петра Каминского, у которого закружилась голова, и он упал прямо в воду
-- В тот день мы только приняли смену, шло занятие по пожарной строевой подготовке, когда дежурному позвонила взволнованная женщина и сообщила, что маленький ребенок упал в колодец, -- продолжает рассказ коллеги Валентин Войцех. -- Мы тут же выехали на вызов (как я потом узнал, некоторые люди даже удивлялись, что мы так быстро примчались) И хотя Сергей Колесник уже имел опыт спасения человека из колодца, я, оценив ситуацию, как командир караула принял решение, что справлюсь сам. К тому же считаю, что негоже командиру посылать на столь рискованное задание подчиненного. А решающее значение в этой ситуации сыграла моя комплекция: из всех, кто выехал на место происшествия, я оказался самым худощавым. Спускаясь в кромешную темноту колодца, слышал всхлипы ребенка и мольбу женщины: «Скорей, скорей, я уже не могу держаться!». Я крикнул, чтобы она дала знать, как только ощутит, что мои ботинки коснулись ее. И когда наконец узнал, что добрался до них, сразу же попросил Ларису как можно выше поднять ребенка, поскольку не мог до него дотянуться руками -- колодец слишком узкий. Сначала осторожно взял малыша ногами за головку, подтянул чуть выше и только тогда смог перехватить его руками. Прижал к себе и держал строго вертикально, ведь не знал, насколько ребенок пострадал при падении, есть ли у него переломы, ушибы. Малыш уже не плакал -- наверное, почувствовал, что в надежных руках. Он лишь уткнулся носиком мне в грудь и тихо посапывал, совсем как мой сыночек, родившийся месяц назад! Я скомандовал державшим меня на веревке товарищам: «Наверх!» -- и они тут же потянули нас вместе с Димкой. Честно говоря, во время «путешествия» в колодец даже не ощутил резкого перепада температуры, хотя день был очень жаркий, На улице около сорока градусов тепла, а в колодце -- как на леднике.
Не заметил Валентин и то, что изрядно протер плечи: краска с камуфляжной рубахи после стирки полностью «осыпалась». Впрочем, за десять лет работы пожарным ему всякое пришлось повидать, и действия в подобных ситуациях отработаны уже до автоматизма. Мысли Валентина Войцеха, как и помогавших ему товарищей, были сосредоточены только на том, что они обязательно должны спасти мальчика и его отважную маму!
Дрожащего малыша из рук командира принял другой пожарный. Димку сразу же растерли, согрели, дали успокоительное. Обследовавшие его врачи скорой помощи констатировали, что никаких переломов у мальчика нет -- лишь небольшой синяк на спинке. А тем временем спасением из колодца Ларисы Панчак руководил прибывший к месту происшествия начальник восьмой Жмеринской пожарной части подполковник внутренней службы Владимир Грицюк. Стоявшие над колодцем спасатели сбросили ей пожарный пояс и попросили надеть его на себя. Женщина все сделала правильно, а когда спасателям наконец удалось вытянуть бледную и замерзшую Ларису из колодца, она, увидев, что сынишка жив-здоров и угрозы для его жизни нет упала без сознания. Позже мама малыша рассказала: «Как только отдала Димку спасавшему нас пожарному, почувствовала, что руки-ноги немеют и я погружаюсь в воду». Держаться женщину заставлял только страх за сына.
-- Мы совсем не чувствуем себя героями, -- продолжает Валентин Войцех, -- ведь просто выполняли свой профессиональный долг. Узнав об этой истории, мой отец, в прошлом подводник, много лет служивший на Северном Флоте, только и молвил «Молодец, сынок!». Кстати, через несколько дней после случившегося я увидел Димку в городе, крепко держащегося за папину руку. Поздоровавшись, Виктор, отец мальчика, сказал, что безмерно благодарен нам за спасение сына. На что я ему ответил, что он прежде всего должен благодарить женщину, которая так отважно бросилась в колодец за малышом. «А я здесь!» -- отозвалась стоявшая рядом женщина. Честно говоря, я и не узнал Ларису Это была уже не побелевшая и перепуганная женщина, а совершенно другая -- счастливая, веселая, жизнерадостная
А котенка, которого Димке не удалось спасти, мальчик не забывает. Чтобы малыш не грустил, ему уже подарили другого. Мальчонка с удовольствием играет с ним, а к злополучному колодцу и близко не подпускает. Хотя хозяева в тот же вечер забили колодец (которым они, имея водопровод, не пользуются, кстати, уже лет семь) досками. После случившегося соседи в шутку называют мальчика водолазом, космонавтом или парашютистом. А еще -- трижды рожденным. Ведь в год и три месяца малыш заболел тяжелой формой менингита, и врачи не давали никаких гарантий. Но Димочка выжил! И вот опять мальчик чудом не погиб в колодце
-- После этой жуткой истории сынишка целые сутки молчал. Мы уже начали думать, что он потерял дар речи, -- грустно говорит Лариса. -- Да и я все еще не могу прийти в себя, как только вспомню, что нам с Димкой пришлось пережить. К счастью, благодаря неравнодушию добрых людей сына удалось спасти. И слава Богу, что телефон -- большая редкость в нашем частном секторе -- оказался в соседнем доме, откуда тут же позвонили спасателям. И пожарные прибыли так быстро, что многие соседи просто поразились, и действовали очень четко, слаженно. А самое большое чудо -- что сынишка не поранился о торчавшую в колодце стойку, а зацепился за нее своей футболкой, сыгравшей в этой ситуации роль парашюта Наша семья искренне благодарна всем добрым людям, принявшим участие в спасении Димки. Сейчас мы стараемся помочь ему забыть о происшедшем, рассказывая сказки, разные занимательные истории. А он нет-нет да и вспомнит о котенке, о плохой водичке, о том, как мы в нее упали И ни к одному колодцу больше не подходит, потому что «там бабайка!». Еще Димка частенько вспоминает «своего дядю» -- так ласково он называет вытянувшего его из колодца Валентина Войцеха. Впрочем, нет худа без добра: переболев менингитом, малыш перестал проситься на горшок, и мы никак не могли приучить его к этому. А сейчас он опять начал проситься