Происшествия

Кто распродает пассажирский флот украины?

0:00 — 1 июня 2002 eye 1207

Мина в фарватер речфлота была заложена почти четыре года назад, когда распоряжением Кабмина (N543-р от 9. 07. 98) двенадцать кораблей Акционерной судоходной компании «Укрречфлот», в том числе восемь пассажирских лайнеров, были переданы в «сферу управления» Киевской городской госадминистрации. Сегодня трудно восстановить (а тем более понять) логику действий, вследствие которых госимущество стоимостью как минимум в 10 миллионов долларов полностью выводилось из-под контроля собственника -- государства -- и переходило фактически в безраздельное распоряжение бизнеса.

Новый «распорядитель» сразу поставил доверенные ему корабли… на прикол

Впрочем, изначальный замысел прослеживается довольно отчетливо. Сама столичная администрация, естественно, не могла эксплуатировать суда, особенно грузовые, потому корабли определили как бы в лизинг Киевскому речному порту. Это в принципе противоречило и законодательству, и сути проводимого в стране с 1992 года эксперимента, в ходе которого намечалось навести элементарный порядок в речном транспорте: корабли планировалось отдать специализированным судоходным компаниям, а за портами закрепить лишь их собственное имущество. А упомянутый фривольно создаваемый «портово-судовый» симбиоз, как совсем нетрудно предположить, -- это всего лишь маневр, призванный тщательно замаскировать процесс окончательного отчуждения у государства кораблей, в первую очередь пассажирских лайнеров.

Получив права «распорядителя», речпорт решил на какое-то время… придержать суда на приколе. И, надо заметить, часть из них преднамеренно была доведена до такого состояния, что впору было отдавать концы — и на металлолом… Трудно сказать, в какие сроки должен был «уложиться» сей процесс «потопления» одной из самых солидных украинских флотилий, но произошло непредвиденное.

Сотрудники Киевского Управления по борьбе с организованной преступностью во время одной из проверок обнаружили, что речпорт, которому переданы в распоряжение государственные суда, и сам давно фактически разграблен. Принадлежащее ему имущество распродано за бесценок -- в основном за рубеж. А «хозяин» порта Константин Молодковец, как оказалось, научил «плавать» даже портовые краны! Распродажа осуществлялась через фирмы и фирмочки, которыми «Киевречпорт» к тому времени оброс, словно ракушками. Только по договорам о «совместной деятельности» с фирмами Венгрии и Югославии из страны было вывезено портового оборудования и техники на сумму свыше 1,2 миллиона долларов. Более того, речпорт доставлял технику зарубежным «партнерам» и даже отлаживал ее на местах новой прописки за собственный счет.

По идее, аналогичная участь ждала и полученные «в управление» теплоходы. Но когда вскрылись аферы с распродажей порта и «выплыла» сумма прямого убытка от него (те самые 1,2 млн. долларов), президент ОАО «Киевский речной порт» К. Молодковец, не дожидаясь результатов проверок, ушел «по собственному желанию», даже не передав документы.

И хотя было выявлено множество злоупотреблений, уголовные дела по этим фактам так и не были возбуждены. Материалы расследования затонули в недрах столичной прокуратуры. А сам г-н Молодковец, «нырнув» с зашатавшегося под ним портового причала, объявился… все при тех же теплоходах — во главе спешно созданной коммунальной судоходной компании «Киев», которой речпорт и передал «свои» пассажирские и грузовые теплоходы.

Часть из них почти сразу отправили «на работу» за рубеж, мотивируя это «перспективным сотрудничеством» с московскими судоходными компаниями. Но в Москве команды украинских теплоходов оказались на берегу, а «борты» стали ресторанами. В новосозданной же КСК «Киев» тем временем разрабатывались варианты «обмена» теплоходов на сухогрузы…

Куда же «уплыли» государственные суда, переданные в управление столичной власти?

Примечательно, что даже после бегства из речпорта г-н Молодковец довольно долго продолжал представляться… президентом ОАО «Киевский речной порт». Оставались, видимо, какие-то сомнения в «легитимности» создания компании «Киев»… Кстати, в документах по коммунальной судоходной компании формулировка упомянутого выше распоряжения Кабмина о передаче судов «в управление» странным образом, как бы сама собой, трансформировалась в «право владения и распоряжения».

Корабли, правда, оставались пока вроде бы столичной коммунальной собственностью. Но трудно ли, имея некий опыт руководства портом, обойти и этот риф? На самом высоком уровне была пролоббирована идея создания на базе государственного (а фактически -- бесхозного) флота так называемого совместного предприятия (СП), которое, по замыслу, совершенно беспрепятственно могло бы вывести киевские теплоходы в «свободное плавание», оставив в собственности города… лишь призрачный след от компании «Киев».

Правда, вначале этот замысел напоролся на «скалу» Минтранса: тогдашний министр В. Пустовойтенко наотрез отказался подписывать соответствующий документ. Но, как ни странно, «добро» на создание СП было-таки получено -- в обход не только Минтранса, но и Минэкономики, и Фонда госимущества. Ответственные решения по этому вопросу фактически принимались на Крещатике, 36, то есть на уровне столичной власти. И только вмешательство парламентского Комитета по вопросам строительства, транспорта и связи, а также Союза промышленников и предпринимателей, приостановило реализацию проекта.

По распоряжению Кабмина в марте 2002 года была создана спецкомиссия по проверке эффективности использования судов, переданных когда-то «в управление» столичной администрации. А в апреле комиссия представила уже свои выводы. В частности, было установлено, что суда являются все-таки госимуществом, которое, как указывается в документе, «безосновательно находится в пользовании третьих лиц», а само государство при этом «не получает средства» от эксплуатации этого имущества. По подсчетам Минфина, участвовавшего в расследовании этой судоходной аферы, потери государства уже составили свыше 13 миллионов гривен. В итоге представленные правительству на прошлой неделе выводы комиссии были исчерпывающе просты и категоричны: «Отменить распоряжение Кабинета министров N 543-р, вернуть собственность в первоначальное состояние»!

Еще более жесткими оказались выводы экспертов Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции. В письме (N 23-20 от 21. 05. 2002) на имя премьер-министра страны, подписанном министром Александром Шлапаком, не только указано, что Киевгорадминистрация передала суда компании «Киев» с огромным ущербом для государства, но и особо отмечено, что Минюсту следует «провести юридическую экспертизу договоров», с тем чтобы обеспечить безусловное возвращение судов в сферу управления Министерства транспорта.

По заслуживающей доверия информации, в Кабмине уже подписан соответствующий документ, поставивший наконец все на свои места. Однако… сами корабли пока все еще находятся за пределами Украины, причем по несусветно кабальным договорам. А в киевских властных «заводях» то тут, то там продолжает выныривать все тот же Константин Молодковец, многозначительно намекая на «поддержку» со стороны известных народных депутатов и высоких правительственных чиновников. Но это уже больше похоже на блеф. Хотя, по большому счету, сегодня следовало бы не только вернуть суда законному владельцу, но и вспомнить о материалах прошлых расследований, которые почему-то и не стали уголовными делами.