Мина в фарватер речфлота была заложена почти четыре года назад, когда распоряжением Кабмина (N543-р от 9. 07. 98) двенадцать кораблей Акционерной судоходной компании «Укрречфлот», в том числе восемь пассажирских лайнеров, были переданы в «сферу управления» Киевской городской госадминистрации. Сегодня трудно восстановить (а тем более понять) логику действий, вследствие которых госимущество стоимостью как минимум в 10 миллионов долларов полностью выводилось из-под контроля собственника -- государства -- и переходило фактически в безраздельное распоряжение бизнеса.
Впрочем, изначальный замысел прослеживается довольно отчетливо. Сама столичная администрация, естественно, не могла эксплуатировать суда, особенно грузовые, потому корабли определили как бы в лизинг Киевскому речному порту. Это в принципе противоречило и законодательству, и сути проводимого в стране с 1992 года эксперимента, в ходе которого намечалось навести элементарный порядок в речном транспорте: корабли планировалось отдать специализированным судоходным компаниям, а за портами закрепить лишь их собственное имущество. А упомянутый фривольно создаваемый «портово-судовый» симбиоз, как совсем нетрудно предположить, -- это всего лишь маневр, призванный тщательно замаскировать процесс окончательного отчуждения у государства кораблей, в первую очередь пассажирских лайнеров.
Получив права «распорядителя», речпорт решил на какое-то время придержать суда на приколе. И, надо заметить, часть из них преднамеренно была доведена до такого состояния, что впору было отдавать концы — и на металлолом Трудно сказать, в какие сроки должен был «уложиться» сей процесс «потопления» одной из самых солидных украинских флотилий, но произошло непредвиденное.
Сотрудники Киевского Управления по борьбе с организованной преступностью во время одной из проверок обнаружили, что речпорт, которому переданы в распоряжение государственные суда, и сам давно фактически разграблен. Принадлежащее ему имущество распродано за бесценок -- в основном за рубеж. А «хозяин» порта Константин Молодковец, как оказалось, научил «плавать» даже портовые краны! Распродажа осуществлялась через фирмы и фирмочки, которыми «Киевречпорт» к тому времени оброс, словно ракушками. Только по договорам о «совместной деятельности» с фирмами Венгрии и Югославии из страны было вывезено портового оборудования и техники на сумму свыше 1,2 миллиона долларов. Более того, речпорт доставлял технику зарубежным «партнерам» и даже отлаживал ее на местах новой прописки за собственный счет.
По идее, аналогичная участь ждала и полученные «в управление» теплоходы. Но когда вскрылись аферы с распродажей порта и «выплыла» сумма прямого убытка от него (те самые 1,2 млн. долларов), президент ОАО «Киевский речной порт» К. Молодковец, не дожидаясь результатов проверок, ушел «по собственному желанию», даже не передав документы.
И хотя было выявлено множество злоупотреблений, уголовные дела по этим фактам так и не были возбуждены. Материалы расследования затонули в недрах столичной прокуратуры. А сам г-н Молодковец, «нырнув» с зашатавшегося под ним портового причала, объявился все при тех же теплоходах — во главе спешно созданной коммунальной судоходной компании «Киев», которой речпорт и передал «свои» пассажирские и грузовые теплоходы.
Часть из них почти сразу отправили «на работу» за рубеж, мотивируя это «перспективным сотрудничеством» с московскими судоходными компаниями. Но в Москве команды украинских теплоходов оказались на берегу, а «борты» стали ресторанами. В новосозданной же КСК «Киев» тем временем разрабатывались варианты «обмена» теплоходов на сухогрузы
Примечательно, что даже после бегства из речпорта г-н Молодковец довольно долго продолжал представляться президентом ОАО «Киевский речной порт». Оставались, видимо, какие-то сомнения в «легитимности» создания компании «Киев» Кстати, в документах по коммунальной судоходной компании формулировка упомянутого выше распоряжения Кабмина о передаче судов «в управление» странным образом, как бы сама собой, трансформировалась в «право владения и распоряжения».
Корабли, правда, оставались пока вроде бы столичной коммунальной собственностью. Но трудно ли, имея некий опыт руководства портом, обойти и этот риф? На самом высоком уровне была пролоббирована идея создания на базе государственного (а фактически -- бесхозного) флота так называемого совместного предприятия (СП), которое, по замыслу, совершенно беспрепятственно могло бы вывести киевские теплоходы в «свободное плавание», оставив в собственности города лишь призрачный след от компании «Киев».
Правда, вначале этот замысел напоролся на «скалу» Минтранса: тогдашний министр В. Пустовойтенко наотрез отказался подписывать соответствующий документ. Но, как ни странно, «добро» на создание СП было-таки получено -- в обход не только Минтранса, но и Минэкономики, и Фонда госимущества. Ответственные решения по этому вопросу фактически принимались на Крещатике, 36, то есть на уровне столичной власти. И только вмешательство парламентского Комитета по вопросам строительства, транспорта и связи, а также Союза промышленников и предпринимателей, приостановило реализацию проекта.
По распоряжению Кабмина в марте 2002 года была создана спецкомиссия по проверке эффективности использования судов, переданных когда-то «в управление» столичной администрации. А в апреле комиссия представила уже свои выводы. В частности, было установлено, что суда являются все-таки госимуществом, которое, как указывается в документе, «безосновательно находится в пользовании третьих лиц», а само государство при этом «не получает средства» от эксплуатации этого имущества. По подсчетам Минфина, участвовавшего в расследовании этой судоходной аферы, потери государства уже составили свыше 13 миллионов гривен. В итоге представленные правительству на прошлой неделе выводы комиссии были исчерпывающе просты и категоричны: «Отменить распоряжение Кабинета министров N 543-р, вернуть собственность в первоначальное состояние»!
Еще более жесткими оказались выводы экспертов Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции. В письме (N 23-20 от 21. 05. 2002) на имя премьер-министра страны, подписанном министром Александром Шлапаком, не только указано, что Киевгорадминистрация передала суда компании «Киев» с огромным ущербом для государства, но и особо отмечено, что Минюсту следует «провести юридическую экспертизу договоров», с тем чтобы обеспечить безусловное возвращение судов в сферу управления Министерства транспорта.
По заслуживающей доверия информации, в Кабмине уже подписан соответствующий документ, поставивший наконец все на свои места. Однако сами корабли пока все еще находятся за пределами Украины, причем по несусветно кабальным договорам. А в киевских властных «заводях» то тут, то там продолжает выныривать все тот же Константин Молодковец, многозначительно намекая на «поддержку» со стороны известных народных депутатов и высоких правительственных чиновников. Но это уже больше похоже на блеф. Хотя, по большому счету, сегодня следовало бы не только вернуть суда законному владельцу, но и вспомнить о материалах прошлых расследований, которые почему-то и не стали уголовными делами.