Это детские сказки заканчиваются хэппи-эндом, обычно — свадьбой. А в жизни, как бы банально это ни звучало, с нее, собственно, все только начинается. Приблизительно так получилось и с окончанием парламентской спикериады. С тех пор в парламенте в основном объявляются перерывы. И не потому, что так хочется руководству, а потому, что следующий вопрос повестки дня — распределение комитетов — не решается без согласования между всеми фракциями. Вчера переговоры всех шести фракций (тьфу- тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) начались в полном объеме.
Виктор Ющенко на днях заявил: «Я молю Бога, чтобы он послал тем, кто берет власть в парламенте, понимание огромной ответственности». После этой проникновенной фразы лидера блока довелось услышать в кулуарах несколько циничное замечание: «Бог-то Бог, но и сам будь неплох». И действительно, те фракции, которые заявили о своей оппозиционности к условной «коалиции власти», выборы руководства парламента выиграть не сумели.
Практически на каждом прошедшем с «рокового избрания» пленарном заседании звучали объяснения такого результата: дескать, оказывается давление всевозможных видов и родов, которое-де и заставляет голосовать «по указке», покидать фракции. Сознательному же избирателю обидно: почему же никто героически не возьмет слово, чтобы рискнуть и публично рассказать, как и чем давили, что обещали? Страшновато? Не без того, но, в конце концов, год не 1937-й.
Четыре фракции, принадлежащие к условной (далеко не монолитной) оппозиции, ищут свое место в дальнейшей работе парламента. Судя по вчерашнему пленарному заседанию, «школьничанье», состоящее в попытках так или иначе задеть спикера или не посещать заседания согласительного совета, уступает место заявлению о позиции.
Так, «Наша Украина» по-прежнему настаивает на комплексном подходе к реформированию системы власти, и уже только в свете этого — к распределению комитетских портфелей, надеясь создать некий баланс представительства. Предложение фракции: подписать некий договор между парламентом, Президентом и правительством. О приблизительно такой же позиции заявили социалисты. Коммунисты как-то слишком прозрачно подчеркивают, что договоры особого значения не имеют, но делить портфели все же стоит на шестерых. А блок Тимошенко заявил, что выходит из «процесса дележа пустых портфелей» и отправляется в регионы, чтобы рассказать о ситуации в Верховной Раде. Более чем оппозиционно. Только не распустят ли парламент в таком случае? И кому это выгодно?
Тем временем фракции «Единая Украина» и СДПУ(о) несколько раз подчеркивали, что могут вынести свой пакет и найти мощности, позволяющие не учитывать тех, кто «не хочет договариваться». Впрочем, компетентные наблюдатели отмечают, что 226 голосов -- большинство, балансирующее на грани. И поэтому эксперимент с проверкой его на такую прочность для «коалиции власти» преждевременен.